Смекни!
smekni.com

Преодоление барьеров развития креативности и творческих способностей (стр. 1 из 3)

Александр Хайем (Alexander Hiam), бакалавр Гарвардского университета, корпоративный консультант и разработчик учебных программ для повышения квалификации сотрудников компании General Motors.

Какие социальные и внутренние барьеры мешают развитию ваших творческих способностей, и как если не устранить их полностью, то хотя бы добиться значительного снижения их сковывающего воздействия на ваши профессиональные и личные достижения.

Креативные барьеры — это:

1. Недостаточное разнообразие навыков 2. Ограниченные возможности для приобретения новых навыков 3. Незначительное количество трудностей 4. Ослабленное чувство персональной ответственности 5. Ограниченное количество вариантов решения 6. Отсутствие моделей поведения 7. Окружающие готовы принять ограниченное число вариантов 8. Санкции 9. Страхи 10. Личная узость мышления 11. Биполярное (альтернативное) мышление 12. Чрезмерная уверенность в себе 13. Постоянный недостаток времени 14. Процедурные ограничения 15. Бюрократизм 16. Лидеры с ограниченным мировоззрением 17. Ограничения, накладываемые процессами в группе 18. На вас давят, чтобы добиться согласия 19. Перфекционизм 20. Боязнь ошибки 21. Боязнь отказа 22. Боязнь утратить контроль 23. Гордость 24. Личные фильтры 25. Физический дискомфорт 26. Больная спина/позвоночник 27. Слишком конкретное мышление (избыточный практицизм) 28. Узость мышления 29. Приятие существующего положения вещей (конформизм) 30. Низкая самооценка на работе

Креативные барьеры

1. Недостаточное разнообразие навыков. Трудно быть креативным, раз за разом выполняя одну и ту же работу. Напротив, люди, использующие разнообразные навыки, более креативны. Чтобы извлечь пользу, улучшая собственную квалификацию, ищите возможности для освоения и использования новых навыков. Скажем, возьмите новые задания на работе или займитесь интересным делом. Старайтесь не упустить возможность приобрести необычные навыки. Смена работы и дополнительное образование очень хорошо сказываются на личных творческих способностях.

2. Ограниченные возможности для приобретения новых навыков. Если ваша работа ограничивает вас в приобретении новых навыков, то ваше творческое воображение может оскудеть. Боритесь со стереотипами на работе, ищите возможности для взаимного обмена и параллельного обучения.

3. Незначительное количество трудностей. Если в жизни или на работе перед вами встает слишком мало трудностей, то, вероятнее всего, вам трудно проявить свои творческие способности. Многие люди избегают трудностей, они боятся связанных с ними неудобств и риска. Часто те же самые люди говорят, что существование навевает на них скуку, а значит, вызовы являются здоровой и необходимой составляющей человеческой жизни. Для того чтобы найти сложное задание, вы можете добровольно предложить свою кандидатуру для выполнения непопулярной работы, заставить себя попробовать что-нибудь новое, провести каникулы там, где вы никогда не бывали и т. п.

4. Ослабленное чувство персональной ответственности. Когда человек ощущает себя одной из множества спиц в колесе, у него нет мотива быть креативным. Вы сможете справиться с чувством, что ваши усилия не имеют значения, если начнете общаться с людьми, которым нужны результаты вашей работы. Определите их предпочтения. Выясните главное: можете ли вы найти индикаторы или единицы измерения для собственных усилий? У всякой работы свои особенности, но вам будет непросто увидеть значение собственного вклада в общее дело, если вы сами себя не оцените.

5. Ограниченное количество вариантов решения. Если вы принимаете заданный подход к проблеме, то в поисках решений заранее «сужаете круг подозреваемых». Вы закрываете глаза на необычные альтернативы, ограничивая число рассматриваемых возможностей. Чтобы справиться с этой проблемой, просто попытайтесь использовать разнообразные методы и инструменты креативного мышления.

6. Отсутствие моделей поведения. Многих из нас окружают люди, чье поведение нельзя назвать креативным. Из-за этого мы сами лишаемся мужества вести себя творчески. Чтобы справиться с этой проблемой, следует сделать два шага. Во-первых, откройте для себя мир творческих людей. Вы можете читать о них книги, смотреть фильмы и т. п. Во-вторых, старайтесь проводить время в компании с творческими людьми. У вас есть знакомые художники, актеры, ученые, любознательные журналисты или воспитатели в детском саду, с которыми вы можете регулярно общаться? Даже полчаса в неделю в компании с такими людьми подстегнут ваши креативные способности.

7. Окружающие готовы принять ограниченное число вариантов. Часто на работе и дома к новым идеям относятся критически, или же их вовсе игнорируют. Если ваше окружение именно таковым и является, то вскоре вы перестанете озвучивать новые идеи, а со временем совсем перестанете их генерировать. Признайте, что окружающие негативно относятся к вашим креативным идеям и этим наносят вред вашим творческим способностям; чтобы выправить положение, найдите людей, которые будут с готовностью и любопытством обсуждать ваши мысли (если вокруг нет никого, кому вы могли бы доверить свои мысли, значит, вы оказались в нездоровой ситуации и в вашу жизнь срочно необходимо внести изменения). Вы также можете вести журнал идей, куда вы будете заносить свои мысли, а затем работать над ними. Диалог с самим собой может стать частичной заменой обсуждения идей с другими людьми.

8. Санкции. Когда другие люди активно противодействуют творческому мышлению, очень сложно быть креативным. Очень часто нестандартный подход вызывает наказание или порицание. Во многих организациях всякий сотрудник, высказывающий или использующий творческие идеи, считается источником проблем. Похожая ситуация складывается в школах — неудивительно, что у большинства людей привычка к творчеству разрушается еще в период взросления. Существуют лишь две здоровые реакции на подобное положение дел: во-первых, добивайтесь, чтобы организация изменила сложившуюся практику. Для этого вы можете приводить рациональные доводы в пользу поощрения креативности. Во-вторых, вы должны создать свое творческое подполье. Проявляйте креативность так, чтобы не привлекать внимание людей, накладывающих санкции. Но только, пожалуйста, не отказывайтесь от творчества.

9. Страхи. Многие люди опасаются предлагать творческие идеи. Их пугает перспектива показаться странными и несговорчивыми. Они боятся, что их предложения высмеют, раскритикуют или подвергнут цензуре. И такая реакция действительно возможна, а следовательно, креативное поведение не всегда безопасно.

10. Личная узость мышления. Если вы вошли в одну колею и постоянно используете привычные подходы, то очень и очень сложно мыслить креативно. Необходимо разрушить оковы мышления. Если вы не можете решиться на крупные изменения, то для начала сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее. Посетите необычное место. Вы принесете себе огромную пользу, если станете чаще общаться с далекими от вас людьми — теми, с кем у вас мало общего и кто не входит в ваш привычный круг.

11. Биполярное (альтернативное) мышление. Сколько возможностей вы обычно рассматриваете, когда ищете решение проблемы? Многие люди ограничивают свою мысль двумя альтернативными вариантами. Они сами ставят себя в положение человека, оказавшегося на развилке двух дорог. При рассмотрении проблемы целесообразно учесть все возможные варианты, а не только два из них.

12. Чрезмерная уверенность в себе. Если вы думаете, что у вас уже есть правильный ответ, то лишаете себя даже малейшего шанса рассмотреть альтернативные подходы. Некоторая самоуверенность встречается очень часто, особенно у людей, которые обладают опытом или квалификацией. Но во многих случаях прежний опыт ограничивает нашу точку зрения на новые возможности. Чтоб справиться с ограничениями, накладываемыми чрезмерной уверенностью в своей правоте, попробуйте изменить базовые допущения с точностью «до наоборот». Например, если вы полагаете, что традиционный путь решения проблемы правилен, скажите себе, что традиционный подход ошибочен и. попытайтесь найти доводы в пользу нового — противоположного допущения.

13. Постоянный недостаток времени. Очень трудно быть креативным в спешке. Вместе с тем нам часто недостает времени. Возможно, не в ваших силах избавиться от недостатка времени. Однако вы можете предпринять определенные шаги и высвободить время для творческого размышления над важными вопросами. Ваша задача: а) определить по одной теме на каждый день и направить на нее всю свою креативность; б) составить расписание, в соответствии с которым вы будете расходовать свое время на творчество. Например, если вас беспокоит какая-либо проблема, и вы не видите по-настоящему удачного решения, найдите один час в течение дня, когда вы сможете выйти на прогулку и подумать о ней. Кроме того, быстрая поступь современной жизни заставляет человека соглашаться с необходимостью принимать мгновенное решение даже в тех случаях, когда нет недостатка времени. Спросите себя, нельзя ли отложить решение на день или неделю. Пусть оно подождет, а вас тем временем может озарить, — и вы сделаете лучший выбор. Некоторые рекомендуют каждое утро вставать на полчаса раньше и составлять список своих идей и сомнений — все, что придет вам в голову. Так вы очистите свое мышление для множества проблем и трудных задач, с которыми вам приходится сталкиваться ежедневно. Эта методика позволит вам почувствовать, что у вас больше времени, и вы лучше контролируете свою жизнь, чем прежде. Другой подход предполагает практиковать ускоренную генерацию идей. Вы сможете лучше использовать тот небольшой объем времени, которое в вашем расписании отведено на творчество.

14. Процедурные ограничения. Когда существуют твердо установленные процессы и процедуры, очень сложно рассматривать творческие альтернативы. Регулирование, привычка или традиция диктуют отрицательный ответ на большинство предложений. Подобная ситуация лишает нас смелости даже просто задумываться о возможных вариантах. С этим барьером очень сложно справиться. Часто процедурные ограничения присутствуют в большей степени в нашем восприятии. Когда мы достаточно долго одним и тем же образом что-то делаем, нам начинает казаться, что существуют твердые процедурные требования, в то время как в действительности мы имеем дело лишь с набором своего рода привычек. Поэтому следует подвергать тщательному рассмотрению все действия, за которыми закреплена определенная процедура, — как на работе, так и в жизни. Во многих случаях выясняется, что помимо отсутствия воображения не существует никаких ограничений, препятствующих изменению процедуры.