Смекни!
smekni.com

Билеты к экзамену “История психологии” (стр. 4 из 16)

1) Обратиться к опыту и эксперименту. Это усилит познание, сделает доступным то, что недоступно органам чувств.2) Применить орудия и средства познания. “Новый Органон” – правила, свод новой логики (на смену Аристотеля), индуктивной: вывод из множества отдельных посылок, правила индуктивного вывода).

15. Учение Декарта о страстях.

Декарт (1596 - 1650) разработал учение о страстях в своей последней работе “Страсти души”. Страсти – продукты соединения души и тела: голод, жажда, восприятие. Дословно, это “восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением “духов””.Природа страстей двойственна: она включает телесный компонент и мысль о предмете. телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причина страстей – движение животных духов. приводящие к физиологическим изменениям в организме. источники страстей разнообразны, но главные –воздействие внешних предметов. Чувства по Декарту предметны, в этом их главная особенность. Он различал первичные (6 - удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль) - и вторичные страсти. Первые появляются в душе при ее соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Они сигнализируют телу, что полезно, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни (напр. уважение и пренебрежение - род удивления, а ревность - вид страха). Страсти обеспечивают единство души и тела, но могут стать и источником заблуждения. Поэтому страсти нужно воспитывать, путем развития разума и воли. Среди таких средств - размышление и искусство. Единственное средство против крайностей: следует сдержаться и помнить, что все представляющееся воображению склонно обманывать душу. Когда склонность склоняет к тому, что требует немедленно выполнения, следует воздержаться от того, чтобы сейчас же принимать решение; надо думать о другом пока не укоротятся волнения. В других случаях воля должна быть направлена на то, чтобы внимать противоположным страсти доводам.

16. Учение Декарта о душе. Определение мышления.

Психику понимал как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода использовал систематическое сомнение. Он отвергает представления о “Я” как о состоящем из души и тела, так как нет теоретических доказательств обладания ими. От сущности “Я” по его мнению неотделима лишь особая субстанция сомневающаяся, которой он приписывает акт мышления. так он отказывается от объективного описания “Я” и вводит метод рассмотрения своих субъективных состояний. Под мышлением он понимал “все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить”. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на “нематериальные предметы”, например, интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом – она помещена в гипофизе. Душа и сама может действовать на нее, получая множество впечатлений.

17. Психофизическая проблема и ее решение Декартом. Дуализм Декарта.

Противопоставлял психику и телесность как разные роды бытия. тело он отождествил с материей. сознание – с духом. Материя обладает качеством протяженности. Она создана богом. Телу он также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. дух, напротив, неделим. каждая из этих субстанций не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Душа может существовать отдельно от тела. но в действительности существует только в связи с ним. Для различения функций души и тела выбрал субъективный критерий: то, что мы испытываем таким образом, что можем допустить это в терминах неодушевленных, должно приписывать телу, а что не можем – душе.

18. Учение Декарта о теле. Объяснение движений тела и поведения животных.

Декарт ввел понятие рефлекса и положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части действий человеческих. Тело описывал в терминах физики. Тепло и движения принадлежат только телу и не зависят от души. Смерть наступает по вине тела, когда разрушается одна из его главных частей. Работу тела описывал механистически и материалистически. использовал для объяснения влияния нервов на движения мышц категорию “животных духов” - маленьких и быстрых частиц. Сокращения и растяжения мышц происходят из-за перераспределения в них духов через маленькие отверстия. Нервы – трубочки с сердцевиной в виде ниточек, соединяющих мозг с органами движения, снабженные оболочкой – продолжением мозговой оболочки. Натяжение нитей приводит к открыванию клапанов отверстий, ведущих из мозга к нервам. напрвленность духов обуславливается внешним воздействием, а также неодинаковой подвижностью и разнообразием духов. Таким механизмом объясняются все движения, происходящие бз участия воли. Непроизвольные движения объяснял рефлекторным механизмом. Животные не имеют души и мышления, все их движения суть автоматизмы.

19. Значение Спинозы для психологии

Голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1677 - 1632). Он в отличие от Декарта разработал монистическое учение. он утверждал. что существует одна субстанция: то, что существует само в себе и представляется само через себя. Существование субстанции и ее сущность – это одно и то же. Спиноза различает сущность и существование. Сущность – это характеристика вещи, то без чего она перестает быть тем же самым. Существование – это есть оно или нет. субстанция – это бог, природа (панпсихизм). Природа не нуждается в первоначальной причине. Из бесконечной полноты природы проистекает бесконечное количество ее атрибутов (свойств), каждое из которых выражает некоторую сущность субстанции. для человека познаваемы только два атрибута – протяжение и мышление. Каждая вещь есть единичное проявление субстанции (ее модус), имеющая такие же два атрибута. В пртяжении вещь выступает как тело, в мышление – как душа предмета. Душа и тело составляют, т.о., один и тот же индивидуум (мыслящее тело). Так он разрешает дуализм Декарта.

Мышление человека он, т.о. считал проявлением мышления как атрибута субстанции. протяженность и мышление у него не воздействуют друг на друга (как у Декарта), а соответствуют друг другу. В природе существуют разные формы мышления как функции действия тела в мире вещей. На основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов. Различают четыре способа познания: а) по наслышке; б) от беспорядочного случайного опыта; в) от общего к частному; г) непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины. Так он выводит три типа познания: А) Познания первого рода – мнение и воображение; существуют в виде образов. Это познание смутное и искаженное, а также абстрактные знания. Б) В.познания второго рода – общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов. С) Интуитивное познание – знание сущности вещей. в котором конкретное и индивидуалтное выступает в их подлинном единстве.

Анализ аффектов: происхождение: аффекты – естественные проявления природы. Под атрибутом мышления аффекты – это ложная, внушенная окружающими вещами идея, в которой утверждается неадекватная реальной способность тела существовать и действовать. Под атрибутом протяжения аффекты – это состояния тела, в которых вследствии воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этих тел существовать и действовать. Спиноза выделял три первичных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Все многообразие прочих аффектов образуется из этих трех на основе рех принципов: путем изменения нашего представления о предмете; через сопереживание; по ассоциации. Аффекты разных людей отличаются друг от друга. все они вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. Бороться с ними можно путем познания истинной сущности вещей. Условием обуздание страстей является возникновение аффекта высшего удовлетворения, достигаемого путем познания второго и третьего рода. Т.о. аффект приписывается и положительная роль в познании. Механизм возникновения аффекта: прямое (влияние внешних причин) и механизм ассоциации (в следствие сопереживания).

Основное сочинение – “Этика” написана геометрическим способом: теоремы, доказательства и т.п. Ее части: О Боге (субстанции), О природе и происхождении души, О природе и происхождении аффекта, О человеческом рабстве, О могуществе человека.

Спиноза дает гуманистическое разрешение проблемы тела и души (психофизическая проблема) – монизм. Для него это единая субстанция. Но он не решает вопросов о причине разделения и происхождения субстанции.

20. Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.

Дж. Локк (1632 - 1704) - английский философ, педагог, врач, окончательно оформил эмпиризм как теорию, основы которой были заложены Ф.Бэконом. в своем основном сочинении “Опыт о человеческом разумении” он рассматривал душу как пассивную. Но способную к восприятию среду, tabula rasa. источник знания – опыт. Источники опыта – ощущения и рефлексия. Объекты первого – объекты природы, органы – внешние чувства, продукт – идеи. Объекты рефлексии – идеи, орган – деятельности ума, продукт – идеи, отличные от идей первого рода. “Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве”. Т.о. он положил начало интроспективной психологии. Сознание рассматривал как обязательный признак душевных явлений, духовную силу, объединяющую наличные переживания в личность. Большое значение придавал опыту в формировании человека. “Опыт о человеческом разумении” – писал 16 лет. Сторонник эмпирического изучения явлений или процессов сознания. Его не интересовал вопрос о природе души, так как он ничего не давал в отношении эмпирического изучения явлений сознания. На эмпирическом же материале (наблюдения и т.п.) Локк приходит к выводу о отм, что все наши идеи не являются врожденными, но есть результата нашего опыта, то есть приобретены прижизненно. Это касается как практических идей (док-во про детей и идиотов), так и нравственных принципов (этнографические исследования, каннибализм, детоубийство, отсутствие в некот. языках как слова, так и понятия о Боге, о сверхъестественном). Под идеями Локк понимал элемент всякого знания, в том числе и ощущения (белизна, твердость, мышление, движение, человек, войско и т.п.). Все идеи происходят из опыта, и Локк различает 2 вида опыта (по двум источникам его получения): 1) объекты ощущения – первый источник идей. Идеи получаемые таким образом - чувственные качества. Этот вид опыта Л. называет ощущением. 2) Внутреннее восприятие действий нашего ума – второй источник идей. Через него мы получаем идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей внутренней деятельности внутр себя. Этот вид опыта называется рефлексией. Исходя из этого, психология – наука о внутреннем опыте. Это определение просуществовало с 1690 по 1874 год. А интроспекция – единственный метод для изучения внутреннего опыта.