Краевский Володар Викторович, докт. пед. наук, проф., академик РАО
Если принять за точку отсчета прошлогоднюю конференцию, посвященную педагогической науке и ее методологии в контексте современности, можно сказать, что сегодня мы в более конкретном плане продолжаем и развиваем то, о чем тогда говорили и о чем договорились.
О важности и всеобъемлющем характере задач, возникающих в связи с необходимостью модернизации образования, говорится в тексте «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Там, в частности, указывается, что определение направления модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Модернизация образования определяется в этом документе как масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Далее отмечается, что она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.
Столь широкая постановка вопроса не отменяет необходимости специально-научного и методологического анализа сложных проблем, возникающих в связи с задачей модернизации. То, что она выходит за рамки узко понимаемой проблематики педагогической науки и ее методологии, не значит, что эти отрасли знания могут не участвовать в работе. Наоборот, дел у них прибавляется. Какие же это дела?
Прежде всего, именно педагогика как единственная специальная наука об образовании, должна выполнять системообразующую роль в формировании научно-методического обеспечения модернизации образования. Неудачи прежних попыток реформирования образования во многом были следствием фрагментарности и противоречивости предложений к такому реформированию, которые предлагались с разных сторон, представителями различных научных дисциплин, ни одна из которых (кроме педагогики) не изучала образование в качестве собственного специального объекта. Поэтому единая, системная основа всей деятельности реформирования отсутствовала, голос педагогической науки, которая могла бы предложить такую основу, по крайней мере, в важнейшей сфере – содержании образования, был слышен плохо. Анализ причин такого положения – специальная тема, кстати, не раз уже обсуждавшаяся. Ограничимся пока констатацией факта. Последствием стало перманентное реформирование образования, которое не удовлетворяло никого.
Тем не менее, о полном провале говорить не приходится. Преобразование некоторых участков образовательной сферы шло успешно, о чем сказано в упомянутом документе. Речь идет не столько о собственно педагогических, сколько о государственно-политических и социально-экономических преобразованиях конца 1980-х – начала 1990 гг., которые оказали существенное влияние и на российское образование, позволив реализовать академическую автономию учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ. Получил развитие негосударственный сектор образования. Получили признание и широкое распространение принципы гуманизации и демократизации, вариативности, альтернативности, многоукладности, развивающего характера образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ об образовании и федеральном Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Однако произошедший в 1990-х годах общий системный социально-экономический кризис затормозил позитивные изменения. Как теперь говорят, «зависла» проблема содержания образования, ключевая для того, что называют модернизацией, обозначенная в Концепции модернизации как определяющая. Обзор современного состояния образования в документе начинается с характеристики содержания школьного образования как устаревшего и перегруженного.
Критика содержания образования нацелена на явно избыточный объем фактических знаний, который дается в школе, на отсутствие связи изучаемого материала с жизнью (которая отнюдь не заканчивается с поступлением в институт), на преобладание репродуктивных знаний, не связанных с возможностями развития личности. На заседании Государственного Совета Российской Федерации в августе 2001 г. говорилось, что основная коллизия, которую призвана разрешить модернизация образования, состоит в оторванности образовательной отрасли от потребностей страны, и что нуждается в изменении «малоэффективное содержание общего образования».
Таким образом, не приходится сомневаться в том, что существующее положение дел действительно нельзя признать удовлетворительным. Однако, если на время отвлечься от первого традиционного вопроса: «Кто виноват?» и перейти к ответу на второй: «Что делать?», проясняется логика движения в поле образовательной теории и практики.
Само выявление этой логики - одна из задач методологического анализа. Модернизация образования – практическая задача. Научное знание относится к числу средств ее решения. Получение этого средства и способы его применения, а также связь между практической задачей и научной проблемой – все это вопросы методологического характера.
Общая логика такова: ставится практическая задача (модернизация образования), затем выявляется и формулируется совокупность специально-научных проблем, решение которых будет способствовать решению практической задачи. Решение их даст знания, которые войдут в систему научно-методического обеспечения модернизации. Функции методологии педагогики: определение характера знаний, входящих в такое обеспечение, разработка способов их получения, выявление структуры обоснования нормативных материалов (например, образовательных стандартов), в которое могут быть включены знания из разных областей научного знания, и т.д.
Анализ результатов методологических исследований в педагогике за последние десятилетия показывает, что в общем виде многие их этих проблем были решены. В контексте вопроса о связи педагогической науки и практики были выявлены факторы, обусловливающие динамику этой связи. Первый их них - изменение тенденций развития общества, условий жизни в нем, смена идеологических ориентиров, возникновение в социуме новых задач. Соответственно меняются цели образования, а с ними - его содержание, методы образовательной деятельности, объекты научного анализа и многое другое. Второй фактор – разрыв между желаемым и действительным, целью и результатом образовательного процесса. Третий – логика развития педагогической теории, точнее, теоретической деятельности в данной области.
Покажем, к каким результатам приводит анализ этих факторов применительно к проблеме модернизации образования.
Главной потребностью, определяемой всем контекстом социального развития современного общества, сегодня, в условиях радикальных изменений в российском социуме, является обеспечение гуманистической направленности образования, при которой ученик оказывается в центре педагогического процесса, становится его действенным участником как на этапе проектирования, так и на этапе реализации. Во главу угла ставится принцип уважения к личности школьника, учета в содержании образования его духовного потенциала.
Сущностью образовательного процесса становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный. Гуманизация процесса обучения как обязательный элемент включает в себя гуманитаризацию содержания образования, рассматриваемую не только как увеличение удельного веса гуманитарных предметов, а как процесс формирования у учащихся представлений о ценности каждой человеческой индивидуальности, осознания себя как личности и одновременно своей принадлежности к обществу, социуму и природе в целом. Требуется всемерное развитие мировоззренческой, научной, политической, эстетической, нравственно-этической, культуры. Она предполагает развитие общекультурных компонентов в содержании образования, усиление внимания к гуманитарным методам познания действительности.
Необходим, далее, перенос акцента с усвоения знаний на их самостоятельное получение. Основное требование к современному ученику – уметь учиться самостоятельно.
Вектором, определяющим направление всей модернизации образования, становится перераспределение теоретического и практического знания в содержании образования: увеличение доли практических знаний и умений.
Модернизация требует использования в обучении новых информационных и телекоммуникационных технологий, предполагающее обеспечение функциональной грамотности учащихся.
Целям обеспечения потребности и права граждан на получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности служит распространение дистанционного обучения.
Особая роль в удовлетворении обозначенных выше общественных потребностей принадлежит личностно ориентированному образованию. Задача обучения состоит в том, чтобы обеспечить индивидуальную зону творческого развития и самореализации ученика.
Очень большое значение в «очеловечивании» содержания образования в современных условиях имеет художественное образование школьников. Новая социальная ситуация привела к необходимости трансформации потребностей в этой образовательной сфере. Опыт показывает, что пристальное внимание общества и школы к вопросам эстетической и художественной культуры учащихся может в определённой мере нейтрализовать негативное влияние социальной среды на духовный мир подрастающего человека.
Развитие человека как личности и субъекта деятельности в образовательном процессе предполагает развитие следующих личностных качеств: эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе, позитивного отношения к миру и принятия других людей, самостоятельности и автономности; мотивации самоактуализации, самосовершенствования, в том числе развития мотивации учения как важнейшего элемента мотивации самосовершенствования.