Развитие представлений о предмете психологии. Представления о предмете психологии.
Психология как наука о душе -- самый долгий период развития психологии (от античности до нового времени) уже содержал предпосылки перехода к сознанию как к предмету психологического исследования *[1]_. В неоплатонизме (Плотин, св. Августин) меняется содержание понятия души (душа как познающая источник своего происхождения, некоторой первосущности, единого. У Августина самопознание является критерием души. Конечной целью этого познания является познание божественной сущности души. Это концептуализуется у Августина в 'я мыслю, следовательно я есть'. Отличие от Декарта здесь в том, что Августин имеет в виду, что в каждом из нас есть подобие Троицы. Декарт этой фразой имел в виду что 'я есть вещь, субстанция мыслящая'). Таким образом, в переходе к сознанию есть некоторая логика развития содержащаяся уже в античности.
Особенность первой трактовки сознания в том, что оно интроспективно [2]*_. Такая трактовка будет связана впоследствии с проблемой эксперимента в психологии (и Вундта, как отца экспериментальной психологии). У Вундта на первом месте всегда стояла интроспекция (эксперимент был косвенным методом). Если бы ситуация была обратная (то есть основным методом был бы эксперимент, то разрушился бы сам предмет, задаваемый через метод). Позже в ситуации кризиса возникали направления, которые строились на базе собственного предмета (бихевиоризм, гештальт психология и т.д.).
Проблема объективного метода в психологии: Можно ли изучать субъективное (психику) объективными методами? Если с 17 в. сознание понималось интроспективно, то и метод исследования был связан с предметом. В конце 19 в. (развитие биологии: открытие гомеостаза К. Бернаром, эволюционная теория Дарвина) меняется представление о психике [3]*_. Функционализм (Брентано и Джеймс) рассматривает психику в ее отнесенности.
На базе функционализма возникает новая программа (Сеченов): психология должна быть объективной наукой и может строить свои знания на основе объективного метода (разрабатывать психологию должны физиологи). Обоснование этого тезиса начинается: 1. с формулы о родстве психического и нервно рефлекторного акта по строению [4]*_ (структуре) и по механизму происхождения (протекания). Таким образом получается, что психика (первым и третьим звеньями) включена в объективный мир. Здесь речь идет уже о психическом акте. Психология по Сеченову это ряд учений о происхождении психических деятельностей. То есть психика проявляется, существующая в объективном мире во взаимодействии индивида с окружающей средой, что открывает возможности ее объективного изучения. Отсюда и другой предмет: психика в ее функциональной отнесенности к поведению. Поэтому можно изучать ее через поведение [5]*_.
Бехтеревым предмет понимался по другому [6]*_ (по хронологической логике его развития в работах Бехтерева): 1. Объективная психология (соответствует учению Сеченова); 2. 'Психорефлексология' (два содержания -- психика и рефлекс занимают равные места); 3. 'Рефлексология' (вытеснение психики рефлексом). Психическую деятельность заменила соотносительная деятельность (совокупность сочетательных рефлексов).
Бихевиористы напрасно считали Сеченова основателем своего направления, так как Сеченов изучал психику проявляющуюся во взаимодействии индивида с миром. Бихевиористы изучали совокупность стимульно-реактивных связей, так как в основе их взглядов лежала картезианская модель (психика недоступна объективным методам, и не может быть предметом научного исследования). Объективный метод в этом направлении не соотносился с субъективным предметом (психика).
В 20-е годы Выготский критикует как классическую психологию (психологию без поведения), так и бихевиоризм (психология без психики) как односторонние направления. Выготский показывает, что объективный метод возможен в силу опосредствованности [7]*_.
Таким образом после появлении понятия о поведении, программы Сеченова об изучении психики как средства регуляции деятельности [8]*_ и опираясь на функционализм психология пришла к возможности объективного изучения психики в ее отнесенности.
Рассмотрению этих проблем посвящена работа Рубинштейна 'проблемы психологии в трудах К.Маркса' 1934, в которой вводится основной принцип -- принцип единства сознания и деятельности. Эта концепция возникла вне проблем кризиса (вне Москвы, в Одессе) в рамках гносеологических проблем (на базе немецкой классической философии) и содержала положение о том, что сознание не только проявляется в деятельности, но и изменяется в ходе этой деятельности. Рубинштейн анализирует экономические концепции Маркса в контексте кризиса психологических направлений (концепция единства сознания и деятельности позволяла восстановить разорванную на поведение без психики и психики вне поведения структуру психологического знания до целого). [9]*_ Это позволяет объективно изучать психику в деятельности.
В работе Теплова "Об объективном методе в психологии" 1952 (созданной в контексте идеологического уничтожения 'допавловской идеалистической психологии' и заменой ее павловской материалистической физиологией, что не учитывало возможность уже разработанного тогда применения объективных методов, и вообще психологии построенной на объективных методах) также обосновываются возможности применения объективного метода в психологии.
Проблема бессознательного в психологии.
Сознание представленное в интроспективной трактовке логически вело к сведению всего содержания психики в рамки сознания сознание изучающее само себя), поэтому в классической психологии сознания нет понятия бессознательного. Однако, появляется альтернативный подход не основанный на картезианской философии. У Лейбница в основе всего мира лежит континииум монад. Монада обладает перцепцией и стремление бессознательная психика. В основе душевной жизни лежат бесконечно малые монады, обладающие малыми восприятиями. Эти малые восприятия не осознаются. По своему содержанию явления сознательной и бессознательной психике не отличаются и порог для монад проницаем.
В 'статике и динамике представлений' Гербарта выдвинуто представление о кругах сознания (зона ясного сознания, зона сознаваемого и бессознательного. Это более ясное раскрытие идей Лейбница о перемещении монад через порог).
Метафорическое понимание Гельмгольца было выражено в теории бессознательных умозаключений (заключение мозга обо всей информации идущей от мышц).
В психоанализе представление о бессознательном качественное иное, это особое образование: бессознательное представлено влечениями, в него вытесняются аффективные комплексы, бессознательное непознаваемо непосредственно, оно реконструируемо. В бессознательном заключены движущие силы поведения (этого не было в классической традиции).
Еще в круг проблем связанных с бессознательным входят: понятие установки (открыто и описано в конце 19 в. Людвигом Ланге) и разрабатываемое в Вюрцбурской школе на механизме протекания мыслительных процессов (детерминирующая тенденция, в основе которой лежит неосознаваемая установка). Узнадзе превратил установку в общепсихологическую концепцию с целью преодоления постулата непосредственности [10]*_. В психологическом смысле установка это особое состояние субъекта к совершению определенных действий. Это состояние предшествует деятельности (это первичное состояние).
1.Первая психологическая программа принадлежит Вундту ('психология как наука о непосредственном опыте'. Слово непосредственное связан с концепцией раннего позитивизма, эмпириокритицизма, в которой нейтральный по сути опыт обретает в сознании то или иное содержание в зависимости от нашего представления. Если опыт опосредован предметами внешнего мира, то он не является непосредственным и рассматривается в качестве предмета естествознания. Предметом психологии является непосредственный опыт (сознание составленное из элементов интроспективно данное). Эта программа содержала три основные задачи: 1. расчленение сознание на элементы далее неразложимые; 2. установить связи между ними; 3. на этой основе выделить общие законы душевной жизни. Основной метод это интроспекция (эксперимент дополнительный).
2. Программа Брентано (психология интенциональных актов сознания) и программа Джеймса образуют программу функционализма (психика как средство адаптации).
3. Программа Сеченова о психологии как учение о происхождении психических деятельностей.
Состояние отечественной психологии в период кризиса.
Дореволюционный этап: отечественная психология входила в мировую и соответственно отражала все ее тенденции развития: функционализм как общий принцип представления психического был соотносим с Сеченовым и т.д.[11]*_ Мировая психология располагалась между субъективизмом и объективизмом. Психология сознания в России олицетворял Челпанов, разделявший помимо классических представлений идеи Вюрцбургской школы [12]*_ впервые с его точки зрения перешедшей к психологическим, а не физиологическим экспериментам. В 17 году он обратился к феноменологии Гуссереля, которая могла развить и дополнить метод интроспекции.
Другой полюс, важный для мировой науки [13]*_, был представлен Бехтеревым, Павловым , Сеченовым.
Промежуточное место между этими полюсами занимает научная характерология Лазурского: 1. эндопсихика (врожденные психологические свойства) и 2. экзопсихика (система отношений). Он разрабатывал проблему способностей, наклонностей. Программу экспериментального исследования личности Лазурский разработал в соавторстве с философом Франком ("Душа человека. Опыт построения философской психологии" 1917. В этой работе рассматриваются концепции Дильтея и Шпранглера противостоящие эмпирической, каузальной, построенной по стандарту естествознания, не позволяющей понять целостность человеческого духа).