Смекни!
smekni.com

Православные воскресные школы нашего времени… (стр. 1 из 2)

Православные воскресные школы нашего времени...

Кудасова О.В.

Сегодня мы являемся свидетелями удивительных событий, обусловленных возрождением как самой церковной жизни, так и всего того, что связано с видимыми формами проявления ее в мире. Описываемый процесс, в силу разных объективных и субъективных обстоятельств, сопряжен с множеством проблем и противоречий, но все-таки он продолжает свое развитие. Мы засвидетельствуем об этом на примере православных воскресных школ.

Размышляя на тему православных воскресных школ нашего времени, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ вообще.

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.

Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI в. Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Европе и Сев. Америке.

Однако жизнь диктовала все новые требования, что привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой – к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных школ. Таким положение дел оставалось вплоть до начала XX в., когда, в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно были закрыты. В свою очередь конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих современных странах и по сей день.

Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа (первоначально – лютеранские в Эстляндии) появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в. Повсеместное распространение воскресные школы получают в России в середине XIX в. Отметим, что выдающаяся роль в их создании принадлежит знаменитым ученым Н.И. Пирогову и проф. П.В.Павлову. Так, под руководством Н.И. Пирогова, студенты Киевского университета имени Святого князя Владимира стали проводить по воскресным дням занятия с народом (для преподавания Закона Божия приглашались священники).

Вот что писал по этому поводу Н.И. Пирогов в статье "Воскресная школа": "Различие между этой воскресной и обычными казенными школами и в приемах, и в способах учения, и в обхождении учителей с учениками были разительными. Успехи же учеников – изумительны. Грамота усваивалась почти вдвое и даже втрое скорее, чем в приходских и других школах и училищах, посещаемых ежедневно. Воскресные школы для нас - предмет необходимости".

Действительно, возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью. Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более образовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствовать гармоничному развитию личности. Именно это подвигло к поиску новых путей "распространения осмысленной грамотности". В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники – "Азбука" В.А.Золотова, "Букварь южнорусский" Т.Г.Шевченко; при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса. Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое видение российского образования как образования религиозно-нравственного содержания (см. статью "Воспитание и образование").

Важнейшая проблема, которая издавна назревала в образовательной системе, была связана с методикой преподавания вероучительных дисциплин. Оно было пронизано безжизненным схоластическим духом, о пагубных последствиях которого свидетельствуют как литературные (например, "Очерки бурсы" Н.Г. Помяловского), так и церковные источники (см. документы подготовки Поместного собора 1917 г.).

Частично, но не более того, эта проблема решалась в воскресных школах: поиск новых подходов в вопросе полноценного воспитания личности, который осуществлялся при обучении грамоте, письму, счетности, не мог не затронуть и преподавания законоучительных дисциплин. Однако в целом, указанная проблема так и не была преодолена, что нашло свое отражение в кризисе 1917 г.

Возрождая воскресные школы сегодня, мы должны помнить обо всем вышесказанном, так как попытки простого воссоздания системы духовного образования дореволюционного типа, под видом сохранения традиции, не только не дадут положительного результата, но, напротив, могут иметь тягостные последствия. Здесь нужен вдумчивый творческий подход: учитывая имеющийся опыт, предлагать новые формы религиозно-нравственного воспитания в духе соборного разума Церкви.

Современные воскресные школы сталкиваются с массой объективных жизненных проблем, вызванных, например, историческими причинами.

За годы потрясений, пережитых Церковью в XX в., было воспитано не одно поколение людей, лишенных элементарных представлений о православной вере; в значительной степени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной жизни; во многом был предан забвению православный жизненный уклад – все это и обуславливает те трудности в поиске эффективных, "духовно выверенных" форм деятельности, с которыми сталкиваются сейчас организаторы воскресных школ. Здесь были найдены разные пути решения проблемы, но мы хотели бы познакомить читателя с тем концептуальным представлением о деятельности воскресной школы, к которому нас привел собственный двенадцатилетний опыт работы при храме Святителя Николая Чудотворца в Хамовническом районе г. Москвы. Кроме того, кратко, мы остановимся на описании деятельности Православного Центра "Живоносный Источник", с которым нас объединяет общее направление в работе.

Главное концептуальное положение, на которое мы ориентируемся в своей деятельности, таково: воскресная школа, прежде всего, призвана формировать в своих стенах некую духовную среду, основная характеристика которой - это атмосфера соборной православной семьи. Мы (преподаватели, учащиеся и их родители) "проживаем" день встречи (как правило, это воскресенье) вместе, как одна большая семья. Однако школа при этом вовсе не является аналогом некоего элитарного "православного клуба". В воскресной школе находят свое естественное продолжение те духовные переживания всех, кто включен в ее жизнь; которые раскрываются при участии верующего человека в таинствах Церкви и ее богослужении. Духовно значимым ориентиром для нас выступает здесь традиция совершения в Древней Церкви, так называемых Агап (греч. ὰγὰπη)– братских трапез, которые еще назывались "вечери любви". Агапы были соединены с Евхаристией – приношением великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающимся на божественной литургии. Это свидетельствует о возможности существования некой формы человеческого общения, которая, будучи совмещенной с мистическим общением Бога и человека в таинствах Церкви, как бы продолжает его…

Итак, воскресный день начинается с церковной службы. После богослужения все собираются вместе для прохождения занятий по богословским дисциплинам (для каждой возрастной группы они разные; в том числе предусмотрены и катехизаторские беседы со взрослыми). Изучаются предметы: Закон Божий, история Церкви, церковное пение, нравственное богословие и др.

Основной педагогический подход в работе: процесс обучения не должен носить довлеющий характер, при котором значительное внимание уделяется проставлению отметок, проведению проверочных работ, экзаменов и т. д. Этот процесс должен быть естественно включен в "семейную жизнь" школы (возможно, в этом отличие воскресных школ от православных гимназий, которые призваны уделять гораздо большее внимание образовательной стороне учебного процесса).

Наша задача при этом: дать ребенку не просто некое рассудочное знание о Боге, но в первую очередь привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, передаваемой "от сердца к сердцу". Вспомним слова ректора Православного Свято – Тихоновского Гуманитарного университета протоиерея В. Воробьева: "Как зажигаются сердца верой? Сердце от сердца, как свечка от свечки. Обычно это бывает, когда встречаешься с каким-то замечательным верующим человеком, подвижником веры. Красота подвига может пленить душу ребенка, она увлекает его. Если наши учителя будут такими подвижниками веры, тогда дети будут верующими. Если наши учителя будут простыми православными обывателями, то дети наши из Церкви уйдут, как это случилось до революции".

Если ребенок, придя в воскресную школу, почувствует, что такое духовная любовь, теплота веры, искренность сердечных ощущений; увидит этому примеры, и сам многое опытно переживет – это останется с ним уже навсегда и поможет самостоятельно пополнять свои знания о христианском вероучении. Здесь уместно сослаться на слова монахини Магдалины, посвятившей всю свою жизнь делу духовного воспитания детей: "Есть такая пословица: "Дай сыну рыбу, и он хорошо поест сегодня; научи его пользоваться удочкой, и он будет хорошо есть всю жизнь". Подобным образом мы понимаем нашу задачу как православных родителей и наставников. Мы вдохновляем наших чад любить Бога и учим их, как искать волю Божию о себе. Если дети научены любить Бога, все прочее приложится им (Мф.6,33)".

Занятия в школе завершаются чаепитием, во время которого, как и полагается в одной большой семье, происходит общая беседа: у кого-то за прошедшую неделю произошло значимое событие, кто-то прочитал душеполезную статью, книгу и хочет поделиться этим с другими, обсуждается взаимопомощь при возникновении каких-либо проблем и т.д. После трапезы молитва: у кого-то на прошедшей неделе были именины – мы духовно "сорадуемся" с ними; кто-то из учащихся или их близких заболел – надо не забыть и о них (возможно удастся даже навестить болящего); кто-то скорбит о потери ближнего – не оставляем без духовного сопереживания, поддержки и его…