Смекни!
smekni.com

В.М.Бехтерев – основоположник отечественной медицинской психологии (стр. 4 из 6)

Экспериментальная психология не занимает в это время ведущего положения в его научном творчестве: в описании цели работы лаборатории она стоит после анатомии и физиологии центральной нервной системы. Среди работ, выполненных в лаборатории, собственно психологические исследования составляли небольшую часть. Среди публикаций В.М.Бехтерева 1885-1888 гг. преобладают работы по анатомии нервной системы, второе место (по количественному критерию) занимает изучение регулирующей, физиологической роли различных частей мозга и их влияния на разнообразные отправления организма, включая двигательные; представлены также описания поведенческих проявлений душевных болезней. В 1887 г. исследование физиологии двигательной области мозговой коры нашло отражение в размышлениях над проблемой психической регуляции движений.

В поисках путей обобщения, полученных при изучении наблюдаемых данных, В.М.Бехтерев обратился к психологическому знанию теоретико-методологического уровня. В 1888 г. одновременно вышли в свет как те работы, в которых подводились итоги исследования мозга («О нервных путях спинного и головного мозга», «Мозговые полушария»), так и первая публикация, содержащая анализ понимания традиционной психологией ее предмета («Сознание и его границы»). В названии последней работы нашло отражение намерение В.М.Бехтерева показать ограничения распространенных представлений о психическом, основанных на интроспективной исследовательской позиции и метафизике. Во внутреннем опыте дана только область ясного сознания. Его границы, взаимодействие со сферой бессознательного остаются скрытыми. Чтобы рассматривать психическое в целом, приходится использовать метафизические построения. В.М.Бехтерев подчеркивает, что помещение наблюдателя внутрь психики значительно сужает поле зрения психолога, видение им предмета психологии.

Описание психики как связного целого, состоящего из взаимодействующих сознания и бессознательного, с подвижной, «плавающей» границей между ними, осуществлено В.М.Бехтеревым с позиции стороннего наблюдателя, находящегося вне изучаемой реальности. Но определение сознания исследователь дает все же, опираясь на внутренний опыт: «Под сознанием мы понимаем ту же субъективную окраску или то субъективное, непосредственно нами воспринимаемое состояние, которой или которым сопровождаются многие из наших психических процессов».

Таким образом, в раннем периоде создания В.М.Бехтеревым варианта новой психологии логика его научного поиска определялась «цереброцентризмом» - стремлением искать ответы на многие связанные с природой человека вопросы в закономерностях строения и функций мозга, вследствие чего поведенческие проявления и психическая деятельность изучались, прежде всего, как отправления центральной нервной системы, наряду со многими другими. Необходимость определить место и роль психического среди них побудила исследователя обратиться к анализу возможностей психологического познания, в ходе которого он столкнулся с противоречием между вытекающим из позитивистской доктрины требованием оставаться на уровне явлений, наблюдаемых (в том числе и изнутри) фактов и ограниченностью интроспективной исследовательской позиции.

Общая психобиология.

Исследовательскую стратегию В.М.Бехтерева на втором этапе становления концепции можно описать как поиск связей всего со всем в том микрокосме, которым является человек. Отправным пунктом поиска остается мозг, а конечным – все в большей мере становится психика. Психологическая проблематика начинает перемещаться с периферии системы взглядов к ее центру, превращаться из средства в цель. Это постепенное перемещение прослеживается, например, в названиях основанных В.М.Бехтеревым журналов: «Неврологический вестник» (1893), «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» (1896), «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» (1904).

Итоги развития взглядов ученого в области психологии обобщены им в монографии «Психика и жизнь». Ее название отражает связь подхода В.М.Бехтерева с постановкой Г.Спенсером проблемы отношения жизни и духа и свидетельствует о намерении вписать психическое в круг изучаемых естествознанием явлений, установить связь биологического и психологического в рамках новой дисциплины – общей психобиологии. В.М.Бехтерев выделяет для рассмотрения психофизиологическую проблему и вопрос о функции психического в жизнедеятельности организма. Отличительной особенностью их решения является постепенный перевод психофизиологической проблемы в психофизическую.

Психические и физиологические («физические», «материальные») процессы не признаются ни параллельными, ни взаимодействующими; они имеют единое энергетическое основание, в котором те и другие потенциально содержатся и из которого развертываются. С точки зрения В.М.Бехтерева, энергетическая основа присуща миру вообще; это – сила, неотделимая от материи, вещества. Поэтому природа рассматривается им как деятельная среда, единство вещества и силы.

Внутренний мир предстает в общей психобиологии как одно из проявлений мировой энергии, наряду с миром внешним. Их отношение рассматривается в соответствии со спенсеровским определением жизни как приспособления внутренних отношений к внешним: среда трактуется как деятельная сторона их взаимодействия. Однако В.М.Бехтерев не соглашается с пониманием субъективной стороны как пассивной, реагирующей на динамику средовых влияний: живое отличает от неживого активное отношение к среде, которое выражается в возможности отстраиваться от актуальных воздействий, влиять на среду, преобразовывать ее в соответствии с потребностями. Функции психического и физиологического во взаимодействии со средой различны: нервная система – это «главный аппарат отношения к окружающей среде», психика – важный и самостоятельный, руководящий, регулирующий фактор, «важнейший определитель отношений живого организма к окружающей его среде».

Отношение к среде, т.е. возможность возникновения не обусловленной ни внешними воздействиями, ни физико-химическими реакциями, а определяющейся лишь какими-то особыми внутренними состояниями реакции существует, согласно В.М.Бехтереву, уже у растений и простейших, а также на клеточном уровне – у нервной клетки. Об активном отношении к среде как внутренней переработке воздействия извне свидетельствует степень независимости от влияний среды, разнообразие внешних проявлений организма. Стороннему наблюдателю доступны такие явления, характеризующие отстройку от внешних воздействий, как различение и выбор движения. Они рассматриваются в качестве критерия психики, развертывающейся одновременно в объективных и субъективных формах.

Таким образом, на втором этапе становления концепции В.М.Бехтерева изучение связей в том микрокосме, каким является человек, дополняется исследованием связей его с миром. Ученый следует позитивистской доктрине, стремясь к изучению явлений и отношений между ними. Он уделяет большее, чем прежде, внимание психологическим проблемам и видит будущее психологии в превращении ее в новую естественно-научную дисциплину – общую психобиологию. В.М.Бехтерев переводит психофизиологическую проблему в психофизическую и рассматривает активное отношение организма к среде.

Объективная психология.

Третий период научного творчества В.М.Бехтерева – это время активной работы над психологическими проблемами: им посвящено более двух с половиной десятков публикаций; много сил ученый вложил в организацию и проведение первых всероссийских психологических съездов: он задумал (1904) и осуществил (1907) открытие Психоневрологического института. Первая работа В.М.Бехтерева, в названии которой вынесены слова «объективная психология», появилась в 1904 г. Обосновывая свой вариант новой психологии, исследователь ссылается не на свои публикации, а на изложение собственной точки зрения в лекционных курсах по психологии, начиная с казанского периода. Термин «объективная психология» восходит к Спенсеру, однако и до В.М.Бехтерева его уже пытались применять. Проблема объективного исследования психических явлений, т.е. установления связи наблюдаемых проявлений с душевной жизнью или душевными свойствами, также ставилась ранее.

Свою новую психологию В.М.Бехтерев строит, основываясь на критике недостатков традиционной, интроспективной. Он вновь показывает ограниченность метода самонаблюдения, очерчивающего лишь область открывающихся субъекту изнутри переживаний, не исчерпывающих психического. Ученый опирается на выдвинутое им ранее положение о двух формах существования психики: субъективных переживаний и объективных проявлений. Традиционной психологии доступна лишь первая из них, поэтому следует дополнить ее новой системой взглядов.

В.М.Бехтерев убежден, что новую, объективную психологию можно построить как автономную, независимую от традиционных воззрений на психическое, теоретическую систему; отсюда – введение запрета на употребление психологических терминов и метода самонаблюдения, но лишь в новой системе, а не вообще. Исследователь неоднократно подчеркивал, что считает развитие субъективной психологии «вполне законным» и признает существование субъективных переживаний и их важную роль во взаимодействии организма с окружающей средой: субъективное руководит отношением организма к внешним воздействиям, их внутренней переработкой, делает возможным самоопределение, т.е. самостоятельную, независимую от актуальных влияний постановку цели и выработку целесообразных отношений к среде.

В.М.Бехтерев существенно раздвигает те границы, которые устанавливает для изучаемой реальности субъективная психология; в них включаются не только открывающиеся сознанию, но и бессознательные психические явления, не только внутренние, субъективные переживания, но и их внешние проявления, не только само психологическое, но и его биологические основы. Будущее новой психологии ученый по-прежнему видит в ее тесной связи с естественными науками, как их молодой отрасли. Основным понятием объективной психологии становится понятие невропсихики (при изучении животных, лишенных нервной системы, биопсихики), предполагающее снятие психофизиологической проблемы, единство психических и физиологических процессов, следующее из единства их энергетического основания. Психическое превращается в невропсихику.