Смекни!
smekni.com

Самомотивация (стр. 2 из 3)

Изменился и период для оценки этого наследия. Многие изобретательские идеи Леонардо да Винчи (художника, скульптора, учёного, инженера и архитектора) воспринимались его современниками как бредовые и нашли понимание и признание лишь спустя 500 лет. Современные художники не готовы ждать признания так долго, при этом жить скромно, а иногда и в кредит. Современные читатели тоже не всегда готовы прочесть пусть даже потрясающей художественной красоты и глубины произведение объемом сравнимым с объемом романа «Война и мир». В чтиве абсолютное предпочтение массового читателя давно за легкими детективами и женскими романами. (И это правильно. Люди интуитивно «закрываются» от тяжелых переживаний воспроизведенных в мировой литературе XVIII-XIX веков, и от части трагических новостей и событий современности). В общении все чаще SMS, уверенно сокращаемое до смайлика.

Что же тогда ожидать от сотрудников на работе? Они тоже ожидают быструю обратную связь от своего клиента и руководства и желательно положительную, со смайликом. Наличие такой связи и есть мотивация (точнее, один из вариантов нематериальной мотивации).

Но когда мы говорим о самомотивации, главное помнить, что это мотивация, которую нам придется создать себе САМИМ.

Для успешной самотивации нужно научиться давать своевременную и позитивную обратную связь самому себе. А это намного важнее, чем от руководства, клиентов или коллег. Особенно в бизнесе.

Приведу один известный пример. Инновационная для 1970-х годов идея караоке была впервые реализована ударником малоизвестной рок-группы Дайсуке Иноуэ. Может быть, как раз ощущение небезграничночти собственного музыкального дарования подтолкнуло его использованию высоких технологий. Тем не менее, он продал несколько созданных караоке, что позабавило людей, но потом об этом забыли. Не ощущая спроса на караоке, автор не регистрировал свое изобретение. Но не прошло и пятисот лет, как применение караоке нашлось, причем одновременно очень радостное для пользователей и очень прибыльное для производителей.

Создателю всегда очень трудно реально определить ценность своей работы, а уж тем более получить с этого прибыль. Так произошло и с инициатором караоке. Всегда присутствует как переоценка, так и недооценка себя и своих достижений из-за неоправданно позитивной или негативной оценки окружающих и современников. Первая провоцирует «звездную болезнь», вторая – демотивацию. Как раз здесь и важно в любом деле (творчестве или рутинной работе) понимать все свои мотивы к действию и с их помощью поддерживать свой позитивный настрой и продолжать верить в себя и действовать (если хотите, творить, в том числе бизнес).

Родом из литературы

Мы все выросли в контексте сложившейся истории и культуры своей страны (от пословиц и сказок до эпический произведений литературы и кинематографа). И все мы по-прежнему часть этой культуры. И даже работая в профессиях далеких от творчества, мы подсознательно реализуем те же поведенческие модели и мотивы, которыми живут и дышат наша литература и искусство, их герои и авторы. Существует не одно исследование, позволяющее любому интересующемуся взрослому человеку по-другому взглянуть на любимые детские сказки. И через призму сказочных архетипов увидеть собственный сценарий жизни, который постоянно и упорно им отыгрывается, несмотря на то, что мир вокруг существенно изменился. А, увидев и поняв, «отредактировать» его, или полностью отказаться, заменив на другой, более современный и успешный.

Пока мне не встречалось исследований, позволяющих проследить, как повлияло на судьбу (жизненный сценарий) человека творчество, например, Достоевского или Гоголя. А ведь на чтение и изучение произведений этих авторов каждый потратил немало времени и это не бесследно. Но если каждый читатель самостоятельно задастся этим вопросом, безусловно, увидит это влияние литературы, литературных героев и сюжетов на свою жизнь. А увидев, будет вправе его сознательно корректировать.

Для утешения читателей, открою «страшную тайну» - русским писателям, творчество которых по значимости, безусловно, больше масштабов только нашей страны, тоже не всегда «хотелось» писать.

Это озарение, идея может осенить вас «в душе», но воплощать ее придется в «поте лица». Это без исключения подтверждают все люди, которым довелось в своей жизни создать что-либо выдающееся.

Два слова о Гоголе

Если «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ревизора» писались относительно легко (если, конечно, в современном понимании «скрипя пером по бумаге» - это легко), то несмотря на не меньшую увлеченность идеями, сюжетами и героями других своих произведений, «замотивировать» себя сесть за работу и писать для Гоголя тоже было не просто. Тогда он все равно садился и писал свое имя: Николай Васильевич Гоголь. До тех пор, пока мысли сами не переключались на творческий замысел, а он сам на творчество. И если написанное ему не нравилось, он начинал работу с начала.

Всем известно, что Гоголь сжег 2-й том «Мертвых душ». Мало кому известно, что он сделал это три раза. Трижды уничтожая произведение переписанное с нуля. И честно признался, что даже трижды переписав 2-й том, не нашел средств и способа реализовать свою идею – показать Россию процветающей и благоденствующей страной, в которой все счастливы. Как талантливо не пиши, все одно - утопия получается. Как человек, Гоголь посчитал, что «не должен» дарить миру очередную утопию. Россия не может стать процветающей и счастливой страной, пока каждый человек, в ней живущий, не найдет свой САМОстоятельный способ быть счастливым, независимо от существовавшего тогда общественного строя и социального неравенства. В целом, работа над тремя разными вариантами 2-го тома «Мертвых душ» заняла 10 лет – с 1842 по 1852 гг.

Конечно, никто не требует от каждого, прочитавшего эту статью, писать романы, но очень интересно, а сколько попыток реализовать свою идею, или найти свое призвание, и в течении скольких лет вы готовы? Сколько вы готовы потрудиться для своего светлого будущего сейчас?

Одновременно с работой над «Мертвыми душами», Гоголь в своих письмах и беседах с друзьями, фактически работал с живыми душами. «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя были по его просьбе опубликованы: «Мне хотелось хотя сим искупить бесполезность всего, доселе мною напечатанного, потому что в письмах моих, по признанию тех, к которым они были писаны, находится более нужного для человека, нежели в моих сочинениях» - Н.В.Гоголь.

В письмах же его, которые вы тоже можете прочитать, было понимание людей, к нему обращавшихся, и слова поддержки и ободрения в их адрес. И это несмотря на то, что сам он в этот период находился в духовных поисках и терзался не меньше всякого простого человека душевно и физически, но продолжал помогать тем, кто рядом «потому, что никогда еще доселе не питал такого сильного желанья быть полезным».

«Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своем собственном месте сделать добро. Поверьте, что бог недаром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит. Нужно только хорошо осмотреться вокруг себя».

Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями»

Два слова о Достоевском

Достоевский, изобретая способы для самомотивации (он, правда, тогда этого так не называл) пошел еще дальше. Нервно расстроенный, у пределов отчаяния (в том числе и по финансовым причинам), в жажде ли забвения или в надежде на выигрыш, он отправился за границу и пробовал там играть в рулетку и проигрался до копейки. Пришлось прибегнуть к помощи старого приятеля Врангеля, чтобы кое-как выпутаться из тяжелого положения. По этой причине, а также в связи с закрытием журнала «Эпоха» Он остался должным кредиторам около 15 тыс. руб., которые смог выплатить лишь к концу жизни.

Азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для романа "Игрок", который он замыслил. Собственно переживания Достоевкого-игрока Достоевский-писатель и сделал своим «выигрышем», превратив тем самым свое поражение в триумф. Но он пошел еще дальше, превратив в рулетку свою жизнь и по возвращении в Петербург, заключив кабальный контракт со своим издателем: «Прошлого года, - пишет Достоевский, - я был в таких плохих денежных обстоятельствах, что принужден был продать право издания всего прежде написанного мною, но один раз, одному спекулянту, Стрелловскому, довольно плохому человеку и ровно ничего не понимающему издателю. Но в контракте нашем была статья, по которой я обещаю ему для издания приготовить роман, не менее 12 печатных листов, и если не доставлю его к 1 ноября 1866 года, то он, Стрелловский, волен в продолжении девяти лет издавать даром, и как вздумается, всё, что я ни напишу безо всякого мне вознаграждения. Я убежден, что ни один из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу. Тургенев умер бы от одной мысли о таком. Но если б Вы знали, до какой степени тяжело портить мысль, которая в вас рождалась, приводила вас в энтузиазм – и быть принужденным портить её сознательно!»

Чтобы выполнять условие дикого договора, работу над «Преступлением и наказанием» пришлось отложить. Федор Михайлович этим даже бравировал – он любил доходить до предела, когда от него требовались уже нечеловеческие усилия. «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю!» Друзья советуют ему взять стенографистку.

«29 октября 1866 года, - вспоминала Анна Григорьевна (так звали новую помощницу Достоевского), - происходила наша последняя диктовка. «Игрок» был закончен. В течение 26 дней Федор Михайлович написал роман в размере семи листов в два столбца большого формата. На другой день, 30 октября, я принесла Федору Михайловичу переписанную вчерашнюю диктовку. Он порадовался, что листочков оказалось больше, чем мы ожидали, сообщил мне, что сегодня перечитает роман, кое-что в нем исправит и наутро отвезет рукопись Стелловскому».