12. Вопросы психологии в учениях античных врачей.
Основная идея: Медицина – одна из форм практики, чтобы лечить тело, надо знать душу.
Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в до н.э.) выдвинул предположение о локализации мыслей в головном мозгу.
Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.) – придерживался линии Демокрита. Органом мышления считал мозг. Он создал учение о темпераментах. Он считал, что основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь – флегма (вырабатывается в мозгу), кровь – сангва (в сердце), желтая желчь – холе (печень) и черная желчь – мелана холе (селезенка). Их сочетание и преобладание одного из них определяет темперамент человека. В античности было запрещено вскрывать трупы. Основными источниками практических знаний являлись наблюдения за больными, ранеными, вскрытие животных, эксперименты над ними. В то время существовало несколько медицинских школ. Гиппократ (писать стал с 70 лет, жил примерно до 100) – основатель костской (?) школы. Считал, что мозг – орган души. Пытался объяснить болезни естественными причинами (вследствие нарушений мозга или мозговой деятельности). Основал учение о темпераменте, создал кодекс этики врача (клятва Гиппократа).
Герофил, врач из Александрии, впервые установил связь между сухожилиями. связками и нервами, описал мозговые оболочки. желудочки мозга, дал описание устройства глаза. Эразистрат описал части головного мозга, связал богатство извилин полушарий с превосходством человека над животными. Анатомо-физиологические сведения периода эллинизма дополнил римский врач Гален (II в до н.э.), автор сводного сочинения по медицине, анатомии и физиологии. проводил опыты с перерезкой нервов, сделал ряд открытий, касающихся строения и функций спинного и головного мозга. например, он различил по функции передние и задние корешки СМ. Определил, что мозг – не аристотелевский холодильник крови, а орган интеллекта и чувств. развил учение Гиппократа о темпераментах: выделил 13 темпераментов. из которых лишь один признавал нормальным. Гален – основатель научной медицины. Его сочинения вплоть до 16 века являлись основой для практически большинства медиков. В качестве основы жизни Гален признавал пневму, которую подразделял на животную и психическую. Источник животной пневмы находится в сердце. Ж. пн. управляет вегетативной НС и физиол . п-ссами. Источник y пневмы – в мозге.y пн. отвечает за y переживания, произвольные движения и передается по нервам. Г. проводил опыты по перерезке нервов. Нервы, идущие от органов чувств – обеспечивают ощущения и восприятие. Произвольные движения обеспечиваются нервами, идущими от мышц. Остальные нервы иннервируют другие (внутренние) органы. Особое значение Г придавал спинному мозгу. В нем он различал чувствительные и двигательные нервы. Описал передние и задние корешки нервов.
Александр Афродисийский (198 – 211), преподаватель философии, дал сводку о зрительном восприятии.
Герафил и Эразистрат- им разрешили вскрытие. Они первые описали мозг, его структуру, извилины, желудочки. Герофил - ни один орган не работает без участия нервов (?)
13. Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в период от поздней античности до Нового времени.
Представители поздней античности (1-5 вв. до н.э.): Фион Александрийский (идея логоса - божественного начала, кот. сущетвует м. богом и человеческой душой и определяет существования человека. Душа стремиться к логосу, но отягошена земн. чувствами + представление об зкстазе - единение с богом, отрешение от земных чувств). Платон. Августин (в своей Исповеди указывает на богатство внутреннего мира человека).
В поздней античности а) собственно душевная жизнь является объектом познания с помощью самопознания (важн. источник знания о душе); б) отходит на задний план ум, а вместо на первое место выходит эмоционально-волевая сфера.
В средние века развитие психологии и => представлений о душе носили этико-религиозный характер. Можно выделить три философских направления, в рамках которых и происходило развитие этого понятия:1) арабско-языческая культура и философия (Авицена - учение о душе, органах чувств, аффективной жизни); 2) схоластика - Фома Аквинский (13 в. н.э): душа - форма тела, которая сущ. с ним в неразрывной связи. Три типа души - человеческая, животная и вечная (?). 3) мистицизм - возможность внерационального познания. Эсхард - 2 типа жизни (быть - совершение благородынх дел, требующих всех душевных сил vs. обладать).
Научная революция, происходившая с начала 16 в. способствовала развитию научного подхода к познанию: оно стало направляться на изучение причин и законов явлений природы; с пом. научных методов; стала использоваться количественная обработка результатов. Активно развивалась медицина: Парацельс, Гарвей (большой круг кровообращения), Фаллопий, Евстахий и др.
1590 г. 2 схоласта Гоклениус (?) и Кассепан (?) вводят понятие психология.
14. Значение Ф.Бэкона для психологии.
Ф.Бэкон (1561 - 1626) наметил новую линию исследования души (переход от науки о душе к науке о сознании). Он призвал отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, и исключить органических функции из ее состава, и перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Бэкон развивал идею о единой науки о человеке. Это учение он полагал состоящим из двух частей: одна рассматривает человека как такового (философия человека), вторая – в его отношении к обществу (гражданская философия). К человеку Бэкон подходит натуралистически, он выделяет науки о теле и науки о душе. Он выделял учение о личности и учение о сявзи души и тела. к решению вопросов в рамках этих направлений он подходит материалистически. Учение о душе включает науки о рациональной божественной душе (духе) и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным. В каждой душе Бэкон выделял свои способности (функции): для чувствующей – способность ощущения и способность выбора (стремление к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств, произвольные движения). Эти способности имеют все тела (например, они влекутся к земле).От ощущения следует отличать восприятие как функцию души, однако критериев такого различения Бэкон не дает. Способности рациональной души – память, разум, рассудок, воображение, желание (влечение), воля. Чувства считал исходным элементом познания, но не исчерпывающим. Данные чувств должны обрабатываться разумом. Развил учение о заблуждениях (идолах), обманывающих человека в силу его общей человеческой или индивидуальной природы. Выделил идолов рода, идолов пещеры. идолов площади, идолов театра. Главным орудием познания является метод. Адекватным методом является научная индукция. Ее он разработал как научную теорию. Заложил основы эмпирического изучения явлений сознания. Бэкон своим творчеством завершает этап “психология как наука о душе” и открывает новый этап – “психология как наука о сознании”. Он первым разделил душу и жизнь (“жизненность” и “Душевность”), хотя и не дал критерия их различия. Призывал отказаться от пустых изучений метафизических вопросов о сущности, бессмертии, частях и т.п. души, и перейти к непосредственному изучению психических явлений и процессов как таковых. “О достоинстве и приумножении наук” (1632). Роль орудий и вспомогательных средств (“умственных орудий”) для познания и деятельности. Анализирует состояние науки в разных областях знания на данный момент, дает их классификацию. Предлагает единую науку о человеке, частью которой является психология: философия человека рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает человека во взаимодействии с другими людьми. Человек обладает душой и телом. Тело – жилище души. ® Науки: о душе; теле (медицина, косметика...); теле и душе (учение о личности, союзе души и тела, физиогномика, взаимовлияние тела и души – психосоматика.
Учение о душе. Душа разделяется на рациональную и чувствующую. Р: божественная, м.б. только у человека; ее ф-ции – память, мышление, воля, чувства, цель – овладение ими.Ч: нерациональная, общая, м.б. и у животных; ее ф-ции – ощущение, движение. Ощ. отличается от воспр. Бэкон верит в возможность знания и познания (причем эмпирического), но признает его ограничения. Эти ограничения (ошибки, фундаментальные трудности) – призраки или идолы. 4 типа: 1) идолы рода – в самой природе человека, поскольку все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира. 2) идолы пещеры – заблуждения отдельного человека. В частности, люди любят теории, которые они счиают своими или те, к которым они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен. 3) идолы площади – возникают в силу взаимной связанности и сообщества людей. Напр., громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры о словах. 4) идолы театра – вселились в души людей из разных догматов философии, а так же из превратных законов доказательств. Для того чтобы преодолеть или преуменьшить воздействие идолов необходимо