Смекни!
smekni.com

Основные образующие сознания

Сознание – со-знание. Леонтьев: основным, базовым условием понимания человеком смысла своих действий является наличие в его психике особых образований – значений. Сознание возникает благодаря происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются и идеализируются в форме языковых значений. При этом они несут в себе способы, предметные условия и результаты действий. Каждый человек в ходе онтогенеза приобщается к нему через овладение языком, и благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

Основными образующими сознания являются:

Значение

Личностный смысл

Чувственная ткань

В значениях (языковых) представлена преобразованная и свернутая идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых общественной практикой.

Значения – познавательные представления об окружающем мире, в которых представлены результаты познавательного опыта общества в целом.

Значения, как правило, зафиксированы в языке, но могут – в орудии труда, образе.

Значения возникают в индивидуальном сознании в процессе вхождения человека в отношения с другими людьми и обществом в целом, в процессе присвоения общественно-исторического культурного опыта.

Значения в сознании:

продукт общественно-познавательного опыта

личностный смысл (субъективный)

Значения присваиваются ребенком «готовыми», исторически выработанными. Этот процесс происходит при общении ребенка с окружающими людьми. Обучаясь выполнению действий, он овладевает соответствующими операциями, которые, в их сжатой, идеализированной форме и представлены в значении.

Личностный смысл – возникает в процессе присвоения значений. При этом значения включаются в контекст индивидуальной деятельности, мотивов побуждающих действий. Значения, включенные в мотивационный эмоциональный контекст приобретают новое качество – личностный смысл, «значение для себя». Личностный смысл связывает значения с реальностью самой его жизни, с ее мотивами. Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания.

Чувственная ткань – возникает при отображении объектов внешнего мира. С помощью значений строится познавательная картина мира. Благодаря ей мир выступает для субъекта как существующий вне сознания, но реальный.

В сознании значения связываются внешней чувственностью с реальностью объективного мира;

Обычно, в нормальных условиях, чувственный образ слит с предметным содержанием. При нарушении или извращении рецепции внешних воздействий возникает чувство нереальности переживаемого мира, сознание ни о чем.

Чувственная ткань с одной стороны – представленность окружающего мира.

С другой стороны – с ее помощью наши познавательные представления обретают реальность.

Чувственная ткань образа может быть представлена в сознании двояко: либо как то, в чем существует для субъекта предметное содержание (и это составляет обычное, «нормальное» явление), либо сама по себе. В отличие от нормальных случаев, когда чувственная ткань и предметное содержание слиты между собой, их несовпадение обнаруживается либо в результате специально направленной интроспекции, либо в особых экспериментальных условиях — особенно отчетливо в опытах с длительной адаптацией к инвертированному зрению. Сразу после надевания инвертирующих призм субъекту презентируется лишь чувственная ткань зрительного образа, лишенная предметного содержания. Дело в том, что при восприятии мира через меняющие проекцию оптические устройства видимые образы трансформируются в сторону их наибольшего правдоподобия; другими словами, при адаптации к оптическим искажениям происходит не просто иное «декодирование» проекционного образа, а сложный процесс построения воспринимаемого предметного содержания, имеющего определенную предметную логику, отличную от «проекционной логики» сетчаточного образа. Поэтому невозможность восприятия предметного содержания в начале хронического эксперимента с инверсией связана с тем, что в сознании субъекта образ представлен лишь его чувственной тканью. В дальнейшем же перцептивная адаптация совершается как своеобразный процесс восстановления предметного содержания зрительного образа в его инвертированной чувственной ткани.

Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с внешним предметным миром. Как бы ни усложнялись эти связи и реализующие их формы деятельности, чувственные образы сохраняют свою изначальную предметную отнесенность.

Конечно, когда мы сопоставляем с огромным богатством познавательных результатов мыслительной человеческой деятельности те вклады, которые непосредственно вносит в него наша чувственность, то, прежде всего, бросается в глаза их крайняя ограниченность, почти ничтожность; к тому же обнаруживается, что чувственные впечатления постоянно вступают в противоречие с более полным знанием. Отсюда и возникает идея, что чувственные впечатления служат лишь толчком, приводящим в действие наши познавательные способности, и что образы предметов порождаются внутренними мыслительными — бессознательными или сознательными — операциями, что, иначе говоря, мы не воспринимали бы предметного мира, если бы не мыслили его. Но как могли бы мы мыслить этот мир, если бы он изначально не открывался нам именно в своей чувственно данной предметности?