После 1917, 1920 года: Идеологическая задача распространения марксизма вызывает к жизни первую программу перестройки психологии на основе марксизма:
1. Программа Блонского (эффект маятника, соответствующий кризиса: отказ от старой психологии предполагал бихевиористкую ориентацию). Психология не может быть наукой о сознании, она должна быть включена в реальную жизнь (запрос практики) и изучать не сознание, а поведение. Все на раннем этапе это соответствует программе Уотсона. В дальнейшем Блонский считал, что психология должна быть биологической наукой (он природное существо), но человек живет в обществе, и психика детерминируется обществом, поэтому психология должна быть наукой социальной. Общество развивается и соответственно развивается психика, поэтому ее нужно изучать в развитии (принцип развития). В дальнейшем это реализуется в его теории памяти. Кроме того, Блонский был лидером педологии.
2. Басов в схожем выдвигаемом тезисе об изучении поведения, но поведение регулируется сознанием, поэтому мы должны изучать с помощью экстроспекции поведение задающееся сознанием. Сознание характеризуется внутренней активностью (поэтому объект психологии это человек как активный деятель в окружающей среде). Из марксизма можно взять категорию деятельности отражающую принцип активности на модели трудовой деятельности. (Леонтьев в 30-х годах опирался именно на Басова).
3. Корнилов 1923 в докладе "Психология и марксизм" призывал к реализации диалектического подхода (диалектический синтезис -- реактология). Основным предметом этой концепции была реакция [14]*_. В общем виде эта концепция эклектично соединяла интроспективно понимаемое сознание с объективистки трактуемым поведением. Это учение было разработано задолго до революции и напоминала методологический дуализм Вундта. В учебнике психологии психологические явления объяснялись в терминах диалектических законов.
Корнилов опирался на принцип энергетизма (реакция создается перетеканием энергии): принцип однополюсной трате энергии; концентрация ее либо в центральном звене, либо в области моторике (этот принцип потом был подвергнут разгрому).
4. Выготский
а. Методологический аспект: особой марксисткой психологии быть не может, так как марксистская психология это просто научная психология (научная наука).
б. Психологии нужен свой "Капитал", то есть разработка общей психологической теории, которая была бы посредником между философии и эмпирическим знанием. Капитал Маркса это образец построения общей экономической теории. Эта теория не сводится к законам диалектике, она опирается на них.
в. Содержательный аспект: В основе теории ВПФ лежит подход французской социологической школы (социокультурная обусловленность психики, понятие интериоризации) и на марксистскую модель деятельность (опосредствованность, орудийность). Опираясь на понятия опосредствованности Выготский формулирует понятия орудие (направленное во вне) и знак (направленный во внутрь).
5. Противником марксизма был Г.И.Челпанов: 1. до революции -- помимо эмпирической психологии нужно разрабатывать психологию общую, теоретическую. 2. после революции -- психология -- эмпирическая наука и не может быть марксисткой подобно химии или минералогии, кроме социальной психологии, которую можно построить на основе марксизма. В этом суть дискуссии с Корниловым.
В общем марксизм дал толчок развитию психологии (деятельностный подход), но в содержании марксизма было много идей немецкой классической философии (категория деятельности, активности).
Варианты деятельностного подхода.
1. Линия идущая с Басова через Рубинштейна. 1940 "Основы общей психологии". Им сформулирован принцип детерминизма: Внешние причины воздействую через внутренние условия (личность -- совокупность внутренних условий). В изучении мышления на основе этого принципа в психическом акте выделились: предмет деятельности -- субъект (внутреннее условие) -- предмет. Психическое существует как процесс (недискретный) взаимообуславливаемого их преобразования. В качестве предмета психологии Рубинштейн рассматривал только психологическое содержание (то, что в деятельности проявляется -- способности, операции)
2. Леонтьев известен прежде всего работами по опосредствованному запоминанию 1931 и основанием харьковской школы. В отличие от Выготского предметом интериоризации являются не знаки, а действия (это ближе к Жане.). Таким образом выделяются две формы деятельности: внешняя практическая и внутренняя психическая (результат интериоризации внешней и тождественна ей по структуре). Исследования фило и онтогенеза психики (ПРП) позволили выделить критерии психического, стадии и т.д. От деятельности Леонтьев переходит к анализу сознания, а после к деятельности (ДСЛ). [15]*_
Противоречия этих подходов заключалось в 1. по ширине понимания предмета :вся психическая деятельность или проявление психического в деятельности (для Рубинштейна интериоризации не существует: ребенок рождается уже с психикой); 2. проблема биологического и социального в человеке (дискуссия о способностях); способности -- психологические свойства формируемые прижизненно в деятельности, в основе которых лежат анатомо-физиологические задатки (почва для произрастания определенных способностей) (Теплов, Рубинштен). Леонтьев: вся психическая деятельность формируется прижизненно (существует два вида способностей; 1. общие для человека и животных с анатомо-физиологическими предпосылками. 2. человеческие способности, в основе которых лежат функциональные органы). Также Леонтьев критиковал принцип детерминизма: психика детерминируется и мозгом и внешним миром, что привело к созданию уже упомянутого тезиса Рубинштена. [16]*_
3. Гальперин считал избыточность для психологии такого предмета как деятельность или психическое в деятельности. Предметом психологии является ориентировочная деятельность субъекта в окружающем мире на основе предметного образа. С этим соотносится и теория поэтапного формирования (Выготский ввел экспериментальный метод: изучение в развитии, который был принят Гальпериным в качестве формирующего эксперимента).
[1] Описание познавательных процессов у Аристотеля начиналось с сенсорных и перцептивных и вводило понятие 'общего чувства', которое дает описание общих качеств предмета (форма, движение, фигура, число и то, что мы ощущаем, что ощущаем). Это первый намек на сознание
[2] "Под словом мышление я понимаю все то, что происходит в нас таким образом, что воспринимается непосредственно, само собой". Декарт. Оппонент Декарта Локк говорил примерно тоже самое 'сознание есть восприятие человеком того, что происходит в его собственном уме".
[3] Бен и Спенсер ввели в свои работы понятия организма (Бен: существует организм, наделенный спонтанной активностью и полезные действия закрепляются с помощью ассоциаций). И психика начинает представляться не как данность а как отнесенность к внешнему миру. Поведение как взаимодействие организма и внешнего мира (Спенсер).
[4] Рефлекторный акт имеет трехкомпонентную структуру: воздействие, переработка и ответное действие. Это сильно отличается от схемы непосредственно данного, изолированного от внешнего мира сознания Декарта и Локка.
[5] Идеи Сеченова не были восприняты научным окружением, так как они опередили логику развития психологии.
[6] Он считал, что объективным методом можно изучать только рефлексы (сочетательный рефлекс).
[7] Он приводит пример с градусником, который измеряет температуру, хотя реально нам дана только длина ртутного столба. Также история как наука о прошлом дана нам опосредовано -- в документах. Работу психолога же по Выготскому можно сравнить с раскрытием преступления по объективным признакам не будучи свидетелем преступления.
[8] Такая же логика и в психоанализе -- исследование непосредственно не данного бессознательного через опосредованные проявления. Это как ни странно также объективный подход в психологии.
[9] В диалектической логике можно считать интроспекционизм тезисом, бихевиоризм антитезисом, то можно произвести синтез. У Рубинштейна единство сознания и деятельности не предполагает их единства : сознание проявляется в деятельности и определяет деятельность, с другой стороны сознание формируется и развивается в деятельности. В настоящее время основной тезис этой концепции звучит как 'единство сознания (психики вообще) и деятельности'.
[10] Это было методологическим противопоставлением многим психологическим подходам, в основе которых лежала ориентация на естественно научную парадигму (идея механического воздействия и моментальное изменение предмета) и являлось опосредующим звеном связывающим человека и окружающий мир.
[11] Психологическая лаборатория в России была открыта Бехтеревым всего через 6 лет после Вундта в 1885.
[12] Вюрцбургская школа критиковалась Вундтом за применение интроспекции к сложным психическим процессам (которые можно было изучать путем анализа продуктов человеческого духа), за безобразность мышления (структуру сознания у Вундта составляли сенсорные элементы), за детерминирующую тенденцию (открывающей дорогу к бессознательному).
[13] В частности бихевиоризм признавал за Россией первенство в открытии обуславливания, за которым стоял сочетательный рефлекс Бехтерева и условный Павлова.
[14] Биосоциальная реакция состоит из: внешнего воздействия, психическое звено, ответное действие. В отличие от Сеченова центральный компонент реакции (психическое) можно изучать с помощью интроспекции.
[15] Не до конца разработанное понятие о ценностной смысловой сфере личности разрабатывается на факультете Асмоловым, Братусем.
[16] В настоящее время последователи Рубинштейна (Брушлинский, Абульханова-Славская) разрабатывают психологическую теорию субъекта и представление о личности.