Галина Молчанова
В апреле 2005 года компания "ИМА-консалтинг" провела широкомасштабное исследование азартного поведения. Его результаты позволяют понять возможные пути развития игрового бизнеса в России, а также осознать механизм азартного поведения в целом.
В последнее время в России отмечается расцвет игрового бизнеса: всевозможные лотереи, залы игровых автоматов, азартные интернет-игры, не говоря уже о казино. Играют все – подростки и пенсионеры, бизнесмены и домохозяйки. Игровые клубы открываются практически около каждого выхода из столичного метро, на каждой станции электричек в ближнем Подмосковье, почти в каждом провинциальном городке России. Чистая прибыль от всего игорного бизнеса России даже по самым скромным подсчетам составляет более 6 млрд. долл. в год. Кто-то выигрывает, обеспечивая себя на всю жизнь, кто-то проигрывает последние ботинки, а кто-то играет в меру, боясь в любой момент сорваться. Возникают вопросы: "Почему люди играют, причем все, от мала до велика, и играют азартно?", "Что такое азарт? Это форма психологической ловушки, мания, болезнь или предложенная нашим обществом возможность самореализации человека?". Ответы на поставленные вопросы получены в проведенном в апреле 2005 года компанией "ИМА-Консалтинг" исследовании азартного поведения.
По его результатам, более 70% опрошенных считают себя очень азартными или скорее азартными людьми и только 4,8% - совсем не азартными (рис.1). Причем под азартом понимается желание испытывать чувство победы, вовлеченности в игру, проявить себя, стать лидером, обыграть соперника. Некоторые под азартом понимают крайние формы - "желание поставить на кон все, даже свою жизнь".
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: "Скажите, пожалуйста, Вы азартный человек или нет?"
В процессе исследования были составлены портреты игроков, "обеспечивающих кассу" устроителям азартных игр: профессиональные игроки, интеллектуальные игроки, спонтанные игроки, "завязавшие" и "статусные" игроки.
1) Профессиональные игроки — те, для кого игра стала основной "профессией". Проигрыш для них является "текущими расходами" и вложением в будущий выигрыш, а выигрыш — фактически основным и единственным средством к существованию. Их стратегия: играть достаточно долго и по "определённой методе", чтобы "сорвать банк" и выйти из игры с выигрышем. Стратегия основывается на точном, с их точки зрения, научном (математическом) расчёте и на глубоком знании психологии людей. Для них характерен строго рациональный подход. Их тактика: имея минимальные риски на проигрыш и, по‑возможности, имея максимальные шансы на выигрыш, играть достаточно долго для того, чтобы в момент выигрыша оказаться "в нужном месте в нужное время". Можно описать их тактику как тактику волка‑охотника, отслеживающего, не отбилась ли какая овца от стада. Их движущий мотив: получить выгоду, заработать на жизнь.
2) Интеллектуальные игроки — те, для кого игра не более чем дорогое, но всё же развлечение, тешащее самолюбие. Можно выделить два типа интеллектуальных игроков. К первому типу относятся реализовавшие себя в социальном плане бизнесмены, с развитой саморегуляцией, которые способны позволить себе эксклюзивное — а потому дорогое — развлечение "играть на риске в чистом его виде". Проигрыш для них является лишь эмоциональной встряской интеллекта ("щекоткой нервов", которую в жизни и от работы они в таком остром и свежем состоянии уже не получают), а выигрыш — абстрактной целью, приносящей сугубо моральное удовлетворение, поскольку он сумел победить в заведомо проигрышных условиях: "Когда иногда хочется себя подогреть, когда ты действительно всерьез начинаешь включать в себе интуицию, то материальное подкрепление это активизирует". Их стратегия: положиться на случай и, выиграв, доказать себе, что ты не просто незаслуженный "везунчик" по жизни, а "заслужил" те блага, что имеешь. Такое отношение хорошо сочетается с протестантской этикой, подразумевающей, что успешность в мирских делах — это показатель избранности богом. Эта концепция доминирует в умах бизнесменов. Их тактика: игра "на равных", противопоставление слепому случаю (на стороне которого математическая вероятность избыточного риска) силы собственного профессионального интеллекта. Их мотив: получить удовлетворение от решения сверхзадачи (которая, в принципе, не под силу человеческому уму, но считается ими решённой в случае существенного выигрыша). Ко второму типу относятся образованные, но не добившиеся признания в социальном плане люди. Для них также игра выступает как возможность доказать себе, что "он может чего-то достичь в жизни", выигрыш выступает так же, как и в первой группе, прямым подтверждением высокого интеллектуального потенциала человека, но, временно, не способного доказать, что "для него есть тоже место под солнцем";
3) Спонтанные игроки — те, для кого игра стала образом жизни. Такие игроки не осознают своей зависимости от игры, хотя реально она их всецело захватывает и "ведёт" по жизни. Таких игроков психологи и психиатры ещё называют аддиктивными (от англ. addiction — "склонность к чему-л., пагубная привычка"). Проигрыш для них является явлением с "обратным знаком", то есть подстёгивает играть ещё больше, чтобы "добиться своего" — выиграть. Для таких игроков характерно фантазийное, нереалистичное, мифологизированное представление о сути игры. Они игнорируют суть игры, а видят только свою цель (выигрыш), в принятии решений доминирует эмоциональный фактор. А выигрыш для них — "американская мечта" мгновенного обогащения, чтобы "потом всю жизнь не работать". Можно предположить, что стремление к "халявному" обогащению захватывает их, они становятся некритичными, все ресурсы жизни направляются на достижение раз осознанной цели. Очень важно, что таких людей влечёт: (1) чужой пример (они убеждаются, что выигрыш возможен, возникает зависть, проистекающая из отсутствия собственных достижений, которым можно было бы объективно завидовать; в игре видят реальный — и часто последний и единственный — шанс); (2) личный мотив "реваншизма" у всего общества, у неудавшейся жизни. Задавая себе вопрос "тварь ли я дрожащая или права имею?" еще больше подстегивают себя играть дальше. Их стратегия: оказаться "умнее всех" и обыграть устроителей азартных игр. Особое внимание обращаем на этот факт: не "поймать удачу за хвост", не испытать свою "везучесть", а именно целенаправленно суметь "наказать". Их тактика: имея "тайное знание" (личное знание, замешанное на их субъективном представлении), основанное главным образом на их простом желании выиграть, а не на объективном анализе самой игры, играть "по системе" и обыграть устроителей азартных игр, "наказать" их на выигрыш. Их мотивы: в один прекрасный день въехать в эту жизнь на белом коне, отомстить всем обидчикам. Желание отыграться за все обиды и унижения. Такими людьми руководит уязвлённое самолюбие, отсутсвие близких друзей, семьи, любимой и доходной работы, несамореализованность. Как видно, все мотивы проистекают из деструктивных положений, из действия "назло", "вопреки", "в противовес". Такой игрок мыслит в ограниченных категориях и внутри предложенной системы: он с лёгкостью принимает условия азартных игр и не может начать мыслить шире их рамок.
4) "Завязавшие" игроки, "раньше играл, а после этого – завязал. Дал себе зарок не играть на большие деньги. Боюсь, если сорваться, то все… Тогда я буду проигрывать все, что у меня залежалось в кармане". Такие игроки хотят играть, игра их эмоционально заряжает, но они выработали допустимые границы – "проигрываю 500 рублей и ухожу". Они систематично играют, но им важен не результат (т.е. выигрыш), а только процесс игры. Мотивы: "постоянно испытывать адреналин в крови, без игры жизнь теряет краски", "игра – лекарство от повседневного стресса".
5) "Статусные" игроки – те, которые играют "за компанию", ради соответствия своей социальной группе, они делают те ставки, которые приняты в его социальной группе.
Неожиданным оказалось, что большинство игроков (без деления на типы), указывали на то, что начали играть, потому что им хотелось как-то проявить себя, сделать так, чтобы их заметили, хотелось абсолютной, неоспариваемой никем, победы. Как сказали бы психологи, у них была нереализованная потребность в признании или самореализации. Азартная игра, особенно если она сопровождалась выигрышем, позволяла испытать новые эмоции, "ощущение, что летишь в облаках". Далее появлялась потребность снова испытать эти эмоции. Затем игра начинала выполнять "психотерапевтические функции".
На сегодняшний день в обществе сложились благоприятные условия для развития игрового бизнеса, поскольку люди находят в игре возможность удовлетворения своих нереализованных потребностей – самореализации, признания и т.п. Однако как только другие сферы, связанные с досугом, начнут активно эксплуатировать тему самореализации и самовыражения и вести агрессивную политику продвижения, то игровому бизнесу, безусловно, придется менять свою тактику воздействия на целевые аудитории.