Гипотеза о возникновении сознания.
Специфическая форма поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем с трудовой деятельностью человека.
Труд (трудовая деятельность) – это преобразование природы (в том числе, собственной). У животных нет преобразования природы, у них – приспособительная деятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.
Сравнение поведения животных и трудовой деятельности человека
Критерий | Поведение животных | Трудовая деятельность человека |
1.Средства поведения | Естественные органы и объекты (лапы, зубы, палки, подставки) | Орудия труда |
2.Происхождение поведения | Продукт биологического эволюционного развития. Необходимо для приспособления к окружающей среде. Механизмы инстинктивного поведения, научения | Продукт общественного развития человека. Регулируется экономическими, моральными, правовыми законами. |
3.Строение поведения | А) Инстинкт. Деятельность и операции объединены.Б) Навык. Появляются операции – различные способы выполнения одной деятельности.В) Интеллектуальное поведение. Решение 2-фазных задач, фаза подготовки и осуществления. | Действия (мотив и цель не совпадают). Возникает разделение труда, продукты или результаты не всегда приводят непосредственно к удовлетворению нужды. |
Биологические предпосылки трудовой деятельности:
прямохождение
уровень развития ЦНС
язык
использование некоторых аналогов орудийной деятельности
общественно-групповое поведение
Признаки трудовой деятельности | Филогенетические предпосылки | Природные ограничения. |
1. Совместность; орудийность. | Групповое поведение; «сообщества», средства общения | Эти предпосылки не взаимосвязаны, не зависят друг от друга |
Функциональное использование орудий, индивидуальное | ||
2. Возникновение действий отдельных участников труда, необходимость сознания. | Возможности 2-фазного решения практических задач с учетом пространственно-временных условий их выполнения. | Нет учета и обеспечения социальных условий. |
3. Наличие материальной культуры, орудий труда | Возможность изготовления орудий для выполнения практической задачи, для себя, но не для другого. | Орудия не сохраняются. |
4. Наличие духовной культуры, знакового языка, знаковой речи. | Наличие сигнальной аффективной речи | Нет знаков |
Возможность обучения животных знаковой речи | В этом нет естественной необходимости |
1. Совместная орудийность
Для труда характерны 2 взаимозависимые черты:
употребление и изготовление орудий:
специально изготавливаются орудия труда (орудие – преобразование внешней природы)
орудия труда сохраняют для последующего использования (материальная культура сохраняется, хотя в природе такой необходимости нет, это неестественно)
орудия труда имеют относительно устойчивое функциональное назначение
труд совершается в условиях совместной, коллективной деятельности.
Обе эти предпосылки существуют и у животных, но они не взаимосвязаны, всегда по отдельности – либо одно, либо другое. Животные изготавливают орудия, но не сохраняют их, нет материальной культуры. Как бы ни была сложна орудийная деятельность животных, она не имеет характера общественного процесса, не совершается коллективно и не определяет собой отношений общения.
В противоположность этому человеческий труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве, предполагающем разделение трудовых функций, опосредствующей их общение.
2. Возникновение действий, необходимость сознания
Поведение животных биологически целесообразно и в нем мотивы и цели поведения совпадают.
В человеческом поведении появляются биологически нецелесообразные формы, когда мотивы и цели не совпадают.
Пример с загонщиком. Деятельность человека в условиях коллективного труда: деятельность загонщика (охота) побуждается потребностью в пище, одежде, но непосредственно действие направлено на спугивание стада животных. Это и есть результат деятельности загонщика. Этот результат сам по себе не может привести к удовлетворению потребности в пище. Мотив, конечный результат загонщика – кусок мяса, зверь. Цель – отгонять этот кусок. Действие - процесс, конечный желаемый результат (мотив) и реальная цель которого не совпадают. Смысл действия - отношение мотива к цели. Возникает необходимость в сознании - сознавании, понимании смысла, ради чего выполняется биологически нецелесообразное действие. Человек должен сознавать смысл своих действий:
в контексте общего труда, трудовых отношений с другими людьми
связь собственных действий с удовлетворением в дальнейшем своих нужд и потребностей (необходимость совместного знания, понимания смысла - сознания).
Пример: Когда паук устремляется к вибрирующей паутине, то его деятельность подчиняется естественному соотнесению вибрации с пищей Þ вибрация ® биологический смысл пищи. Но отношение между вибрацией и пищей скрыта для паука, поэтому он устремляется к камертону.
Загонщик тоже подчиняет свое действие определенной связи, но в основе этой связи лежит уже не естественное, а общественное отношение - трудовая связь загонщика с другими участниками колективной охоты. Для этого нужно, чтобы смысл его действия открылся ему, был осознан Þ сознательная цель. Психическое отражение в трудовой деятельности – сознательное и разумное.
У волков – групповой инстинкт совместной охоты, они руководствуются биологическими законами. Когда животное удаляясь сначала от добычи, потом схватывает ее, эта деятельность подчиняется воспринимаемым животным пространственным отношением ситуации (2-фазная задача). Животное заранее учитывает условия своего двигательного акта. Это – предпосылка действия. Спланировал, потом организовал и учел ПВУ. Внешне – объективно загоняют жертву в тупик (разумно). Всё проявляется на последней стадии. Нечто вроде соревнования – кто первый схватит жертву, т.е. мотив (зверь) совпадает с целью. У того, кто победит, мотив совпадет с целью. А это значит – что это уже не человеческое действие. Человек загнал – может отдохнуть, ему уже гарантированно должен достаться кусочек мяса.
Вспугивание дичи загонщиком лишает его возможности овладеть ею. Непосредственный результат этой деятельности и ее конечный результат соединяют человека с другими членами коллектива. Эта связь осуществляется благодаря деятельности других людей (т.о. деятельность человека подчиняется связям общественным). Спугивание дичи само по себе бессмысленно биологически, она приобретает смысл лишь в условиях коллективной охоты. Это условие и сообщает действию человеческий разумный смысл. Отдельный человек представляет себя частью социального целого. Коллективный субъект – общество. Сознание обеспечивает совместную жизнь индивидуальных участников труда. Такое разделение предмета деятельности и ее мотива возможно в условиях совместного, коллективного процесса. Продукт этого процесса приводит к удовлетворению потребности отдельного индивида.
Первая форма сознания - общественно сознание. “Я”, входящее в коллективное “Мы”: общественное сознание, общественное чувство.
3. Материальная культура.
Культура - преобразованная природа. Признаки культуры: орудия труда, захоронения, наскальные рисунки и т.д. Культура - средство преобразования природы. Культура необходима при совместной деятельности. Культурный опыт может быть только общественным, его передача закреплена генетически, т. е. он - исторический (общественно-исторический опыт). 3 вида человеческого опыта.
1. видовой, врожденный, генетический опыт (общее с животными).
2. индивидуально изменчивый, преобразованный опыт (общее с животными).
3. опыт, полученный совместно и передаваемый особыми средствами из поколения в поколение.
4. Духовная культура.
Трудовая деятельность невозможна без особого вида коммуникаций - знаков, необходимы специальные приспособления для сохранения совместных знаний, необходимы средства совместного управления и коммуникации совместных знаний. Знаки - средства совместной деятельности, обеспечивающие взаимодействие участников труда. Знаки - средства сохранения и воспроизведения сознания. Знак заменяет предмет и действие с ним, позволяет оперировать с объектом мысленно. Знаки позволяют оперировать предметами без материального контакта с ними - помимо реального, объективного мира появляется мир мысленный - возможность мышления, построения знаний о мире. Мир удваивается. Возможность познавательной деятельности – приобретение, передача и сохранение знаний. С появлением знаков появляется возможность познания как самостоятельной деятельности, а с появлением речи появляется мышление.
У животных предпосылки речи – сигнальная, аффективная речь – отражает непосредственное эмоциональное состояние, но нет знака.
Обучение животных знаковой речи с помощью жестов. Средства обучения - знаки.
Животное ® знак, речь ® может говорить и создавать новые знаки для обозначения предметов.
Знаки - начало мышления, обобщения, абстракции.
Без человека, в другой среде не будет использовать и забудет.