Лейбниц вводит концепцию предустановленной гармонии: тело и дух живут по своим законам, но между ними есть соответствие (гармония предустановленная Богом). (ТИчнер, как яркий представитель параллелизма говорил о различие мысли о действии телесного акта).
Позиция психофизического параллелизма (которая стала преимущественным основанием для психологии как самостоятельной науки) в том, что психическое идет параллельно физиологическому ,но не может быть из него объяснено. Есть соответствие и одновременность, но нет каузальности (в этом сильная сторона эмпирических концепций, которые не выходят за рамки того, что можно утверждать). Можно утверждать, что при определенной мысли о действии действие появляется, но мы не можем наблюдать эти механизмы. Факт перехода внешнего воздействия в ощущение (факт сознания) до сих пор наукой не раскрыт. Таким образом, концепция психофизического параллелизма переходит в психо-физиологических параллелизм, разделяемый большинством психологов (Вундт, более близко гештальт психология -- яркий вариант этой концепции).
В основе психофизической проблемы лежит:
1. дуализм (разделение всего сущего на два начала), противопоставление, противоположное разделение физического и психического. С другой стороны, за этим лежит позитивная мысль о специфичности психического.
2. мысль о вторичности психического в сравнении с телесным.
Во время развития теории психофизического параллелизма развивалась также и теория психофизического взаимодействия, в основе которой лежит положение о значимости психических процессов ( в параллелизме существование психики не обязательно -- все протекает на физиологическом уровне -- эпифеноменализм, на позиции которого стояли многие материалистические концепции --Гоббc, Гартли (атомизм)). В теории взаимодействия есть идея взаимного влияние одного на другое.
К тому же в параллелизме (в особенности в психологии сознания в которой психика сведена к сознанию) встает вопрос о возникновении или изначальном существовании психики вместе с телом. С развитием биологии эта концепция получает развитие: психика появляется с необходимостью на определенном этапе развития организма и имеет определенную функцию (что не может быть объяснено в параллелизме).
Разработка психофизической проблемы в духе монизма. Одновременно с концепцией дуализма (Декарт), Спиноза выдвинул концепцию монизма: нет двух субстанций, а есть единая природа (Бог), которая имеет разные свойства (атрибуты) и тогда сознание и тело есть атрибуты природы. Монизм утверждает единство мира в разных проявлениях: духовного и материального. Проблема была в соотношении этих атрибутов. Лейбниц (как рационалист) обращается опыту: чем выше организация тела, тем выше духовное сознание. Из этого возникает вывод о функциональной связи между ними. Таким образом сознание есть функция движения, активности тела в пространстве. Чем больше эта активность тела, тем к большей способности расположено тело (?)., а "к чему способно тело, еще никто не разгадал", а чем к большему способно тело, тем больше развит атрибут души. Эта система не отвечает вопрос о развитии и существовании этих атрибутов -- природа всегда была, есть и будет, -- такой, какой мы ее знаем".
Несмотря на то, что эта концепция более адекватна многим научным открытиям более преобладает концепция дуализма, основанная на изъятия мира сознания из остального мира и рассмотрение его как отдельной, самостоятельной реальности.
Становление и развитие эмпирической психологии как науки.
Начала эмпирический психологии связано с идеями Бэкона, Гоббса, Локка в том, что явления сознания и есть та область, которая должна придти на смену понятия о душе. Локк сформулировал представления о внутреннем опыте как о новом предмете психологического исследования. Возникает новое направление исследования, в котором единственным предметом изучения признаются явления сознания. Вся психология как самостоятельная наука развивалась на базе этого представления (особенное развитие эта линия получила во французском материализме). В философском плане основные понятия этого направления связаны с именами Локка, Гоббса, Декарта и Бэкона. С середины 19 в. выделение психологии как самостоятельной науки (как эмпирической науки о сознании), связано с именами Вундта, Тичнера, Джеймса, Брентано, Челпанова.
Основные вопросы этого направления:
1. Представление об опытных, а не врожденных источниках сознания. Тезис Локка о душе как о tabula rasa применим исключительно к явлениям сознания. Содержание, которое мы приобретаем с помощью нашего сознания складывается при жизни, поэтому в душе нет никаких опыта, знаний вне полученного опыта. Опыт понимается как индивидуальный, пассивный (воздействие внешнего мира). Объяснение явлений сознания происходит из самого сознания, то есть из более простых образований сознания объясняются более сложные. Сознание замкнуто в самом себе и его описание и объяснение не выходят за рамки самого сознания. Здесь встает вопрос о механизмах работы сознания, решаемые у Локка: 1. механизм ассоциации (собственный механизм сознания, некоторым образом отражающий внешние по отношению к человеку связи, которые в силу повторения становятся фактами сознания субъекта; 2. собственные акты ума (акт обобщения например). В такой замкнутой структуре возникает проблема механизмов, законов, которые действуют при возникновении таких связей (особенно у Вундта). Единственным адекватным методом получения научного знания о сознании является интроспекция (позже дополненная Вундтом методом эксперимента, а также исследованием явлений развития человеческого духа -- речи, мифов, обычаев и т.п.). Таким образом, складывается эмпирическая психология как опытное знание о явлениях сознания (включающее изучение процессов ассоциации и т.д). Сразу же возникает принципиальные трудности в подходе эмпирической психологии указанные еще Лейбницем: невозможность представления души как 'чистой доски'. В душе уже от рождения существуют какие-то ростки, задатки знания, то есть есть нечто врожденное, что уже после рождения получает развитие. Это критика базового понятия эмпирического подхода. Также Лейбниц признавая важность опыта как образующего сознание, протестовал против пассивности сознания, а требует апперцепции (активности, благодаря которой внешние явления становятся фактами нашего сознания; того, что присоединяется к перцепции). Также он не соглашался с положением о тождественности всех психических явлений сознанию (если только явления сознания представляют из себя предмет исследования, то вся психика сводится к сознательному, что и подчеркивал Локк, и в несогласии с этим величие Фрейда). Лейбниц был первым, который ввел понятие бессознательного (начало 18 в. "Новый опыт о человеческом разумении") на основе общего закона о непрерывности, который Лейбниц распространял на всю Вселенную.
С одной стороны эмпирическая психология являлось основной формой развития психологических знаний в это время (была еще рационалистическая, схоластическая традиция, идущая от Фомы Аквинского, которая тоже развивалась, но достаточно узко и завершилась в 18 в. в философии Х.Вольфа), но она развивалась раздираемая противоречиями (сознание--несознание и т.д.).
У Выготского в 'кризисе' сказано, что эмпирическую психологию путают с эмпиризмом как отсутствием теории. Но эмпирическая психология это теория, это определенная концепция, в основе которой лежит представление Локка и Декарта о сознании, об основных характеристиках и источниках понимания этого сознания.
Одновременно с эмпирическим подходом возникла психофизическая проблема (HIST_8).
Естественно-научная и культурно-историческая ориентация в психологии (зарубежной и отечественной).
Ланге раньше Выготского описал кризис в психологии в "Борьбе воззрений в современной психологии", где говорит о двух ликах психологии -- один, обращенный к естествознанию, физиологии (наука о причинностях психической жизни, преимущественно познавательная и интеллектуальная, ищет общие законы; ), другой -- к наукам о духе, истории и социологии (наука о ценностях, волюнтарная, интересуется индивидуальными, историческими переживаниями).
Виндельбанд (неокантианство) противополагает науки естественные (и психологию в том числе) или причинно-объяснительные наукам историческим или описательным. Таим образом в конце 19 в. обращается к методологии (во времена расцвета работы Вундта). Риккет есть область природы и область истории, включающее понятие ценности. Т. Липпс в пределах психической жизни различает объективные содержания (данные мне ощущения, восприятия) и субъективные (мои - акты, стремления, чувствования). Лосский построил свою волюнтаристическую психологию на этом различении. Таким образом, КИ и ЕН являются двумя фундаментальными установками в психологии отражающие результат всего ее развития.
Предшественниками ЕН являются: Гартли, сформулировавший первую ассоцианистическую концепцию в психологии указывал на источник своей концепции -- физическую теорию Ньютона (по оценке современников Гартли --проводилась аналогия между объяснением мира Ньютоном и Гартли в области физического и психического соответственно) и сам закон ассоциации описывался по аналогии с законами Ньютона (притяжение, распространение возбуждения участков мозга результирует в объединение представлений по законам ассоциаций). Дж. Милль в "Системе логики" разрабатывал единую методологию для естественной и моральных наук, суть которой была естественная. Сама "наука -- естественная наука" и других пониманий быть не может.
Факты из истории психологии подтверждающие сильное влияние естественной ориентации в психологии: