Миролюбие. Этот параметр регулируется в музыке главным образом через жанровые ассоциации. Как уже было сказано, все наши гимны имеют маршевую основу. А марш, как известно, может восприниматься и как праздничное гражданское шествие, и как атрибут военных занятий на плацу. Стало быть, важно проследить, чтобы в музыке гимна не оказалось ненарочных намеков на звучание военизированной барабанной дроби в стиле "та-ра-Рам-Пам". Которая, кстати сказать, есть и в "Глинке" и в "Славься". "Александровский" в этом смысле держится аккуратнее, ближе к хорошо сбалансированному хорально спокойному "Боже, царя храни".
Показатель "IQ". Не правда ли, странна для нас сама мысль о возможности считывания некоего подобия коэффициента интеллектуального развития на материале музыки? Однако стали же сегодня привычными методики определения интеллектуальных способностей по графическим особенностям почерка, а также по речевой интонации, а также обращение и использование этих исследований в различных отраслях менеджмента? Музыкальный язык ведь так же, как и речевой и письменный, имеет свою звукографическую линию, ритмические колебания, тип артикуляции и так далее. Например, ритмоинтонационная однообразие в музыке часто (иногда как специальное художественное средство) будет вызывать у слушателя примерно тот же набор ассоциативных реакций, что и монотонная речь... поэтому попробуем все-таки взглянуть на наши гимны и с этой стороны.
Оставим подробный специализированный мелодико-ритмический анализ за рамками данной статьи. Поступим проще: если вы пропоете мелодии этих гимнов подряд, то обнаружите, что наибольшая пластика волнообразного движения мелодии с широкой амплитудой звуковысотных колебаний окажется в "Александровском".
По параметрам соотношения четкости и плавности в артикуляции лидером также оказывается "Александровский", удачно сочетающий в себе интонации ритмического говорения и распевности (об этом подробнее скажем еще ниже).
В номинации "плотность и многоаспектность подачи информации" наилучшим критерием оценки музыкального языка послужил бы профессиональный музыкально-теоретический анализ свойств фактурного изложения (в частности, развитости самостоятельных музыкальных голосов), а также смен гармонический функций. В качестве "дайджеста" такого анализа заметим, что из всех гимнов самостоятельными подголосками наиболее богат "Александровский", в же остальных господствует жестко фиксированное аккордовое изложение.
По разнообразию гармонических оборотов в гимнах к числу "лидеров" можно скорее причислить двух: "Александровского" и "Глинку". Однако повышенная частота смен гармоний в последнем способствует тому, что эти гармонии как бы проскальзывают мимо ушей нетренированных в музыкальном анализе слушателей. Для них может возникнуть эффект, аналогичный мельканию кадров на экране.
Далее. Интеллектуальный уровень коммуникации предполагает умение эффективно обосновать и развить выраженную мысль. Развитию мысли музыкальной способствует облечение ее в ту или иную музыкальную форму, степень органичности внутреннего развития которой в большой мере и определяет степень воздействия музыки на слушателя. Заметим в связи с этим, что среди традиционных музыкальных форм, используемых в названных гимнах, большинство обладает качеством внутренней замкнутости. Лишь в "Александровском" оригинально представлена идея ступенчатого продвижения внутри самой формы: оба музыкальные предложения начального раздела формы имеют гармоническое завершение в форме вопроса (на неустойчивой гармонии), таким образом они неизбежно и, можно сказать, желанно вливаются в устойчивость интонаций припева.
Принадлежность к группе. Выражается в музыке в первую очередь путем использования характерных жанрово-национальных элементов. Использование их в мелодических и гармонических оборотах характерно как для обоих "Глинкинских" гимнов, так и для "Александровского". ("Боже, царя храни" в этом смысле звучит более нейтрально-европейски, подчеркивая скорее элемент церковной хоральности, чем какую либо народно-национальную специфику).
Эти "фирменные", если не сказать хрестоматийные, русские обороты известны каждому музыканту, когда-либо соприкоснувшемуся с учебной дисциплиной "гармония". Впрочем, надо сказать, что для остальных слушателей, гармонии не знающих, эти обороты интуитивно узнаются и воспринимаются не менее географически адресно.
В целом, с гармоническим обеспечением "рашн стайла" можно считать, все в порядке. Более тонкий вопрос встает о том, как сочетать все ту же неизбежную интернационально-ритуальную маршевость с русским музыкальным стилем, для которого (в отличие, например, от стиля немецкого) чеканный ритм вовсе не является характерной чертой. Cмягчить ритмическую жесткость маршевости способен русский мелодический распев. Отсутствие же его усиливает в пении качества скандирования и вызывает ассоциации с чем-то вроде прусского парадного шага (переслушайте, в частности, "Глинку", только, справедливости ради, не забудьте, что сам Глинка все-таки и всего-то написал хорошую "Песнь", он же не думал подавать ее на конкурс госгимнов).
Потребность в ласке. Легче всего музыкально удовлетворяется обращением к лирике песенного характера. Что ж делать, нам всегда хочется услышать личный мотив в общественном хоре. И тут "Александровский", пожалуй, обходит всех: и "Славься" - с его музыкальной картинкой "выкриков толпы" (которые по сюжетике оперы "Жизнь за царя", из которой он происходит, оказываются вполне обоснованными), и "Глинку" - с его разудалыми солдатскими интонациями, и несколько отрешенного "Боже, царя храни".
Важно, думается, учитывать, что в особые, эмоционально пиковые моменты в жизни государства лирическая гимничность способна выйти на первый план, вытеснив, казалось бы необходимую "протокольную". Удачным примером здесь может служить музыкальная PR-режиссура встречи 2000 года возле Линкольн-мемориала в Вашингтоне (уточню, что на этой встрече помимо моей, а также президентской семьи присутствовали еще несколько тысяч людей). Так вот: в момент наступления Нового года, под искры фейерверка зазвучал... вовсе не американский гимн (весьма сдержанный, на мой взгляд), а всенародно любимая американцами и тут же ими с энтузиазмом подхваченная, лирическая в своей основе песня, "America, America". Что и говорить, слышать "пенье миллионов" - впечатление неслабое. Если подумать, у нас ведь тоже есть такие песни, скажем, "Широка страна моя родная"... впрочем, опять дело стопорится из-за последующих вскоре от ее начала строк текста. Что делать, такова наша постсоветская специфика. Потому вернемся к нашим гимнам.
Безопасность. Как уже было сказано, важнейший параметр, часто обеспечивающий подсознательное принятие или не-принятие чего-либо, в том числе, в области эстетических оценок. Выделим несколько первичных ощущений, входящих как составная часть в чувство, метафорически связываемое с комфортностью.
Параметр света в музыке. Вспомним выражения "темное прошлое", "Светлое будущее". Свет ассоциируется у нас преимущественно с позитивом, темнота -с негативом (романтический полусвет сейчас в расчет не берется). За свет в музыке "главным ответственным" является мажор. Действительно, мажор, воспринимается (по отношению к минору) как более светлый, устойчивый и радостный, поэтому он оказывается психологически, вероятно, более желательным для гимна. Рассматриваемые нами гимны все звучат в мажоре, включая в себя лишь изредка мимолетные минорные обороты. (Добавим, что несколько странно было бы слышать в качестве государственного гимна минорное "Прощание славянки").
Параметр психологической стабильности с возможностью получения метафорического музыкального ответа "да". Средствами музыки психологическая стабильность подчеркивается прежде всего появлением устойчивой гармонии (тоники) с преобладанием ее (на акцентных долях музыкального времени) по отношению к неустойчиво звучащим гармониям. В этом смысле все рассматриваемые гимны в своей тональной структуре соблюдают это психологическое условие. Однако "Александровский" при этом имеет любопытные дополнительные детали, связанные с использованием психологического эффекта края (известно, что лучше всего запоминается начало и конец). Начальная его музыкальная деталь - наличие преднастройки на тонику в виде первого отдельно звучащего аккорда, чем придается особая торжественность. Заключительная музыкальная деталь гимна - некоторое уподобление восходящему росчерку пера - поступенный мелодический подъем к финальному звуку.. Обе эти краевые детали способны остаться в подсознании как сильные позитивные аргументы музыкального послания страны.
Комфортность мышечного состояния. В этом параметре чувства безопасности выделим две интересующие нас сейчас стороны.
Удобство соинтонирования - важный признак, обеспечивающий необходимый "эргономический уровень" при слушании музыки гимна. Известно, что голосовые связки человека, слушающего музыку, совершают множество так называемых синкинетических движений, как бы следующих за изгибами мелодии. В связи с этим важным оказывается, чтобы мелодическая линия давала голосовым связкам возможность периодических расслаблений, которые создаются, в частности, легкостью опережающего узнавания будущего мелодического оборота и наличием ясных интонационных опор в самой мелодии.