Смекни!
smekni.com

Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы (стр. 1 из 3)

Чеботарева Н.Д.

Наряду с биологическим развитием живые существа на нашей планете эволюционировали и в психическом плане. Взаимосвязь этих двух процессов можно объяснить общими историческими причинами и прежде всего борьбой за существование в результате естественного отбора. По мнению российского психолога В. Большакова (В. Большаков. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. - СПб, 1996), ускорение темпов эволюции, сопровождающееся возрастанием сложности биоорганизации живых существ, обуславливает вступление эволюции человека в новую стадию - стадию совершенствования поведения. Именно этот путь позволил человеку выстоять в конкурентной борьбе с другими существами. "Более сложную поведенческую организацию обеспечивает индивидуально-социальный образ жизни, который приводил к усложнению мозговых структур, что, в свою очередь, предоставляло возможность дальнейшего усложнения поведения" (с. 187).

Очевидно, что развитие культуры, в том числе и поведенческих аспектов, на современном этапе напрямую связано с преобразованием информационного пространства и, в первую очередь, с возникновением телекоммуникации с помощью компьютерных сетей. Научное исследование психологических особенностей этого вида общения находится на начальном этапе и представлено, в основном, работами зарубежных ученых.

Почему люди выбирают интерактивный способ общения? Выделяют следующие причины:

1) недостаточное насыщение общением в реальных контактах;

2) возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни;

3) неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться от нее.

Казалось бы, в первом случае при появлении возможности удовлетворения потребности в межличностных контактах в реальной жизни, пользователь должен потерять интерес к интерактивному общению. Однако это происходит далеко не всегда. По-видимому, это можно объяснить спецификой сетевой самопрезентации. Самопрезентация в Сети некоторым образом связана с реальной идентичностью пользователя (например, утверждается, что самопрезентация в Сети представляет собой осуществление желаний: См. А.Е. Жичкина и Е.П. Белинская "Стратегия саморепрезентации и Интернет и их связь с реальной идентичностью").

Здесь нам кажется уместным вспомнить концептуальную систему Уильяма Джеймса и построенную на ней теорию Роберто Ассаджоли. Согласно этой системе психодинамические структуры (те черты, или качества личности, которые проявляют себя в виде реакции на стимулы), развивающиеся в процессе онтогенеза через регулярное повторение и подкрепление, постепенно закрепляются в виде паттернов, субличностей. Данные структуры являются частями личности и располагаются вокруг "Я", нашего "духовного центра притяжения". Строго говоря, "субличность - это психодинамическая структура, которая, став однажды достаточно сложной, стремится к независимому существованию. Она обладает собственными характеристиками, требует независимого существования и старается удовлетворить собственные потребности и желания через личность" (Маргарет Руффлер. Игры внутри нас. - М., 1998. С. 22-23). "Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Вместе с тем это линзы, через которые видна личность, посредством которых она приобретает реальный опыт" (там же, с. 24). Таким образом, процесс личностного развития и духовного самосовершенствования каждого человека невозможен без осознания составных частей своей личности и приобретения навыков управления ими.

Мы предлагаем рассматривать виртуальную самопрезентацию как актуализацию одной или нескольких субличности. В сетевой коммуникации каждый человек может породить бесконечно большое число "ников" (псевдонимов), которые выступают как идентификаторы той или иной субличности. Таким образом, множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации, на наш взгляд, отражает не столько множественность, идентичности в современном обществе в целом, сколько развертывание структуры собственной личности и исследование породивших их потребностей. Интересно, что существует зависимость количества виртуальных "ников" от гендерных, возрастных и некоторых других характеристик пользователя. Попыткой такого исследования является работа Алены Мышенковой "Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет". Было бы интересно проследить зависимость количества и свойств виртуальных "субличностей" от наличия невротических тенденции, однако мы пока не нашли публикаций, посвященных этой проблеме.

По-видимому, порождение и развитие субличности может иметь как патогенный, так и саногенный, вернее, прогрессивный для личности характер. "Известно, что стремление к подобному экспериментированию с идентичностью, желание пробовать себя во все новых и новых ролях, испытывать новый опыт - особенность открытой идентичности, то есть, такого состояния идентичности, для которого характерен поиск альтернатив дальнейшего развития. Таким образом, множественность виртуальных идентичностей может быть связана с открытостью реальной идентичности" (А.Е Жичкина, Е.П. Белинская "Стратегия саморепрезентации и Интернет и их связь с реальной идентичностью").

Между реальной и виртуальной идентичностью существует возможность взаимного влияния. Например, в рамках сказанного, девиантное поведение, наличие которого отмечают многие исследователи сети, может как подпитывать невроз, так и служить способом осознания и отреагирования "низменных" вытесненных потребностей.

Виртуальное общение обладает рядом особенностей, коренным образом отличающих его от реального общения. Эти особенности выделены в работе Минакова "Некоторые свойства и особенности Интернета как нового слоя реальности":

1.Анонимность, зачастую побуждающая обыгрывание личностной самопрезентации и предоставляющая более или менее эффективный способ управления впечатлением о себе. Возможность "убежать из собственного тела" является одним из главных факторов, мотивирующих участие в виртуальной коммуникации. (Becker, 1997). Кроме того, анонимность способствует психологической раскрепощенности, ненормативности, в проявлении большей свободы высказываний и поступков, в проигрывании нереализуемых в деятельности вне сети, неограниченных социальными нормами ролей и сценариев.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях ограничения невербальной информации. На смену детерминантам, обуславливающим возникновение первоначального влечения к человеку в ситуации реального общения, - "близости функциональной дистанции" (т.е. территориальная доступность) и физической привлекательности, - приходит принцип, который определяет не начальное, а дальнейшее развитие межличностных отношений: виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они резонируют, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости.

3. Добровольность и желательность контактов, возможность их прервыания в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста. С одной стороны, оно выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций ("смайликов") или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). С другой стороны, перенос невербальных компонент в сам текст за счет средств литературной образности (аллегорий, цитат, метафор, ссылок и т.п.).

Исследованиям специфики виртуальных реальностей, в т.ч. и Интернет-реальностей, и их места в современной культуре посвящено много работ, и, хотя данная тема далеко не исчерпана, мы не будем сейчас подробно останавливаться на этом аспекте. Отметим только, что несмотря на то, что виртуальная презентация никогда не тождественна реальной, поведенческие сценарии сетевых субличностей имеют право на реализацию и развитие, поскольку общение посредством Интернет является не эрзацем, а самоценной средой человеческой деятельности.

Существуют различные классификации способов общения в Интернете. По степени интерактивности коммуникаций (А.Жичкина "Социально-психологические аспекты общения в Интернете") разделяют наиболее интерактивные среды общения -- чаты и MUDs; наименее интерактивные - e-mail и телеконференции (в телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где люди общаются on-line). По количеству участников, вовлеченных в коммуникативный процесс, выделяют: 1) диалоговую коммуникацию, off-line и on-line (электронная почта, ICQ); 2) полилоговую коммуникацию, off-line и on-line (конференции, чаты); 3) однонаправленную коммуникацию (объявления, реклама, отзывы и т.п.) (В.Нестеров "К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете"). В рамках этих типологий интернет-форум (синонимы: гестбук/гостевая книга, отзыв, дискуссия и т.п.) является полилоговой коммуникацией в режиме off-line.

Так называемые "гостевые книги" ("гестбуки"), предусмотренные практически на любом сайте, направлены на получение обратной связи от посетителей данного ресурса. Зачастую обмен впечатлениями перерастает в групповую полемику, в которую включаются и посетители, и создатели сайта. Таким образом "книга отзывов" может превратиться в популярный форум (конференцию), а дискуссии затягиваются на неопределенное время. Как отмечает Е. Горный ("О гестбуках"): "Для многих - гестбук это именно "речь", а не "текст", а писание в гестбук - не "работа", а естественный способ общения - существования в виртуальном мире".

Как правило, интернет-форум изначально имеет цель обсуждения некоей темы, заданной опубликованными на сайте материалами. Однако опытные работники сети (дизайнеры, редакторы сетевых журналов, модераторы и т.п.) прослеживают некую общую закономерность развития сетевых дискуссий, которые "почти никогда не следуют изначально заявленной теме, постоянно норовя уйти в плетение боковых ассоциаций, выяснение отношений между участниками и прочие несуразности" (Е. Горный "О гестбуках). Таким образом, дискуссии имеют преимущественно психотерапевтическое значение для участников.