Борисов А.
Да, говоря по-человечески, Любовь к Богу выгодна, ибо она дает все мыслимые и немыслимые блага. Человек движимый кнутом или пряником идет в сторону Любви независимо от того, хочет он этого или нет, осознает он это или нет. Любой человек ищет Любовь! Порой он ищет ее там, где ее и в помине нет. Но он ищет! И он найдет. Рано или поздно, но он обязательно найдет!
Каждый в своем поиске чем-то индивидуален и поэтому нельзя повторить один и тот же путь, как нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Поэтому нельзя создать универсальную систему, систему изложенную на человеческом языке, по которой ЛЮБОЙ человек откроет в себе Любовь. Можно говорить об степени эффективности той или иной системы, религии. Но все-таки универсальный метод есть. Это метод записан в сердце каждого. Его записал туда Бог в момент, когда создавал человека по своему Образу и Подобию. Этот метод нельзя выразить словами, но его можно показать - показать своим образом жизни, своими поступками, своими мыслями. Любовь, выраженная словами не есть настоящая Любовь. Поэтому все, что здесь написано не есть истина и вполне возможно, что все это ошибка.
Любовь рождает мировозрение - мировозрение, которое способно приносить человеку успех в жизни. Некоторые из талантливых людей замечали это мировозрение, пытались его систематизировать, обобщить и рассказать о нем. В этом нет ничего плохого. Но так как эти наблюдения в основном строились с одной точки зрения - точки зрения выгоды, т.е. той пользы, которую может принести это мировозрение, то соответственно и в этих работах нет ПОЛНОТЫ. Эти работы имеют свою определенную ценность, но эта ценность или принижается критиками, или превышается фанатами. И то и другое приносит огромный вред.
Дейл Карнеги. Его считают отцом западного образа жизни. Возможно так оно и есть. Вся критика его книг в основном сводится к тому, что он учит лести, лжи и обману. Мне очень жаль, что одни его советы воспринимают как некоторые фокусы, шаблоны поведения, согласно которым они получат "конфетку". Мне очень жаль, что другие, видя лесть и обман первых, вместе с водой из тазика выплескивают и ребенка. Мне очень жаль, что и те и другие не видят главного: "Но никто не хочет неискренности. Никто не хочет лести. Позвольте мне ПОВТОРИТЬ: принципы, изложенные в данной книге, окажутся эффективными только тогда, когда они будут исходить от сердца. Я не собираюсь учить фокусам. Я веду речь о новом образе жизни."
Дианетика и саентология. Одним из самых главных бедствий многих систем является их самость - это некое самолюбование, которое перерастает в то, что система считает правильной только себя и начинает пртивопоставлять себя другим системам, религиям. Безусловно, не будем умалять их индивидуальности, все они действительно самобытны и единственные в своем роде, но... Читая произведения Хабарда, улавливаешь легкую паутину того, что ничего лучше Вы не найдете, что до него (Хабарда) никто ничего подобного по эффективности не создавал. И похоже, что подобные мысли всерьез разделяют его последователи. Я не спорю об эффективности, я спорю с единственностью и неповторимостью этой системы в эффективности. Были и есть системы и более эффективные и менее и каждая из них (в том числе саентология) не может претендовать на истину в последней инстанции.
Но даже это не самое главное. Практически все эти системы я обзываю "психология успеха", т.к. практически все они направлены на одно - достижение человеческого счастья. Что такое человеческое счастье? Это когда нет болезней, есть материальный достаток, любимая работа, в семье нормальные отношения, когда ты можешь мечтать и радоваться жизни. Что в этом плохого? В этом нет ничего плохого, но есть одно "НО". Человек - это не только человеческое, но это еще и Божественное. И это Божественное не может только лишь ограничиваться рамками человеческого счастья, это слишком узкие для Нее границы, и когда эти границы начинают Ему мешать, то приходит разрушение этих границ, разрушение человеческого счастья. Все эти системы достигли определенного совершенства в своем развитиии, некоторые просто пытаются использовать Божественное только лишь для достижения человеческого счастья. Этот подход приносит результат, но он всегда временный, ибо к Божественному нельзя вечно относиться как к дойной корове.
В этом плане интересен опыт системы "Симорон", созданной Петром Бурланом с Украины. Книги по системе симорон "КУРС НАЧИНАЮЩЕГО ВОЛШЕБНИКА" и "САМ СЕБЕ ВОЛШЕБНИК", написанные учениками Бурлана В.А. Гурангов и В.А. Долохов, уже устарели и не отражают настоящего положения дел в школе симорон. Даже на сайте П.Бурлана устаревшая информация. Вот что написал мне П.Бурлан в ответ на мое письмо: "Уважаемый Андрей, мне сложно подробно ответить на Ваши вопросы - главным образом потому, что безумно занят. Скажу одно: система развивается и очень мало похожа на то, что попытались описать Гурангов и Долохов. Более того, она не похожа и на то, что Вы, судя по всему, вычитали в некоторых фрагментах моего сайта. Не только благодарение-переименование, но и согласие- это игра со своим зеркалом. Мы все более идем к целостности, где не остается места для таких игр. Будет возможность - посетите один из моих начальных семинаров, все станет ясно."
К техникам, которые предлагались в школе симорон, народ стал проявлять чисто утилитарный подход, а отсюда как следствие стали возникать проблемы. "Мораль: искусство симорониста - не в том, чтобы заниматься аварийно- спасательными работами, а чтобы вовремя замечать красные бакены и корректировать курс." Данная система развивается и неизвестно во что все это выльется. В любом случае мне было очень интересно ознакомиться с данной школой и, в отличии от саентологии и дианетики, приятно читать следующее:
"Методика постоянно развивается и совершенствуется. Школа Симорон не претендует на исключительность, похожие идеи можно встретить в различных эзотерических и оккультных системах знаний, в современных системах экспериментальной психологии. Но, в принципе, Симорон - достаточно самобытная холистическая система."
Чаще всего первоначальным толчком для устремления к Богу являются наши неудачи, болезни и т.п. Да, сначала мы действительно проявляем некое утилитарное мировозрение, мы хотим вылечится или восстановить благополучные отношения в семье - это все нормально и в этом нет ничего страшного. Но такой подход возможен только вначале, если на нем зациклиться, то ничего не выйдет, и даже то, что было дано раньше может быть отобрано. Все ли системы "психологии успеха" могут преодолеть этот барьер?
Школа симорон, как мне кажется идет в правильном направлении, но в любом случае, какую бы они технику не создали, она не будет универсальной и поэтому нет той вершины, достигнув которой можно сказать: "Все!" На мой взгляд есть направление и в этом направлении можно двигаться бесконечно. Хотя нет здесь я наврал: не бесконечно, но по крайней мере до конца этой жизни, а что будет там после этой жизни, то это уже другой разговор.
Что касается дианетики и саентологии, то, на мой взгляд, здесь ситуация гораздо хуже. Последователи этих учений постоянно бьют только в одну точку: система эффективна, единственна и уникальна, она работает, она приносит успех, - и это все! Но человеку нужна целостность - Целостность его существа, ибо сейчас он разделен на плохое и хорошое, на духовное и материальное, а Целостность и успех - это не одно и то же. Тем не менее в книгах Хабарда я нашел кое-что указывающее направление движения: это единица осознающее осознание. Это очень интересный и заслуживающий внимания момент. Мне сейчас трудно судить как последователи Хабарда понимают и реализуют это понятие. Однако я вижу одно: от них все чаще исходит осуждение и полное не понимание других учений и религий, в частности православия, а это значит, что как в ситуации с Карнеги, они дискредитируют самого Хабарда и его книги.
Духовное развитие человека, развитие его способностей - это то к чему ведут современные системы "психологии успеха". И проблема здесь состоит в том, что ставя своей целью духовность и способности, они тем самым отвергают Божественную Суть человека, а значит и его Высшее Предназначение. Что такое Божественная Суть - это высшее "Я", это Любовь и она погребается под стремлением к успеху, под развитием способностей и т.п. Если бы Любовь и успех были одно и то же, то Христос был бы самым успешным человеком. Да Любовь рождает успех, но не только и стремление к успеху - это стремление только к части Себя, а значит отвержение Себя Целого.
Понятие высшего "Я" используется во многих системах. Наиболее мне понравившееся - это Роберто Ассанджоли "Психосинтез". Там он говорит о построении новой личности человека, где центром этой личности есть не эго, а высшее "Я". Эта мысль, на мой взгляд, коррелируется с высказыванием Раманы Махарши, где он говорит, что эго должно умереть. Что значит умереть эго? Это значит раз и навсегда признать, что ты не можешь существовать без Бога, что только Бог - это Источник и Творец Жизни, Твоей Жизни. Это есть тотальное изменение человека, это есть его преображение. Некоторые испытывая измененные состояния сознания говорят о своем изменении, но при этом так же как и прежде осуждают, обижаются, злятся, боятся. Об этом очень хорошо сказал Лапин на одной из своих лекций:
"ВОПРОС: Сейчас многие занимаются всевозможными практиками самосовершенствования, "работают над собой". Такие занятия приносят ощутимые плоды, и у людей, естественно, возникает чувство духовного преображения, внутреннего прогресса. Соответствует ли реальности ощущение собственного роста?
ОТВЕТ: Известно, что реальное изменение человека - это изменение его среднего состояния. Эволюция человека - это изменение его обыденного, повседневного, фонового состояния. Человек устроен очень сложно, он состоит из многих "частей" и "систем". Среднее состояние человека является результатом совместной работы всех этих "систем", вклад в этот результат вносит каждая "частица" человека. Оказывается, что путь к гармонии - это изменение всего человека, а не только какой-то его части. Ошибочное чувство собственного "духовного роста" часто появляется по вполне реальным причинам. Одной из таких причин для ложного ощущения прогресса являются необычные переживания, которые случаются во время медитации или какой-либо психотехники. При этом, например, видят Божественный Свет, чувствуют вселенскую любовь, ощущают космические потоки энергии, очень тонкие состояния и т.д. Также причиной для необоснованного ощущения духовного прогресса может стать раскрытие необычных способностей типа ясновидения и т.п. Но ведь все это - не более, чем расширение возможностей восприятия. Например, если в медитации вам удалось увидеть Божественный Свет, но в то же время ваш близкий родственник, как и прежде, повергает вас в депрессию, значит, изменились не вы, а только ваша способность видеть Божественный Свет. В этом случае меняется способность воспринимать, но сам человек, - т.е. тот, кто воспринимает, кто действует, - не меняется, остается прежним.