Смекни!
smekni.com

Установочные лекции для ГосЭкзамена по специальности "общая психология" (стр. 3 из 4)

1. Психология развивалась под сильным развитием естественных наук. Преобразование предметной области исследований (душа, явление сознание, поведение, деятельности) происходило в значительной степени под влиянием естественных наук. Например Вундт перешел от понятия психологии как науки о внутреннем опыте к пониманию психологии как науки о непосредственном опыте, так как усмотрел опасность противопоставления внутреннего и внешнего опыта и соответствующих наук в том, что психология изолирует себя из научного сообщества (которое изучает природу с помощью научных процедур, а не субъективных методов). "Нет двух форм опыта, а есть единый опыт нераздельного субъекта-объекта (позже у Рубинштейна)". Поэтому возможны две формы изучения: 1. абстракция от субъекта и изучение объекта в поле естествознания, 2. изучать объект, данный субъекту (что объект вызывает в субъекте -- чувства, мысли и т.д.). Тогда есть науки о непосредственном опыте (психологии), и есть об опосредствованном (естественные). Но так как опыт один, то методы сложившиеся в других науках вполне адекватны полю психологии (эксперимент, наблюдение). Главная заслуга Вундта в том что он ввел эксперимент (постулируя единство методов научного изучения опыта). Этот переход был связан с пониманием ситуации в естествознании.

Развитие ЕН парадигмы привело к созданию функционализма, бихевиоризма. Ориентация на историю, социологию поставило вопрос о специфике психологии, исключения ее из ЕН и включению только в КИ контекст [4].

С ориентацией на естествознание связано выделение психологии в самостоятельную науку (Вундт, Сеченов).

О месте экспериментального метода в психологии.

С введением эксперимента психология превратилась в самостоятельную науку (личность -- эксперименты Дембо по вызыванию гнева в школе Левина, творчество -- Вертгеймер, психическое развитие -- Лейпцигская школа (психология диффузных переживаний; психическое развитие как изменение изначально целостных образований, их преобразование и т.д.); 2. в КИ концепции Выготского исследовались ВПФ с точки зрения их образования в онтогенезе, в актуалгенезе). Таким образом ЕН экспериментальная парадигма оказалась усвоенной психологией. Особое место здесь занимают эксперименты в гештальт психологии (преобразование эксперимента к психической реальности: если раньше изучались эффекты воздействия на объект, то у Левина ситуация преобразовалась во взаимодействие экспериментатора с испытуемым.)

КИ ориентация: Описательная и понимающая психология Дильтея и Шпрангера, ведущая свое начало от французской социологической школы. Однако, необходимость не просто понимания существования субъекта в условиях культуры, а включение этого факта в сферу психологического исследования, привела к противопоставлению объяснения и описания. Возник вопрос о цели и значении объяснения (предвосхищение явлений, их формирование, искусственное получение и т.д.) и предложено было вернуться назад к феноменам.

Сюда же относится французская концепция, а гуманистическая психология или логотерапия Франкла ориентирована на КИ парадигму.

Деятельностный подход сочетает в себе и ЕН и КИ.

Итак по структуре вопроса: асссоцианизм, бихевиоризм (являющийся оборотной стороной ассоцианизма, так как там идет речь об установлении связей не между элементами сознания, а между поведенческими актами), рефлексология [5] (идущая от Бехтерева).

Историческая оценка этих ориентаций.

В ассоцианизме ассоциация есть фундаментальное явление психической жизни как и реакция на стимул в бихевиоризме. Однако это не является полным описанием, но тем не менее оценить эти направления можно по смыканию психологии с практикой (еще в 18 в.)

Проблема отношения психологии к марксизму.

1910-1920 -- время кризиса. В отечественной психологии были представлены направления (имевшие соответствующие западные аналоги)

1. в частности существовала эмпирическая отечественная психология (связанная с открытием в 1912 психологического института): Челпанов, Нечаев, Сикорский. Эта эмпирическая психология имеет много общего с психологией Вундта (явления сознания, как предмет, самонаблюдение дополненное экспериментом, анализом физиологических коррелятов психических процессов, наблюдение за животными и развитием ребенка). Челпанов развивал проблему предмета и метода в психологии, установку на аналитический метод (как метод теоретической психологии).

2. В 1863 вышла книга Сеченова 'Рефлексы головного мозга' наметившего как программу естественно научную линию. Эта линия сложилась в критике эмпирической психологии: 1. практическая бесполезность эмпирической психологии. [6]

3. Оригинальное отечественной психологии возникло на стыке с философией (философская психология). Франк: недостаточность эмпирической психологии в отрыве явлений сознания от остальной реальности. Душевную жизнь нельзя ограничить рамками души. Непосредственный опыт не позволяет понять душевную жизнь вне соотнесения душевных процессов и явлений с областью высшего ценностного знания (религия, философия, культура). Основным методом психологии (задача которой в изучении души как целостного образования в соотношении с высшим) является самонаблюдение в смысле целостного живого знания (а не аналитического). Эта психология сходна с психологией Дильтея и Брентано.

Соотношение этих направлений между собой: интроспективная психология (Челпанов) была наиболее распространенной и официальной. По философской ориентации она была идеалистической. И постреволюционная задача переориентировала психологию на марксизм (то есть на материализм). Здесь и возникла проблема отношения психологии к марксизму. Источник проникновения марксизма был: 1. внешне инициированное идеологическое давление, 2. трудности внутри эмпирической психологии (кризис был во всем мире и многие направления подвергали ее резкой критике). Эта психология была ограничена непосредственным опытом индивидуального сознания. Отсюда возникла тема марксизма, значение которой состоит в том, что на ее базе возник деятельностный подход, отчасти КИ концепция Выготского, а в контексте мировой науки эти направления вошли и в мировую психологию (Бехтерев, Павлов, Сеченов; Выготский, Рубинштейн, Леонтьев). Под влиянием марксизма преобразовалась предметная область психологии -- деятельность как предмет и метод исследования.

Варианты деятельностного подхода. Исторически различаются понятия деятельности (которое возникло раньше: педология Басова) и деятельностную концепцию, впервые возникшую у Рубинштейна 1922, в которой сформулировано понятие единства сознания и деятельности. Затем в 'проблемах психологии В трудах К.Маркса' 1934 и в учебнике 1935. С 30-х годов начинается деятельность Харьковской школы Леонтьева развивавшей этот подход 1931. Два варианта -- Рубинштейна и Леонтьева составляют основу для деятельностного подхода.

Деятельностный подход возник как единственно правильный, научный подход в психологии (на базе единственной философии - марксизма). Поэтому вся остальная психология является предысторией психологии. Марксизм является неотъемлемой частью научного менталитета XX века (Фромм). Порочно считать марксизм единственной научной основой психологии (как в психологии -- деятельностный подход).

Ценность марксизма в решении ряда дискуссионных проблем. Соотношение деятельностного подхода с КИ теорией Выготского: в идейном отношении они связаны (опосредованность функций -- анализ трудовой деятельности). В КИ акцент сделан на общении, роли знаков и их усвоения, а ДП на деятельности, но понятие интериоризации является базовой для обоих концепций.

Бихевиоризм.

Рассмотрение в логике Выготского (родственность развития бихевиоризма и психоанализа): 1. эти направления строили общепсихологическую концепцию, 2. они были направлены против какого-то одного аспекта эмпирической психологии.

Бихевиоризм -- против субъективизма (понимание предмета и метода), то есть ставящий проблемы объективности. У Ярошевского эта проблема вообще научной психологии. Однако решение этой проблемы было осуществлено радикально, за счет вытеснения субъективного из психологии вообще.

Бихевиоризм ставил практическую цель предсказания и управления поведением ('психология должна стать лабораторией общества'). У Скинера это превратилось в задачу манипулирования. Поэтому критика как антигуманистичного подхода.

Бихевиоризм явился результатом развития науки и его предпосылками были: из изучения Торндайка (о научении), учение Лойда Моргана, объективная зоопсихология Беккса, Леба. Концепция Уотсона не определяла понятие поведения (это парадокс), она сводила его к внешним проявлением -- совокупность реакций на стимулы. Поведение изучалось в отрыве от опосредующих его условий. Проблема научения является центральной для бихевиоризма, так как Уотсон считал, что врожденных форм поведения не существует. Отсюда вопрос о формировании новых реакций пол принципу обуславливания. В необихевиоризме различия существуют вокруг понимании принципа обуславливания: оперантный бихевиоризм Скинера, Толмен.

Практическое значение: обучение, психотерапия (модификации поведения), различные формы социального научения.

Французская социологическая школа (ФСШ).

ФСШ указала на необходимость за рамки непосредственного переживания в систему отношения общества, культуры, истории.

Дюркгейм: основное отличие человека (управляется сознанием) и животного (управляется инстинктами). Организм на уровне человека спиритуализируется; идея двойственности человека (индивидуальное, организмическое и социальное, источник подлинно человеческого в человеке). Отсюда следует, что человек живет не в соответствии со своими природными задатками, а на основе представлений усвоенного человеческого опыта (понятий, законов); снижение роли наследственного в человеке (сейчас не происходит развитие новых видов, биологически все закончено) и решающее влияние общества на формировании сознания. Не из психических фактов рождаются социальные институты, а наоборот из общественных институтов появляются изменения сознания (родительские чувства, чувство собственности. Все сознание коллективно. Индивидуальность и личность продукт длительного исторического развития связанное с разделением труда приведшего к необходимости самоопределения личности в обществе.