К. Халли гипотетико-дедуктивная система. Поведение есть там, где можно сказать о наличии потребности и продолжается до тех пор пока не наступает ее редукция. Поведение целостно: скорость выработки навыка различна при приближении к цели (градиент цели); животное совершает незоканченные действия в лабиринте - антицип. проба. Подкрепление может происходить и изнутри (локус контроля).
Субъективный бихевиоризм Миллера-Галантера-Прибрама. Поведение управл. образ. + определенная программа, состоящая из системы операций - плана (всякий иерарх. построенный процесс, способн. контролировать порядок, в котором должна соврешаться последовательность операций). Образ - то, что организм узнает об окружающем мире. Для управления поведения неоюх. механизм обратной связи. Процессы , участвующие в регуляии поведения: Test - Operate - Test - Exit.
Когнитивный б. Толмена - При описание поведенческого акта нужно вкл. в него следующие особенности: целевой объект, которые его направляют и из которых он исходит; специфическая картина отношения к объектам, которые используются в качестве ср-в достижения цели; относительная селективность к объектам, выступающим в к-ве ср-в и выбор тех, которые способствуют более быстрому достижению цели. Основная черта поведения - целевой и познавательный характер. Поведение всегда осуществляется организмом как целым, а не есть дело отдельных сис-м. Имманентно в поведении есть непосредственные заложенные в нем цели и познавательные процессы. Эти определяемые функционально переменные есть последнее звено в причинном управлении детерменант поведения. Но кроме непосредствекнных детерминант есть еще и дрю детермин. способности и приспособительные акты (образуют замещение реального поведения). Эти две детерминанты вмешиваются в управление между стимулом и первичными физиологичными состояниями, а др. стороны - поведением.
47. Психоанализ Фрейда.
В основе его размышлений лежит идея, что тело человека является единственным источником всей психической энергии. Основные понятия использованные Ф.: Психический детерминизм: он предполагал, что всякая мысль и всякое поведение имеют значение или повод. Всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали. Компоненты психической организации. Ф. Представлял ее как бы разделенной на три компонента:
1) сознательное – включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент.2) бессознательное – между мыслями и чувствами есть взаимосвязи на бессознательном уровне. Здесь находятся инстинктивные элементы, которые мы не осознаем, а также материал который подвергнут цензуре и вытеснен. Этот материал живой и непосредственный для восприятия – вытесненные воспоминая не теряют своей эмоциональной силы даже в течении нескольких десятилетий. 3) предсознательное – часть бессознательного, которая может стать сознательной. К этой области можно отнести например воспоминая всего, что мы делали вчера, названия улиц …Влечение (иногда неправильно переводиться как инстинкт) – вынуждают действовать в направлении определенных целей без участия сознания. Они, по словам Ф., являются основным мотивом деятельности. Он предполагал, что нормальная модель поведения заключается в стремлении уменьшить напряжение (которое возникает при неудовлетворенной потребности) до приемлемого уровня.
Ф. выделил два основных влечения: сексуальное (или в более широком смысле доставляющее физическое удовольствие). Позднее он описал его более масштабно – сила, поддерживающая жизнь. И агрессивное (или деструктивное)
Каждое из этих влечений имеет свой собственный источник энергии: либидо и агрессивная энергия.
5. Увеличение напряжения, возникающее при неудовлетворенном желании ощущается как дискомфорт, а уменьшение как - удовольствие. Это Ф. назвал принципом удовольствия - психический аппарат стремиться поддерживать уровень возбуждения на низком уровне.
Он выделили 3 структурных компонента психической организации: ид (оно), эго (я), супер-эго. 1. Ид – основа для остальных проявлений личности. Оно является биологическим по своей природе и содержит в себе источник энергии для все личности. Ид похоже на слепого короля, которой наделен неограниченной властью, но его доверенные советники (г. образом) эго указывают ему как и где использовать эту власть. Содержание ид почти полностью бессознательно и включает в себя примитивные мысли, которые никогда не осознаются или были отвергнуты, поскольку считались не приемлемыми. Но даже будучи отвергнутыми они обладают способностью воздействовать на поведение человека с неослабевающей силой и без контроля сознания. 2. Эго – часть личности, которая находится в контакте с реальностью. Она образуется из Ид. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителя (то, что может удовлетворить их). Оно выбирает способ удовлетворения и более позднего его удовлетворения. В качестве примера можно привести привести покупку еды в магазине. Эго чувствует напряжение, возникающее от неудовлетворенной пищевой потребности. 3. Супер-Эго - представляет традиционные нормы, как их понимали родители. Образуется из Эго. Оно выступает в роли цензора поступков и мыслей для Эго. У него три ф-ции: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Оно подавляет побуждения Ид. Это могут быть и ограничения, осуждения и запрещения. Причем все они бессознательны. Метафора - похоже на департамент полиции, который безошибочно определяет запретные влечения и карает за них. Достижение мирного сосуществования этих субстанций происходит с помощью защитных механизмов, о которым мы поговорим позже.
Развитие личности. Вероятно, Ф. был первым психологом-теоретиком, который подчеркнул особую внимание развитию личности. Он полагал, что развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост по большей части представляет развитие этой базовой структуры. К этому выводу он пришел работая с пациентами, которые в процессе анализа возвращались к переживаниям детства. Он выделил 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения. Именно это овладение и было названо Ф. процессом развития личности.
Ф. описал 2 метода с помощью которых человек обучается разрешать фрустрации, конфликты и угрозы:
1) идентификация - принятие черт другого и включение их в собственную личность. Это помогает нам моделирую наше поведение по образу поведения других снижать напряжение. Обычно для идентификации выбираются те, кто нам кажется более успешными в удовлетворении своих потребностей, чем мы. Самыми важными их таких объектов являются родители. Пример: выбор партнеров. 2) смещение - когда изначальный объект, способный удовлетворить желание недоступен из-за внешних барьеров или внутренних запретов, то формируется новый объект. Такой процесс может происходить несколько раз пока, не будет найдет тот, который может снизить напряжение. Пример: защитные механизмы Ф. считал, что развитие цивилизации оказалось возможным благодаря наличию ограничений первобытных объектов-выборов и переходом их в социально приемлимые и творческие каналы. Смешение, приводящее к высоким культурным достижения - сублимация. Примет: интерес Да Винчи к образу Мадонны был вызван сублимацией стремления к близости с матерью, от которой он был отделен в детстве.
48. Аналитическая психология К.Юнга.
К.Юнг (1875 - 1961) отверг пансексуализм Фрейда. Отличительные черты его теории:-сочетание каузальности (обусловленности поведения индивидуума индивидуальной и расовой историей) и телеологии (обусловленностями поведения целями и стремлениями); -поведение детерминировано не только прошлым, но и будущим (целями); -судьба – не бесконечное повторение инстинктуанальных тем, а беспрерывное, часто креативное развитие, поиск целостности и завершенности. Юнг придавал огромное значение расовым и филогенетическим основаниям личности. Индивидуальная личность – продукт и вместилище родовой истории. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны. Фрейд выделяет инфантильные истоки личности, Юнг – расовые. Структура личености по Юнгу выглядит следующим образом: ЭГО – сознательный ум (перцепции, воспоминания, мысли, чувства) как центр сознания. Личное бессознательное – переживания, бывшие некогда сознательными, но вытесненные, подавленные и т.д. Содержание личного бессознательного доступно сознанию. Комплексы – организованная группа мыслей, чувств, перцепций. воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, притягивающее различные переживания. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но могут стать сознательными. Коллективное бессознательное – наиболее влиятельная психическая система, хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков (расовая история и опыт животных предков). Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивидуума и , по-видимому. универсально. В виде коллективного бессознательного наследуется не опыт, а возможность повторного переживания опыта, например, страха перед змеями. Архетип – универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Архетип – структурный компонент бессознательного. Подобные мыслительные формы создают образы, соответствующие неким аспектам сознательной ситуации (например, архетип матери). архетипы могут и смешиваться в коллективном бессознательном: например, архетип героя + архетип мудрого старца = король-философ. Некоторые архетипы развились так, что могут уже именоваться отдельными системами внутри личности: -персона – роль, предписанная человеку обществом или внутренними архетипическими потребностями; она тождественна публичной личности, в противоположность личности собственной; -анима и анимус (идея бисексуальности всехъ организмов); ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму; -тень – животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она ответственна за появление в сознании и поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств и действий; Самость – центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает их вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность. Реализация самости - цель жизни (примеры – Христос и Будда). Вышеназванные системы могут компенсировать друг друга, противостоять друг другу, либо объединятся.