Смекни!
smekni.com

В.М.Бехтерев – основоположник отечественной медицинской психологии (стр. 5 из 6)

Описывая ее работу, В.М.Бехтерев опирается на схему И.М.Сеченова, включающую в себя три звена: внешнее воздействие, вызывающее центростремительный импульс, центральную реакцию и центробежный импульс, приводящий к внешней реакции. Для этапа объективной психологии характерны попытки В.М.Бехтерева дать подробное, развернутое описание центрального звена, т.е. объявить целью новой психологии реконструкцию середины по наблюдаемым началу и концу. Все реакции организма, от чистых рефлексов до самых сложных психических явлений, укладываются в схему И.М.Сеченова, и все они рассматриваются В.М.Бехтеревым как акты отношения организма к внешней среде, т.е. большей или меньшей независимости от нее, самодеятельности.

Очень важным для системы объективной психологии является положение о том, что зависимость между внешним раздражением и внешним же проявлением опосредована прошлым опытом. Эта зависимость рассматривается исследователем не с точки зрения соответствия между этими двумя сторонами; его скорее интересуют законы несоответствия между ними, тот факт, что внешнее воздействие не может навязать наделенному психикой организму определенную реакцию, не может принудить его к ней. Психика опосредует соотношение между воздействием и внешним проявлением, превращает его «из прямого следствия в отдаленное последствие». Организм выбирает ответную реакцию, и этот выбор обусловлен прошлым опытом.

Таким образом, главным отличием объективной психологии В.М.Бехтерева от традиционной субъективной является видение исследуемой реальности с позиции стороннего наблюдателя, которому открывается не сфера ясного сознания, а система «организм – среда», представленная в своем актуальном существовании сложной зависимостью между раздражителем и внешней реакцией. В этой системе «средний термин» - отношение – охватывает все формы взаимодействия организма с миром, все виды активности живого, от самых простых рефлексов до сложных психических процессов. Психологическому изучению подлежат те виды отношения, которые характеризуются внутренней переработкой внешнего воздействия, основанной на участии прошлого индивидуального опыта. В этом случае внешнее проявление оказывается обусловленным в большей степени бывшим и в меньшей – актуальным раздражением.

Психорефлексология.

Четвертый этап становления концепции В.М.Бехтерева не сопряжен с кардинальным пересмотром сложившихся ранее взглядов. Логика и основные положения первой рефлексологической работы повторяют ход рассуждений и главные мысли публикаций предыдущего периода. Изменения касаются истолкования наблюдаемых проявлений и нервно-психической деятельности в целом. Последняя начинает рассматриваться «как сложный комплекс рефлексов высшего порядка того или иного характера, находящихся во взаимоотношениях друг с другом». Следовательно, меняется понимание предмета изучения: в объективно-психологическом периоде это связь наблюдаемых извне начала и конца целостного акта, рассматриваемого как нервно-психический процесс; в психорефлексологическом – искомая связь становится постулируемой, априорной, так как в определение предмета включается рефлекс в целом, а не только его доступные наблюдению звенья, т.е. не сами наблюдаемые явления, а их интерпретация, избранная в соответствии с определенной теоретической схемой.

В.М.Бехтерев формулирует задачу изучения механизма психорефлекторных актов и показывает невозможность ее решения средствами субъективной психологии: с использованием ее терминологии и на основе интроспективной исследовательской позиции. Он использует для описания центрального звена рефлекса язык физиологии, говоря о «внутрицентральном нервном процессе», о «временно заглохших» путях сочетательных рефлексов. Отказываясь следовать интроспективной исследовательской позиции, В.М.Бехтерев, тем не менее, находит альтернативный традиционной психологии способ отображения субъективного начала в человеке. В рамках психорефлексологии исследователь продолжает разрабатывать проблему личности («личной сферы»), понимаемой как «главный центр нервно-психической деятельности, лежащий в основе активно-самостоятельного отношения живого организма к окружающему миру».

Таким образом, в период рефлексологии место нервно-психического процесса как основной единицы анализа актуального взаимодействия со средой занимает рефлекс. Введение этого понятия не означает отождествления высшего с низшим. Ученый сохраняет взгляд на связь организма со средой как на иерархию видов отношения к ней, от простых до самых сложных. Он продолжает изучать наиболее сложные виды отношений, возникающие при участии прошлого опыта, в связи с проблемой личности. Исследователь наделяет личность основными функциями психического – интеграцией и регуляцией, указывает на возможность достижения высшего уровня во взаимодействии со средой – активно-самостоятельного отношения – лишь при образовании личности. Понятие «рефлекс» описывает в психорефлексологии актуальный план связи организма со средой, понятие «личность» - потенциальный план, а объединяет два плана анализа понимание этой связи как отношения.

Рефлексология.

Важным событием заключительного периода научного творчества было открытие в 1918 г. по инициативе В.М.Бехтерева и под его руководством Института по изучению мозга и психической деятельности. Основная задача его была определена как «всестороннее изучение человеческой личности и условий правильного ее развития» и конкретизирована следующим образом: «… а) изучение мозга и всей вообще нервной системы, как-то: ее строения у человека и животных, ее отправлений, питания, а также биохимических процессов, болезненных нервно-психических состояний и новейших методов ее лечения до серологии и хирургической невропатологии включительно; б) изучение различных проявлений человеческой личности по методам рефлексологии, включая детскую, общественную, патологическую рефлексологию и биорефлексологию; в) изучение человеческой личности по методам наблюдательной и экспериментальной психологии, как общей, так и индивидуальной; г) изучение различных видов прикладной рефлексологии и психологии, как-то: педагогической с включением экспериментальной педагогики, профессиональной с изучением нервно-психической организации труда в связи с выбором профессии, судебной и пр., а также умственной и нервной гигиены и других сопредельных областей знания; обсуждение добытых в этих областях наукой результатов в ученых конференциях, осуществление коллективных научных работ и изданий, превышающих силы отдельных лиц».

Сравнение данных об Институте мозга с материалами, описывающими деятельность ранее созданных В.М.Бехтеревым научных учреждений (лаборатории в Казани в 1885 г. и Психоневрологического института в 1907 г.), указывает на единство логики исследователя; во всех трех пунктах отправной точкой было изучение субстрата – мозга, нервной системы. Объект исследования в 1885 г. определен как нервная система, прежде всего центральная, в 1904 г. – как мозг и психическая сфера, что воспроизведено в 1918 г. в названии нового института и отражено в списке его лабораторий, включающем лаборатории анатомии мозга, физиологии мозга, биохимии мозга, бактериологии мозга, экспериментальной психологии, рефлексологии, экспериментальной педагогики, школьной, умственной и нервной гигиены, а также психотерапии. Данные об организации Института мозга, где рядом с рефлексологией стоит психология, заставляют усомниться в справедливости тезиса об антипсихологизме В.М.Бехтерева на поздних этапах его научного творчества.

Вызывает сомнение и тезис о значительной динамичности взглядов исследователя. В.М.Бехтерев подчеркивал, что рефлексология – это дальнейшее развитие и углубление объективной психологии. В 1918 г. ее предмет был определен как «изучение соотносительной деятельности организма в широком смысле этого слова, понимая под этим все вообще наследственно-органические и индивидуально приобретенные реакции организма, начиная от более простых инстинктов, как наследственно-органических рефлексов, и доходя до наиболее сложных приобретенных реакций, известных у человека под именем действий и поступков и характеризующих его поведение». Рефлексология – это система нового языка описания, изучаемого с внешней по отношению к нему исследовательской позиции психического. Чтобы окончательно размежеваться с субъективной психологией, В.М.Бехтерев изгоняет из своей концепции, включая ее название, психологические термины, но продолжает работать с общим для двух систем объектом, одновременно решая проблему адекватного новой позиции языка описания.

Об этом свидетельствует характер изменений, внесенных В.М.Бехтеревым в повторно изданные в рефлексологический период тексты. Различия между объективной психологией и объективным изучением личности (1923), полученные в результате сравнительного анализа соответствующих текстов, состоят в следующем. В.М.Бехтерев вводит новое обозначение предмета исследования, говоря уже не о невропсихике, а о личности; выхолащивает остатки традиционной психологической терминологии; ужесточает позицию стороннего наблюдателя и отказывается от всех непроверяемых с этой позиции допущений и прежде всего – допущения о содержании среднего, центрального звена рефлекса, связи между раздражителем и внешним проявлением как внутренней переработке впечатлений; предлагает новое описание центрального звена рефлекса, в котором оно представлено как образование сочетаний между следами бывших и актуального рефлексов; вводит указание на роль социальной среды в развитии личности.