Марина Карасева
"Все мы песни перепели" (из русского народного песенного фольклора)
Ну... в общем, ты его сразу узнаешь", - несколько уклончиво ответили мне соотечественники на вопрос о том, как отыскать здание русского посольства в дипломатическом районе Вашингтона. Проехав почти до конца по круто забиравшей в гору неширокой улице, окруженной с обоих сторон изящными особнячками, пестрящими разнонациональными флагами, я вдруг обнаружила ЕГО. То есть, сначала я почувствовала, что сбоку за решеткой находится нечто необъятно крупное, высокое, светлое, напоминающее своей фундаментальностью Дворец съездов. Этот архитектурный представитель Родины, видимо, изначально и принципиально не собирался вписываться в окружающий его почти игрушечный ландшафт. Я улыбнулась: какое же это все-таки свое. И не знаю, чего было больше в той улыбке: искусствоведческой иронии или задорного русского удовольствия, мол, "знай наших".
Государственный гимн - это своего рода архитектурный монолит, выстроенный средствами музыкальных звуков. И от того, какой материал (мелодический, гармонический, ритмический и т.д.) пошел на это строительство и каков его стиль, в большой мере зависит имидж страны. Его звуковая оболочка проникает везде, в том числе, и в те края, где до сих пор имеются смутные визуальные представления о том, что такое Россия.
В этом смысле гимн, как жанр музыкальный, способный "жить" во времени и свободно "перемещаться" в пространстве, оказывается одним из наиболее мобильных "представителей" страны. Именно поэтому, наверное, прошумевшие предновогодние баталии по поводу вариантов государственного гимна были заведомо обречены на особую жесткость и непримиримость. Сейчас, когда страсти сами собой улеглись и взмученные водоворотом частицы почвы постепенно оседают на свое место, можно, пожалуй, подвести некоторые результаты.
Но и как же мы в этом преуспели, надо сказать! Конгломерат общественных суждений на период генеральных репетиций премьерного исполнения ново-старого гимна напоминал кучу нерассортированных вещей, образовавшуюся при переезде с одной квартиры на другую. Сплошь и рядом свободно противопоставлялись мнения, отражавшие совершенно различные подходы. Здесь можно было наблюдать столкновение таких подходов как, говоря условно, исторический (с акцентом на истории формирования, написания и смен гимнов в России, а также социального происхождения авторов гимнов), социологический (с акцентом на опросе общественного мнения), политический (толкующий о том, какую именно идеологию воплощает тот или иной гимн), а также искусствоведообразный (с рассуждениями о том, какой композитор все-таки лучше: Александров или Глинка).
Большинство общественных обсуждений имело риск окончательно утонуть в пене излишнего пафоса, внешней идеологизации суждений с активным наклеиваниям ярлыков на различные гимны (этот коммунистический, а тот имперский, самодержавный и т.д.). К этому не преминули добавиться неизбежные, наверное, при всякой смене ситуации коньюнктурные устремления. Наиболее невинные из них обрели облик предложений известных поэтов и бардов рассмотреть сочиненные ими варианты слов и мелодий для российского гимна. Самое, однако, примечательное состояло в том, что все это говаривалось, да друг дружкой не слушалось. Словом, перед глазами, как живая, выстраивалась картинка исторической достройки и перестройки Вавилонской башни.
Впрочем, это все не странно: к особенностям национальных ток-шоу мы уже привыкли. Странно другое. За весь период обсуждения гимна практически не было сделано детального сравнительного анализа музыки российских гимнов с позиций психологии их воздействия на слушателя средствами самой музыки в ситуации "здесь и сейчас". То есть, технологически говоря, обычного "маркетингового", анализа, всегда предшествующего запуску той или иной продукции на потребительский рынок. С той лишь разницей, что гимн - это продукт категории особого национального значения.
Попробуем в этой статье восполнить образовавшийся пробел, опустив сейчас вопросы о том, было ли исторической необходимостью "освежить" гимн и государственную символику именно сейчас, "в канун", а также отложив сопутствующие этому экономические размышления о стоимость тиражирования / переиздания партитур гимна и т.д. - тут слово за профессиональными политологами и финансистами.
Итак, рассмотрим с музыкально-психологической точки зрения гимн Александрова (окрещенный "Александровским") в необходимых для этого анализа сопоставлениях с гимном под названием "Глинка" то бишь укрепившимся в народе кодовым обозначением глинкинской "Патриотической песни", а также со "Славься" того же Глинки и с гимном "Боже, царя храни" А. Львова.
Для начала попробуем собрать свои ассоциации, а именно: ощущения, внутренние представления и звуковые образы, возникающие у нас от слова "гимн". Многим, быть может, придут в голову такие словесные выражения этих образов, как певучесть, неспешность, свет, направленность вверх, большая территория, множество людей, четкость, ясность контуров внутренней "картинки". Возможны также историко-культурные ассоциации, например с Античностью, а от нее с развернутыми скульптурными торсами... Остальное вы легко доберете сами, создавая свой образ, в чем-то отличный, а в чем-то похожий на сделанный нами набросок. Это наше предощущение гимна как образа. Это то, из чего мы подсознательно исходим, воспринимая конкретное звуковое воплощение гимна как главной мелодии страны.
Одна из особенностей гимна государственного состоит в том, что он является полномочным звуковым представителем государства как для внутригосударственного слушателя, так и для слушателя заграничного. Следовательно, гимн, подобно хорошему дипломату, должен обладать отменными звуковыми качествами ритуально-представительского класса, а также качествами многоаспектного коммуникативного воздействия на слушателя.
Прежде чем мы рассмотрим, как именно названные качества гимна могут быть обеспечены средствами музыкального языка, обратимся, в рамках данной темы, к структуре человеческих потребностей, перемещаясь от некоторых более внешних параметров этой структуры к более глубинным.
Представляется, что гимн страны должен в ощутимом виде удовлетворять таким параметрам человеческих потребностей, как поддержание традиции, выделение из массы себе подобных, инстинкт солидарности и чувство принадлежности к определенной группе людей, потребность в участии, ласке, чувство безопасности (как базовая потребность человека).
Сделаем необходимые добавления. Не будет преувеличением сказать, что наша исконная и желаемая "имиджевая" специфика гимна отражается еще в таких метафорических параметрах как: весомость (или даже броневесомость), большой объем / площадь, мирные интенции и способность нации к интеллектуальному росту.
Помимо условного соответствия названным параметрам у государственного гимна как у своего рода музыкального "слогана" страны должны быть особые качества, которые можно условно сравнить с маркетинговыми качествами некоторого товара для целей внутригосударственного употребления. Среди них:
высокая ассоциативность, то есть способность музыки (как и текста) гимна иметь множество "якорей" в жизненном опыте тех людей, которые его слушают. Оживляемые в памяти музыкой или текстом, такие якоря способны вызывать осознанные или неосознанные воспоминания о тех или иных значимых для человека жизненных ситуациях или состояниях. Важность действия якорей (как позитивных, так и, возможно негативных) состоит в том, что они работают наподобие извечной мечты человека - машины времени: "разбуженные" якоря позволяют почувствовать соединение времен: человек проживает прошлое (будь то свое личное или общенациональное, общекультурное и т.д.) в настоящем;
возможность быть цитируемым. Следовательно, так же как торговая марка, гимн сам должен быть оригиналом, то есть не являться заимствованием из другого произведения.
Очертив общие параметры, которые, как представляется, должны быть первоочередными в отражении их в государственном гимне, последовательно рассмотрим теперь, как конкретно эти параметры могут воплотиться средствами музыки.
Традиция и ритуал. Предполагают наличие элемента консервативности. В области музыкального языка стилевой эффект "строгого фрака" наилучшим образом отражается в использовании классической мажорно-минорной тональной системы с четкой и ясной ритмикой (двудольной, "шаговой", отражающей маршевые черты). Иными словами, полезно осознать, что написание гимна специфическими средствами современного музыкального языка просто-напросто "этикетно" неприемлемо (попробуйте-ка сшить модерновый фрак хитовой расцветки и прийти в нем на прием к английской королеве...).
Выделение из массы себе подобных
С весомостью звучания у нас, пожалуй, все в относительном порядке во всех наших гимнах. Самый простой, внешний способ создания веса - грузная, тяжелая оркестровка, наличие выделяемой группы медных духовых инструментов. Более тонкий способ создать "толстое", плотное звучание лежит в области специфического применения гармонических средств. Стараясь не утомлять неискушенного в теории музыки читателя (здесь и далее), отмечу лишь, что "Александровский" здесь лидирует по количеству используемых в нем аккордов с акустически сильным басовым тоном, сообщающим звучанию максимальную фундаментальность.
Пространственность ("много в ней лесов, полей и рек..."). Пространство в музыке, в первую очередь, выражается широтой охвата звуковых регистров и тембровой объемностью звучания. В этом плане заметим, что в "Глинке" изложение достаточно компактное, практически не изменяющееся до самого конца. Так же обстоит дело и в остальных гимнах, за исключением "Александровского", драматургия регистрового развития в котором может быть уподоблена процессу мысленного объятия постепенно раздвигающегося пространства (вспомним технику "Захват пространства"). С каждым музыкальным предложением мелодия гимна постепенно завоевывает все новую и новую звуковую высоту, доходя до самой высокого звука в припеве. Заметим, что эта высшая точка подъема оказывается хорошо психологически подготовлена: она создает эмоциональную кульминацию как раз в известной зоне "золотого сечения" (приблизительно в третьей четверти времени звучания гимна).