Области вблизи нуля сигнализируют не только о намечающемся распаде системы, но также о её дезорганизации, когда все или почти все компоненты системы утратили или утрачивают связь между собой и по сути работают вразнобой. Для человека это соответствует хаосу – в голове ли, в организме ли. Ничего хорошего это состояние не несёт. Человек может находиться в замешательстве, растерянности, трансе, апатии, депрессии – при сильном и длительном давлении обстоятельств; для него в той или иной степени будет характерен стресс. Мы можем также охарактеризовать это состояние как явное отклонение от нормы, если понимать под нормой наибольшую жизнеспособность, лучшую организацию своей системы для достижения максимально полезного результата (для данных условий и данной среды).
Области вблизи единицы мы как раз и принимаем за условную норму. Условную, – потому что при других обстоятельствах эта норма перестаёт быть таковой, но если мы задали некие условия и придерживаемся их, то имеем наилучшее из возможного. Можно сказать ещё – оптимальное, гармоничное (относительно). Так, Вильгельмина Клос и её папаша-бюргер из городка Гейльброн, несомненно, оптимальным образом были приспособлены для жизни в указанном городке, чувствовали себя – до встречи с Робертом Майером – превосходно, комфортно, как с психологической, так и, до определённой степени, физической точки зрения (с учётом их не древнего возраста).
Итак, внизу, около 0 – хаос и разрушение, суета, сбой в работе, болезни и отклонения от нормального и как результат инертность, отсутствие движения (пассивность). Вверху, у 1 – относительный порядок, во всяком случае, упорядоченность, системная организация, оптимальная жизнедеятельность и как следствие движение, действие, совершение полезной работы – по меркам своего уровня (активное начало). Чем выше – тем выше уровень проблем и тем проще нам справляться с проблемами мелкими, никчемными, пустяшными, повседневными. В районе нуля же мы даже с одной-единственной проблемой часто не можем справиться, как бы ничтожна она ни была.
Человек, оказавшись в той или иной ситуации, всегда склонен оставаться вблизи своей собственной единицы. Изменились условия – это значит, что динамика на графике проявит тенденцию к отклонению от оптимального, то есть полезет сверху вниз, – и человек вынужден будет адекватно ответить на ситуацию: подстроит под неё свои действия, мотивацию, поведение, стиль общения, манеру решения проблем. Эту подстройку мы называем самоорганизацией систем. Она помогает нам наилучшим образом выживать в постоянно меняющимся мире – как в целом, так и в каждый данный момент:
Конечно, в реальной жизни восстановиться до нормы удаётся не всегда. Скажем, какое-нибудь жуткое известие выбивает человека из колеи (меняются обстоятельства, условия для системы человек), и это приводит к таким сбоям в нормальной работе психики, что человека «заклинивает» между 0 и 1; система его близка к разрушению. В этом случае человек подсознательно, – а порой и прямо, – понимает, что отклонился от нормы и с ним не всё в порядке. Однако он по-прежнему будет ориентироваться на «единицу» в большинстве суждений, поскольку интуитивно считает её образцом, наилучшим (оптимальным) для изменившихся условий и изменившейся среды. И все явления окружающего мира он будет сравнивать уже не с собой, а с неким, весьма близким для него, идеалом, который не теряет надежды достичь в обозримом будущем, – поскольку сила, «толкающая» его от 0 по направлению к 1, сама по себе никуда не исчезла [1].
В любом случае верхняя планка с пометкой “opt” остаётся пределом, который и положен в основу мировоззрения данного уровня. Фактически с неё создаётся матрица, переносимая на всё, что есть вокруг.
Отсюда сделаем вывод: система в ходе самоорганизации стремится самопроизвольно подстроиться под бесконечно ускользающую «норму» (оптимальное), – однако при условии, если система свободна или относительно свободна от силового воздействия со стороны [2].
Может статься и так, что человек, отклонившись от единицы в сторону нуля, толком не понимает этого, и не чувствует, что он на пути к разрушению своей системы. Противодействующие факторы оказываются слишком сильны, чтобы можно было вернуться к прежней норме. В этом случае срабатывает т.н. оправдательное мышление – свойства человеческой психики и человеческого сознания оправдывать каждый свой шаг и каждое своё действие (своего рода психологическая самозащита: чтобы не сойти с ума, нужно «не видеть» реальность и ввести собственное представление об оптимальном, то есть создать «собственную единицу», отличную от существовавшей в недалёком прошлом). Окружающие тогда все выглядят ненормальными, во всяком случае, все они не правы. Так бывает, например, когда пьяница и лентяй воспринимает мир как не считающийся с ним и не желающий понять его «возвышенную душу». Иными словами, он отвергает по существу уровень, оказавшийся волей случая выше избранного им.
Итак, как видим, верхняя планка с пометкой “opt” оказывается на деле не статичной, а подвижной, динамичной, то есть колеблющейся во времени и [психологическом] пространстве. Но человек как система всегда будет придерживаться её по мере возможности, «колеблясь» вместе с ней. И всегда будет принимать собственный уровень за базовый, а его верхний предел – за наилучшее из имеющегося и, таким образом, за некую универсальную точку отсчёта.
Выше этого предела ничего не должно быть; а если и есть, то система – в качестве самосохранения – рассматривает это «выше» как расположенное якобы ниже самой себя, под собой (в лучшем случае – равную себе, рядом с собой) и, таким образом, остаётся ещё некоторое время существовать в качестве системы, затормаживает процесс распада.
С формальной точки зрения, мы, конечно, признаём наличие верхних уровней – ведь смотрим же мы в конце концов когда-нибудь на звёздное небо, – но в том-то и дело, что признаём их количественно, то есть чисто механически понимаем, что, кроме нашего уровня – первого, есть ещё и уровень второй, третий и т.д. (второй, третий вверх от нас или второй, третий вниз от нас), что, если угодно, равносильно бесконечному числу измерений – одно, измерение, другое и проч.; измерения эти в принципе мирно сосуществуют в неком созданном нами для удобства виртуальном пространстве. Тем не менее, качественного различия мы в данном случае между ними не ощущаем, а оно-то и есть самое главное во всей этой операции. Именно поэтому Бога как уровень высший и абсолютный многие верующие подсознательно воспринимают сквозь призму самих себя, приписывая Господу не только свои же собственные мотивацию и поступки, но даже – как это ни странно! – его внешний (андроидальный) тип.
Мы даже космос нередко воспринимаем не таким, какой он есть на самом деле, а каким нам его удобно видеть. И моделируем поведение Вселенной исходя из неких математических абстракций, в принципе доступных нашему воображению, но всё равно не укладывающихся по существу в «закон мухи». Даже ВЕЧНОСТЬ и БЕСКОНЕЧНОСТЬ мы понимаем по-своему – не так, как их задумал Господь, а так, как нам их позволяет видеть купированное восприятие на графике, лишённом областей свыше отметки “opt”.
На практике, в реальной жизни системы разных уровней почти не соприкасаются между собой и не контактируют друг с другом. Или их контакты носят формальный характер и не затрагивают сути, как в случае с аристократией и плебсом прошлого. Впрочем, подобный пример является крайним, поскольку он предполагает откровенную поляризацию. Однако совершенно не обязательно всегда искать между уровнями разительные контрасты. Уровни могут отличаться друг от друга внешне и не очень заметно, что отнюдь не отменяет законы их взаимодействия, включая известный нам «закон мухи». Приведём примеры неявного разделения по уровням, при котором всё сказанное выше остаётся в силе: человек творческий – человек, механически выполняющий свою работу, человек активный – человек пассивный, человек-дух – человек-форма, человек знающий и ищущий – человек с атрофированным стремлением к знанию и поиску, учёный – неуч, специалист – дилетант, лидер – исполнитель, руководитель – подчинённый и т.д. и т.п. Как бы то ни было, все эти уровни по сути относятся к разным пространствам, с точки зрения их иерархического расположения, и механически переносить их одно на другое, особенно нижнее на верхнее, можно лишь по недомыслию, о чём и идёт речь в данной статье.
К разным уровням нередко относятся не только люди и группы людей, но и целые общества (страны), а если говорить точнее, самоорганизующиеся одушевлённые системы, – включая системы социальные и политические. «Закон мухи» чётко нам даёт понять: если некое государство А достигло определённого уровня своей организации, а другое государство Б отстаёт от него на несколько пунктов, то неэффективно, если не сказать бессмысленно, «скрещивать» их уровни между собой. Государство А может, ввиду своей демократичности [3], попробовать качественно приравнять к себе государство Б (параллельный вектор восприятия) – пока не обожжётся, но государство Б в любом случае не воспримет мотивации государства А, видя его инициативу всегда в искажённом свете, на свой манер (и, в общем, оценивая по себе). Здесь мы столкнёмся с глухой стеной непонимания, вытекающей из запретов «закона мухи».
Итак, сделаем вывод: чем дальше отстоят друг от друга различные уровни по универсальной уровневой шкале, тем в большей степени действует запрет согласно «закону мухи»…