Как и у "больших" художников, в рисунках детей часто доминирует отношение автора к портретируемому, может быть, даже в ущерб реалистичности изображения. Надо ли с этим сурово бороться? Родители должны понять: разным навыкам можно учить по-разному. Можно и нужно учить детей навыкам изображения руки, лица, одежды, зверей и машин и т.д., а вот право передавать свое ощущение все-таки следует предоставить ребенку.
Согласитесь, нельзя научить "правильно" чувствовать простым показом "смотри и делай, как я". Постепенно во время ваших совместных просмотров картин или мультиков, прослушивания музыкальных, литературных, драматических произведений, в играх и на прогулках ребенок научится находить адекватные способы выражения для своих размышлений и переживаний, постепенно овладеет даром понимать и уважать чувства других людей. Этот процесс будет успешным, если перед его глазами и на слуху – будут ваш пример, то как вы откликаетесь на окружающий мир и умеете передать свое отношение в словах, отношениях, поступках. Помните, что "сценарии" проявления чувств имеют особую "заразительность", то, с чем сталкиваются дети в раннем детстве остается образцом для подражания (порой неосознанного) на всю жизнь.
Рисунки вашего малыша могут оказаться весьма полезными в воспитании чувств, при условии, что вы будете правильно их прочитывать.
Начнем с самого главного в рисунках детей. Человеческая фигура - один из излюбленных объектов детского творчества. Примерно в 70 случаях из 100 она будет в центре внимания маленького рисовальщика. "Виноват" в этом современный уклад жизни: пока не полностью и не во всем, к счастью, человека заменили машины, пока еще ребенок с рождения окружен любящими мамой, папой, бабушками и т.д. уже с первой улыбкой, обращенной к вам, малыш не только обожаемое всеми домашними существо, и его улыбка – первый успешно сданный экзамен на готовность к общению.
Теперь от вас во многом зависит, чтобы интерес к людям у него не ослабевал. Это очень важно для социализации ребенка, да и просто потому, что по-настоящему человек бывает счастлив только когда любит и любим, когда его понимают и он понимает, сочувствует людям. А это своего рода талант и развивать его нужно как можно раньше. О неблагополучии в его развитии вам могут подсказать рисунки, в которых изображение всевозможных машин оттеснит или полностью затмит рисунки членов семьи, которые, в лучшем случае будут выступать как незначительные придатки к ним.
Если вы собираете и храните рисунки своего малыша (что, кстати, очень полезно и интересно как для взрослых, так и для самого ребенка), вы можете заметить, как меняется с возрастом изображение человека: от круга или овала, представляющего голову с присоединенными к ней руками и ногами (такие рисунки трех-четырех-летних детей получили название "головоногов") через выделение и правильное прорисовывание отдельных частей тела – рук, ног и деталей одежды. Как правило, к шести годам ребенок уже вполне овладев навыками изображения человеческой фигуры в довольно сложных пространственных ракурсах, переходит к сложным рисункам, с максимально насыщенным разнообразным фоном: машинами, животными, вещами, передавая с их помощью профессию или занятие персонажа.
С возрастом совершенствуется не только техника изображения фигуры человека. Все чаще ребенок, неосознанно или вполне сознавая, выражает свое отношение к нему. Маленький художник пристально всматривается в людей и в самого себя.
А какую пищу для воображения дают автопортреты, постегивая прогнозы родителей в отношении предсказания будущих профессиональных увлечений ребенка или черт его характера. Так, за пристальным интересом малыша к душевным переживаниям, буквально нарисованным на лице, угадывается будущий писатель, а за особой чувствительностью к стилю одежды – модельер.
Чрезвычайно интересно следить за эволюцией автопортретов ребенка: как постепенно с возрастом меняются его вкусы и пристрастия, что главное выделает он себе в тот или иной период жизни. И здесь стоит упомянуть о первой влюбленности старших дошкольников, весьма сведущих в этом возрасте в вопросах симпатии и антипатии. Шестилетние дети могут использовать богатейшую палитру изобразительных средств для выражения своего особого отношения: девочки. Как правило, рисуют необыкновенные наряды и букеты цветов, а мальчики, не скупясь на краски для изображения симпатичной подружки, не могут устоять перед искушением приукрасив ее образ техническими атрибутами.
Иногда дети рисуют людей абсолютно одинаковыми. Это может быть связано с некоторой задержкой эмоционального развития, но чаще объясняется одинаковостью социальных ролей изображаемых людей. Так, например, младшие школьники нередко изображают одинаковыми рябят своего класса: все они ученики и это в них самое главное на этот момент.
Об особом отношении ребенка к изображенным людям говорит, помимо цвета, и внимание к деталям: украшения, бантики, рюшечки, оборочки, пуговицы, карманы, медали и т.д. таких подробностей одежды, украшений на изображении любимого человека больше, чем у нелюбимого.
Немало полезной информации об отношениях в семье можно почерпнуть из детских рисунков. Обилие мам, готовящих обед, накрывающих ан стол или убирающих квартиру и пап, читающих на диване, ремонтирующих машину говорит о современном обществе и распределении ролей в нем не меньше, чем картины "взрослых" художников. Представ в роли "заядлых" реалистов, дети не перестают быть фантазерами. Им очень нравится задания, в которых нужно изобразить себя и своих близких в виде каких-либо животных. Предложив ребенку такое задание, будьте мудры и терпимы, даже если он изобразил вас в облике животного, совершенно вам не симпатичного. Одна мама обиделась и не стала выяснять, почему сынишка изобразил ее в виде змеи. А ведь стоило бы расспросить его: может быть, в семье растет будущий Дроздов (популярнейший ведущий телепередачи "В мире животных") и своим рисунком он хотел подчеркнуть мудрость мама или ее грациозность. Ну а если пояснения малыша вас не обрадуют лестными сравнениями, задумайтесь над причинами этого: может быть, где - то вы допустили ошибку, были чересчур, по его мнению, жестки и несправедливы. Попытайтесь понять, стать чуточку терпимее, мягче, и тогда вы не получите рисунок своей семьи, в центре которого не кто-то из родных а, например, громадных размеров попугай или собака, отразив, что именно они, а не вы занимают центральное место в жизни ребенка.
Как часто мы, не задумываясь, говорим: "кручусь, как белка", "устал, как собака", "тружусь, как пчелка". Удивительно ли после этого появление таких рисунков: трудяга-мама в виде лошадки с притороченной к седлу метлой, мечется по дому, папа пчелкой улетает куда-то прочь, младший брат в виде каркающий вороны, летает возле мамы, а сам автор рисунка в образе жалящей кобры подползает к ней за своей порцией внимания.
Иногда в рисунках детей кто-то из близких или он сам - отсутствует, а ребенок поясняет это таким образом "мама гуляет с сестренкой" или "я – у бабушки". Так реагируют старшие сестренки или братишки на появление в семье младших. Это тревожный сигнал для родителей: ребенок чувствует себя обделенным, изолированным от замечательного события, свершившегося в семье – появления в ей "новенького". Смелее включайте старшего в свои заботы о малыше, пусть он убедиться, что ваша любовь не разделилась, а усилилась.
Мы чуть- чуть приоткрыли завесу, за которой свершается сложнейшая жизнь души вашего ребенка. Будьте добры и терпеливы к нему. Идите навстречу друг другу. Счастливого вам пути!