За описанными выше негативными тенденциями угадывается фундаментальная проблема – человек теряет уверенность в том, что его жизнь имеет смысл. Речь идет не о том “смысле”, который предлагают ему прагматики рыночной экономики (делай карьеру, зарабатывай деньги, приобретай вещи и т.д.), и не о том, который навязывает ему поп-культура (больше секса, больше удовольствий, больше приключений). Речь идет о том высшем личностном смысле, к которому всегда стремился человек, видевший звезды над собой и ощущавший присутствие нравственного закона в себе.
В чем же здесь проблема? Дело в том, что во всех видах практической деятельности: на производстве, в науке и здравоохранении, даже во многих видах искусства – достижение положительного результата, успеха сегодня связывается с согласованной и целенаправленной деятельностью коллектива, группы, что требует от всех входящих в нее индивидов сознательного самоограничения собственной инициативы и активности во имя успешного достижения общих целей. В центре внимания психолога, работающего в сфере экономики, при этом все чаще оказывается не столько человек как индивид, личность, сколько “человеческий ресурс”, “коллективный субъект”, группа в совокупности внутренних и внешних связей. Роль специалиста, менеджера внутри фирмы все чаще сводится к своевременному и точному выполнению функциональных обязанностей, определяемых менеджментом более высокого звена. При этом внутренние правила (корпоративная этика и т.п.) требует, как правило, частичного или почти полного отказа человека от своего индивидуального “Я” в пользу “коллективного Я” в интересах получения группой положительного результата, который во все большей степени понимается как продажа вещественного результата деятельности на рынке. Только после этого индивид через процессы распределения и перераспределения получает свою личную долю в обезличенном сертификате его вклада в реализованный продукт – деньгах. Поэтому сегодня все более типичной является ситуация, когда человек вынужден отказаться от представления о себе как центральной фигуре Мира, Общества, Истории, и вынужденно воспринимает себя как клеточку в неком социальном механизме, для него чуждом, холодном, бездушном.
И вот, сегодня мы призываем на помощь СМИ, пытаемся использовать факторы культуры и воспитания, чего только ни делаем, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни – и видим, что все больше людей не справляются с жизненными проблемами и депрессия распространяется по миру подобно эпидемии гриппа. Депрессия сегодня – это болезнь номер один в развитых странах на всех континентах. Можно сказать, что депрессия является той ценой, которую платит большинство людей в развитых странах за свой относительно высокий уровень материального благосостояния, который позволяет не заботиться о проблемах физического выживания или о том, хватит ли денег на обед завтра. Однако достижение высокого уровня материального благосостояния требует от человека высокого уровня специализации, и ради того, чтобы стать высокооплачиваемым специалистом, он вынужден от многого отказываться. Человек цивилизованный сегодня является полностью зависимым от тех благ, которые ему эта цивилизация предоставляет. Он, в некотором смысле, становится ее рабом, потому что не умеет не то что добыть себе пропитание путем сбора грибов и ягод, охоты и приготовления пищи на костре, но оказывается полностью бессильным в ситуации, когда отказывает водопровод, канализация и СВЧ-печка, а рядом нет ресторана или отеля. Этот фактор способствует закреплению депрессивных тенденций и развитию на фоне депрессии специфических форм психопатологических расстройств, которые проявляются в форме деструктивного поведения по отношению к себе (суицид) или окружающим (агрессия).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей все человечество. На 51 сессии ВОЗ были объявлено: депрессия уже вышла на первое место в мире среди причин неявки на работу, на второе – среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. Если не будет принято соответствующих мер, то к 2020 году депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран. Только экономике США она наносится ежегодный ущерб в 53 млрд. долларов. Эта сумма включает в себя стоимость 290 миллионов потерянных рабочих дней, психотерапевтической помощи и снижения трудоспособности.
В настоящее время депрессия опережает все прочие психические расстройства по степени ущерба для трудоспособности и соответственно по доле лет, потерянных для полноценной жизни. В США, согласно данным Американской психиатрической ассоциации депрессией страдает 15 млн. человек. Другие исследования оценивают распространенность депрессивных расстройств гораздо выше – более 26% среди женщин и 12% среди мужчин. По некоторым оценкам – количество больных депрессией в России увеличивается на 3-5% ежегодно. На сегодняшний день до четырех пятых населения России перенесли депрессии различной тяжести.
Система образования сегодня не справляется с проблемами наркотизации школьников, жестокого обращения с одноклассниками и учителями, вовлечения в проституцию и иные виды противоправной деятельности. Быстро распространяется новая проблема – синдром Интернет-зависимости, когда дети сутками просиживают у компьютеров, не в силах оторваться от мониторов, а виртуальные герои и игровые мотивы вытесняют события и проблемы мира действительности на далекую периферию. Это свидетельствует в том числе и о том, что школьники не видят перед собой личностно значимой перспективы, не справляются с возрастающими в геометрической прогрессии учебными нагрузками, и пытаются скрыться от действительности в наркотическом дурмане или виртуальных пространствах, а педагоги не в силах предложить ничего, кроме дальнейшего увеличения интенсивности занятий и числа дисциплин.
Как можно решить описанные выше труднейшие проблемы, не раскрывая детям и их воспитателям-педагогам перспективу духовного подъема, вечной жизни? Как можно объяснить им, что постоянная целенаправленная работа над собой – это обязательное требование на этом пути? Как можно объяснить принципиальную разницу между теми внешне красивыми, но ложными образцами, которые ему предлагает как путь к “духовному” современная поп-культура и сектантские организации? Тем более что поп-культура и сектантство всегда предлагают легкие и красивые пути, а реальность продвижения к истинной духовности – это всегда сложный путь, требующий полной самоотдачи, постоянного контроля за тем, а в правильном ли направлении я иду, а ведет ли избранная мной дорога к Храму?
И тот интерес, который сегодня вновь появился у педагогов, психологов, социальных работников к концепции самоактуализации, говорит о том, что она дает человеку возможность выбрать правильное направление в жизни, поверить в себя и свою личностную значимость, и приступить к работе над собой, над своим самосовершенствованием. Эта концепция ни в коем случае не претендует на универсальность, на то, что она в состоянии дать ответы на большинство вопросов. Однако она дает человеку методологию построения “концепции Я”, отвечающей реалиям мира действительности, предлагает большой спектр приемов, позволяющих даже в самых сложных условиях найти в себе тот потенциал, который нужен обществу, и реализовать этот потенциал в социально приемлемых формах. Правило социальной приемлемости целей и форм реализации своего потенциала сегодня крайне важно, потому что мы все действительно живем в очень хрупком мире, который ни в коем случае нельзя рассматривать как некую сцену, как декорацию, на фоне которой некий клан избранных осуществляет свою личностную самоактуализацию, видя в остальных людях лишь статистов.
Здесь необходимо отметить, что авторы концепции самоактуализации считали необходимым интегрировать в нее все лучшее, что есть не только в психологической и гуманитарной науках, но и все то истинное знание, которое содержится за пределами традиционной науки. И здесь необходимо отметить, что и с точки зрения современной психологии, и с точки зрения науки каббала, какой мы ее узнали из работ М.С. Лайтмана, задачи современной психологии заключаются не столько в поиске путей облегчения симптомов современных социальных болезней, сколько в нахождении корней этих болезней, и в обеспечении человека своего рода лоцией, позволяющей в море различных теорий, концепций и практик выбрать те, которые подходят ему как личности и позволяют двигаться в правильном направлении, через самоактуализацию к обретению высшего смысла жизни и его реализации.
Человек должен всегда быть готов извлечь уроки из заложенного в его жизненной ситуации не путем ухода от нее в суицид, депрессию и наркотики, а путем заключения мира с самим собой, со своей истинной природой. Ведь каждый кризис таит в себе семена роста, шанс пересмотреть свое поведение, остановиться и выяснить, что в его напряженной жизни является источником страдания. Кризис может помочь самоочищению, помочь лучше и глубже постичь собственную природу, понять значение высших ценностей в жизни и попытаться изменить свою жизнь, гармонизировать ее. Всем психологам необходимо помнить ключевое положение А.Маслоу и К. Роджерса – отказ от саморазвития неизбежно приводит человека к нервным, психическим расстройствам, чреватым “свертыванием” навсегда тех способностей, которые не используются, не развиваются.
Концепция самоактуализации
Первые научные работы по проблеме самоактуализации были опубликованы в США в середине ХХ века группой ученых, в которую входили Г. Оллпорт, Г. Мюррей, Г. Мерфи, Д. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, К. Гольдштейн, Ш. Бюлер, О. Хаксли, Д. Бьюдженталь, которые объявили себя “третьей, гуманистической ветвью” психологии.