Смекни!
smekni.com

Как разговаривать с прессой (стр. 3 из 4)

Содержательный блок

Правило 1. Держите в уме заготовленные заранее тезисы. При любом ответе на вопрос старайтесь развернуть его так, чтобы ваш ответ убедил зрителя, что вы откомментировали именно ту проблему, которая была перед вами поставлена.

Правило 2. Не спешите отвечать на вопрос, подумайте. Даже если интервью идет в прямом эфире, несколько секунд на обдумывание ответа иной раз того стоят.

Правило 3. Старайтесь вести свою линию. Если вы чувствуете, что интервью идет к своему завершению, а нужный вам тезис не прозвучал, следует выбрать удобный момент и задать самому вслух вопрос, на который у вас готов ответ.

Правило 4. Избегайте односложных ответов. Вам предоставлена возможность довести свою точку зрения до зрителя, и ваша задача максимально использовать этот шанс. Короткие фразы могут быть использованы лишь для усиления драматичности ситуации или демонстрации решимости исправить положение.

Правило 5. Не отвечайте вопросом на вопрос. Зритель рассчитывает получить вашу точку зрения, а не дополнительную головоломку.

Правило 6. Избегайте излишней статистики. Нагромождение цифр затрудняет восприятие основной мысли. Кроме того, статистика относительна, и вас всегда можно будет впоследствии обвинить в неточности и, что еще хуже, в неинформированности.

Правило 7. Используйте простой разговорный язык, и вас не уличат в зазубривании текста ответов, подготовленных заранее и поэтому, как правило, имеющих характер формальных, четко нарезанных фраз.

Правило 8. Не следует казаться фамильярным. Не обращайтесь к корреспонденту по имени. Может сложиться впечатление, что вы давно находитесь в приятельских отношениях, и он при любом раскладе на вашей стороне, что вызовет недоверие у зрителя к сказанному вами.

Правило 9. Используйте принцип акцентированной концовки. Корреспондент заинтересован в завершении интервью «на высокой ноте». Помогите ему в этом, когда почувствуете, что ваша беседа близится к завершению.

Поведенческий блок

Здесь самое важное – постараться вести себя как можно более естественно.

Правило 1. Никогда не смотрите в камеру. Лучше всего о ней вообще забыть. Вы разговариваете со своим собеседником, поэтому и смотреть надо на него. Если вы общаетесь с группой журналистов, обращайтесь к тому, кто задал вопрос.

Правило 2. Не опускайте глаза и не отводите взгляд в сторону. Вас можно уличить в неискренности, но хуже того – в «даче заведомо ложных показаний».

Правило 3. Не поднимайте глаза к потолку, а тем более их не закатывайте. Кроме эстетически неприглядного вида ваших белков сложится впечатление, что все это мероприятие вам порядком надоело. Да и ответа на поставленный вопрос вы на потолке не найдете.

Правило 4. Держитесь спокойно, с достоинством. Не раскачивайтесь в кресле из стороны в сторону, взад-вперед. Мало того, что это совсем не свидетельствует о вашей мнимой расслабленности, это еще и повод говорить о вашем внутреннем волнении, а то и психическом дискомфорте. Да и стоящий перед вами микрофон не повторяет в такт ваши движения, а посему звук будет «плавать». Не держитесь за микрофон!

Правило 5. Следите за выражением вашего лица. Оно должно гармонировать с содержанием сказанного. Понятно, что улыбка производит более благоприятное впечатление, чем печальный вид. Разговор о несчастье «с улыбкой на устах» может запомниться надолго.

Правило 6. Сохраняйте внутреннее спокойствие. Даже если вам кажется, что вопрос поставлен некорректно, а то и вовсе провокационно, не теряйте самообладания. Ваше раздражение по отношению к корреспонденту вызовет ответный всплеск неприятия вашей персоны у зрителя, а при умелом монтаже и неприязнь.

Правило 7. Не складывайте руки на груди. Это говорит о том, что вы не готовы к открытому диалогу, а то и вообще ушли в глухую защиту.

Правило 8. Не держите руки в карманах. Это говорит о вашей неопрятности, неуважении к собеседнику и даже может свидетельствовать о недостоверности предоставляемых вами сведений. Кроме того, неизбежно возникнет соблазн поиграть мелочью и позвенеть ключами, а это – ненужное шумовое сопровождение.

Правило 9. Не ставьте руки на бедра. Это – показатель вашего агрессивного настроения.

Правило 10. В положении сидя положите руки на стол. Можно держать кулак одной руки в ладони другой, однако при этом не перебирайте большими пальцами, ибо эти движения отвлекают зрителя.

Правило 11. Не стучите по столу кулаком, пальцами или каким-либо предметом, оказавшимся в руках. Если это авторучка, не щелкайте ею, а тем более не разбирайте ее на части.

Правило 12. В ходе интервью стоя позвольте рукам принять естественное положение, пусть даже они располагаются вдоль туловища. В этом случае ваш вид не будет таким уж неловким, как это вам самим может показаться.

Правило 13. Не размахивайте руками, подкрепляя жестами сказанное. Оператор может не рассчитать длину ваших верхних конечностей, и они просто-напросто «выпадут из кадра». Но уж если вы обычно помогаете себе жестикуляцией, держитесь в рамках приличия.

Правило 14. Не прикрывайте рукою рот. Кроме нарушения артикуляции этот жест может рассматриваться как неуверенность и стыдливость.

Правило 15. Не сидите с расставленными широко ногами, положив руки на колени. Одни психологи утверждают, что такая позиция означает готовность к схватке. Другие – желание побыстрее покинуть место действия. И ни одно из этих заключений для вас не подходит. В этом положении вы в лучшем случае будете походить на Деда Мороза.

Правило 16. Не сидите нога на ногу. Не вы смотрите телевизор, а смотрят на вас. Мнимая расслабленность – не лучший для вас союзник. Кроме того, такая поза создает невидимый барьер между вами и корреспондентом. Вполне допустимо скрестить ноги в области лодыжек. При этом надо следить за тем, чтобы носки были темного цвета и покрывали икры.

После интервью убедитесь, что корреспондент получил всю информацию, необходимую для завершения работы над материалом, куда войдет ваш синхрон. Наступает момент расслабления, и операторы обычно используют это время для того, чтобы снять перебивки. Микрофон на камере может быть включен, что позволяет записывать ваши реплики. Большинство журналистов не используют эту возможность для получения информации (это негласный закон, построенный на взаимном доверии), но если что-то бывает сказано экстраординарное, это как минимум сохранится в архиве.

Все вышеупомянутое справедливо и для подготовки участника студийной передачи и так называемых ток-шоу. Однако при этом важно предварительно получить ответы на следующие вопросы:

Какой характер программы – общественно-политический или познавательно-развлекательный?

Идет ли передача в записи или в прямом эфире?

Какова ее продолжительность?

Кто ведущий программы? Каков его настрой?

Это беседа один на один или же участие принимают несколько человек? Кто эти люди? Союзники или оппоненты?

Кто выступает в качестве основного героя или это разговор равных партнеров?

Присутствуют ли на передаче зрители? Будут ли от них вопросы?

Будет ли заключительное слово предоставлено вам?

Ответы на эти вопросы определят целесообразность участия вас или вашего представителя в программе.

Радиоинтервью

Этот вид интервью имеет несколько особенностей, которые нельзя не учитывать.

Правило 1. Не пользуйтесь шпаргалками! Вы думаете, если вас не видно, то можно уткнуться в текст и индифферентным голосом его озвучивать. Не обольщайтесь! Шуршание листов бумаги и не замечаемая только вами скованность выдадут вас с потрохами.

Правило 2. Говорите законченными предложениями. Это помогает редактору работать над плавностью звучания вашего синхрона.

Правило 3. Не делайте частых и продолжительных пауз в прямом эфире. Если на телеэкране картинка сглаживает этот недостаток, то «молчащий» радиоприемник выглядит по меньшей мере странно.

Правило 4. Не заполняйте паузы мычанием, кашлем и вздохами. Это еще хуже, чем молчать!

Правило 5. Избегайте слов-паразитов. Некоторые люди, так сказать, не подозревают, как, в общем, часто они их, на самом деле, употребляют, пока не прослушают, в принципе, запись своего как бы интервью и так далее.

Интервью для информационных агентств

Как правило, эти интервью носят событийный характер и отличаются оперативностью. При общении с представителями прессы вообще стоит следить за каждым своим словом, однако здесь это правило следует блюсти с особым вниманием. Ваше сообщение моментально диктуется на ленту новостей, и вы не успеете дойти до кабинета начальника, чтобы доложить о проведенном мероприятии, как он будет все знать, а вы – его реакцию. А с развитием телефонов мобильной связи корреспонденту достаточно вместо диктофона использовать самый примитивный «мобильник», чтобы по окончании вашей заключительной фразы лишь добавить: «…заявил сегодня журналистам представитель министерства обороны».

Интервью для органов печати

Особенностью этого вида интервью и одновременно его преимуществом с точки зрения интервьюируемого является то, что с корреспондентом, при необходимости, можно договориться о просмотре текста готовящегося к печати материала (это положение, кстати, предусмотрено Законом о СМИ). После соответствующей правки вы можете чувствовать себя более-менее уверенно и спокойно. Однако надо иметь в виду, что затягивать с правкой текста никак нельзя, и если был уговор вернуть доработанный материал к определенному сроку, это должно быть сделано. Для этой продукции время сдачи номера в печать свято. И если важное заявление или комментарий сделаны сегодня, то завтра вы его должны обязательно обнаружить на шуршащих страницах утренних изданий. А сегодняшние газеты, в которых напечатаны позавчерашние новости, годятся только для завертывания рыбы.