Смекни!
smekni.com

В.М.Бехтерев – основоположник отечественной медицинской психологии (стр. 3 из 6)

В силу указанных обстоятельств наибольшее влияние на развитие психологической науки концепции названных авторов оказали в пору своего наибольшего расцвета, максимальной актуальной представленности научному сообществу. Каждая из концепций выступала для современников – свидетелей ее становления – как последовательно реализуемый, масштабный опыт познания психического, фундаментальностью и эвристичностью своих основных положений вдохновляющий на дальнейшие поиски. Каждая их описанных систем взглядов в период своей максимальной известности научному сообществу психологов существенно повлияла на становление исходных оснований концепций нового поколения исследователей и тем самым определила их последующее развитие.

Психологическая концепция В.М.Бехтерева

Система психологических взглядов выдающегося отечественного ученого В.М.Бехтерева складывалась в конце ХIХ – начале ХХ в., в период становления психологии как самостоятельной науки и поисков новых возможностей ее развития. От других известных в то время вариантов «будущей психологии» (Н.Я.Грот, М.М.Троицкий), возникших в контексте философского знания, психологическая концепция В.М.Бехтерева отличается значительным своеобразием. Она является частью сложной, многомерной системы взглядов этого исследователя, включающей в себя, наряду с проблемами естествознания (общей биологии, анатомии и физиологии) и медицины (невропатологии и психиатрии), также анализ философских, социологических, педагогических вопросов. Взгляды В.М.Бехтерева нашли отражение в значительном количестве работ (около тысячи) и выступлений.

На протяжении более чем тридцати лет психологическая концепция ученого определяла создание и работу исследовательских учреждений, периодических научных изданий, секций и заседаний на всероссийских психологических съездах. Вскоре после смерти В.М.Бехтерева его система взглядов подверглась резкой критике, «разоблаченными» оказались в первую очередь методологические основания системы психологических взглядов В.М.Бехтерева, за которыми на долгое время были закреплены традиционные для официальной идеологии тех лет обвинения в редукционизме, механицизме и метафизичности. Эти обвинения продолжают до сих пор определять некоторые тенденции историко-психологического анализа, его вклада в развитие отечественной психологической науки. К ним, в частности, можно отнести предпочтение, отдаваемое описанию итогов организаторской деятельности ученого в сфере науки перед изучением содержания и развития его системы взглядов в целом и ее методологических оснований, в работах последнего времени.

Одним из способов преодоления стереотипов восприятия психологической концепции В.М.Бехтерева может служить внесение временного измерения в ее изучение, т.е. анализ «историчности ее развития». Первые попытки такого рода принадлежат самому В.М.Бехтереву, описавшему историю объективного метода, объективной психологии, рефлексологии. Наиболее важными для развития своего учения исследователь считает события, связанные главным образом со становлением объективного метода: изучение проводящих путей мозга, начатое в первой половине 80-х гг. ХIХ в.; отнесенное к 80-м гг. начало использования объективного метода для исследования функций мозговой коры: применение этого метода для изучения нервно-психической сферы человека, датированное началом или второй половиной 90-х гг.; выступление на V Пироговском съезде (1895) с обоснованием необходимости объективного исследования личности: выход в свет работы, содержащей основы учения о нервно-психической энергии, базисного для концепции в целом (1896), введение в методику исследования человека и животных искусственного воспитания двигательного сочетательного рефлекса (1906-1907).

Б.Г.Ананьев выделяет в становлении рефлексологии 5 этапов: экспериментальной психологии, объективной психологии, психорефлексологии, биологически интерпретируемой рефлексологии человека и диалектической рефлексологии. Он обозначает границы и дает характеристики лишь 2 первых периодов: с 80-х гг. ХIХ в. до 1905-1906 гг., когда Бехтерев во многом следовал Сеченову и способствовал становлению объективного метода в психологии, и 1907-1912 гг., как этап занятия позиции антипсихологизма, достигшего своего крайнего выражения в период психорефлексологии и рефлексологии.

Другие исследователи ограничивались выделением в научном творчестве В.М.Бехтерева 3 периодов, разделенных сменой названий учения: объективной психологии (1904), психорефлексологии (1910), рефлексологии (1917), или, в случае изучения его школы, 2 периодов, разграниченных 1907 г., - датой открытия Психоневрологического института. Таким образом, решая трудную задачу представления сложной многомерной концепции в линейной схеме, упомянутые авторы сосредоточили свои усилия на описании периода 1904-1917 гг., выделив узловые точки анализа периодизации творчества В.М.Бехтерева оказались недостаточно представленными ранние и завершающий периоды.

По критерию опубликования обобщающих работ В.М.Бехтерева можно выделить 5 периодов с 1879 (даты выхода в свет первых научных публикаций В.М.Бехтерева) по 1927 г., разделенных на этапы в соответствии с датами опубликования следующих работ: «Сознание и его границы» - первая статья, в название которой вынесено психологическое понятие (1888); второго издания «Психики и жизни» (1904); завершающего выпуска «Объективной психологии» (1910); первой публикации с термином «рефлексология» в названии (1917).

Итак, в истории концепции В.М.Бехтерева выделено пять периодов:

1879-1888 гг. – период анализа возможностей и ограничений субъективной психологии;

1888-1904 гг. – период общей психобиологии;

1904-1910 гг. – период объективной психологии;

1910-1917 гг. – период психорефлексологии;

1917-1927 гг. – период рефлексологии.

Анализ возможностей и ограничений субъективной психологии

Выбор юным исследователем жизненного пути был обусловлен его интересом к естествознанию, проявившемся уже в годы обучения в гимназии. В «Автобиографии» В.М.Бехтерев вспоминает, что уже тогда рассматривал естественно-научные проблемы в широком социально-философском контексте, что и определило в годы его учебы в Медико-хирургической академии решение специализироваться по душевным и нервным болезням. «Эта специальность, - пишет он, - мне казалась из медицинских наук того времени наиболее тесно связанной с общественностью и, кроме того, увлекала вопросами о познании личности, связанными с глубокими философскими и политическими проблемами, и это решило мой выбор».

Надежды найти ответы на волновавшие его вопросы в раннем периоде научного творчества исследователь связывал в первую очередь с изучением строения и функций мозга. Основной метод изучения функций мозга состоял в том, чтобы прослеживать зависимости между повреждениями мозговой ткани и доступными наблюдению изменениями в работе систем организма – его отправлениями. Присущий подходу В.М.Бехтерева в этот период творчества «цереброцентризм» имел своим следствием значительную широту видения объекта наблюдения: исследователя интересовали все доступные наблюдению отправления центральной нервной системы, в том числе поведенческие, включающие в себя изменения в двигательной сфере. Результаты наблюдений за расстройствами движений у людей с поражениями мозга и экспериментов над животными привели к размышлениям о физиологии равновесия тела, а затем обобщению данных в теории образования представлений о пространстве.

Накануне выезда в заграничную командировку, продлившуюся с 1884 по 1885 гг., ученый приступил к исследованию психических явлений (осязательных и болевых ощущений, кинестезии, эмоций) в их связи с мозгом. За границей он учился не только у выдающихся неврологов, физиологов, психиатров того времени, но и у создателя первой в мире психологической лаборатории В.Вундта. Одним из условий принятия должности экстраординарного профессора и заведующего кафедрой психиатрии Казанского университета по возвращении из командировки В.М.Бехтерев поставил создание психофизиологической лаборатории.