"В Народном суде Нижнеломовского района недавно слушалось дело в отношении некоей Р., бывшей доярки одного из колхозов района. Она обвинялась в хищении колхозной собственности. Будучи неплохой дояркой, она иногда надаивала несколько больше молока, чем другие работницы фермы, и вместо того, чтобы сдать его государству, незаметно отливала по стакану-другому своим детям, после чего, спрятав под одеждой, приносила ворованное домой. Кроме того, она собирала на поле зерно, оставшееся после уборки, привлекая к хищению колхозной собственности двенадцатилетнюю старшую дочь…
Народный суд дал суровое, но заслуженное наказание расхитителям социалистической собственности. Учитывая, что Р. является вдовой воина Советской армии, погибшего смертью храбрых в период Великой Отечественной войны, и матерью троих детей, младшему из которых исполнилось пять лет, срок наказания ей снижен с восьми до пяти лет заключения в исправительно-трудовом лагере, а ее дочери дан год условно".
Комментарии вряд ли нужны.
В кратком историческом экскурсе то же «Предисловие» упоминает о периоде застоя: «…годы так называемого «застоя»…». В книге И.В.Бестужева-Лады один из разделов назван так: «Хрущёвщина-брежневщина: торжественный марш на месте». Академик РАН А.Н.Яковлев: «Эпоха Брежнева – золотые годы «Номенклатурии»… Именно застой в экономике и обстановка всеобщей безответственности создавали плодотворную почву для перехода власти к силовым структурам» ( Op. cit. C. 552).
Подведём итог. Итак, для одних «в том числе» ничтожный процент виноватых, для других «в том числе» - не виноватые, а их, как мы знаем – миллионы. Одни застой называют «так называемым» и заключают в кавычки, которыми его как бы ликвидируют. Для других он – реальность с длинным шлейфом бедствий и невзгод.
Говорят, Бог наделил нас свободой нравственного выбора. Пусть Совесть (слово, сегодня непопулярное) скажет каждому – где интеллигентность, а где лукавство, совмещённое с интеллектом. Тогда и выяснится, не пролетает ли поблизости редкая птица – Совесть, без которой, в конечном счёте, никому не выжить - ни интеллигенции, ни тем, кто себя к ней не причисляет. Не выжить без святой наивной веры в избитую (битую многократно) истину: «добро остаётся добром в прошлом, будущем и настоящем» (Владимир Высоцкий).
«Бойтесь равнодушных!» - завещал Бруно Ясенский, один из миллионов без вины виноватых. Пока есть неравнодушные – жизнь продолжается. Они есть. Вот несколько имён из многих: Зоя Богуславская, Борис Васильев, Андрей Вознесенский, Леонид Жуховицкий, Фазиль Искандер, Римма Казакова, Андрей Макаревич, Николай Шмелёв, Владимир Войнович, Андрей Волос, Олег Чухонцев, Асар Эппель, Олег Павлов. Газета, в которой напечатано их обращение к министру образования РФ, именует их «представителями российской интеллигенции, встревоженными планами пересмотра стандартов по литературе» («Известия», 19 июля 2003. - С. 5). Обсуждение их позиции в задачи этой статьи не входит. Важно, что интеллигенция живёт, и что связь времён не порвалась. Прошлое пусть будет не образцом, а уроком для будущего.
Ближайшее будущее не очень обнадёживает. Но и беспросветным оно не видится.. Пока будет дорога, будут и ухабы. Пока есть грабли, на них будут наступать. При всём том оптимизм – не глупость, и прожитые годы не могут его «отменить». Движение вперёд можно задержать, но не остановить. Вряд ли сторонникам самодержавия и прочего в том же духе удастся предотвратить выход на общественную арену поколения патриотов без кавычек - интеллигентных людей, способных противостоять самовластью, мракобесию и насилию. Тогда не будет надобности в подвижничестве немногих, и историческую миссию интеллигенции в России можно будет считать завершенной.