В этом удивительном педагогическом и терапевтическом достижении, как и в подходе Штайнера к задаче, поставленной перед ним, можно уже узнать основные черты будущей вальдорфской педагогики. С одной стороны, взгляд Штайнера направлен на духовно-душевное существо своего питомца, на глубоко сокрытые способности и задатки. С другой стороны, он видит перед собой задачу, к которой следует подходить естественно-научно, методически, принимая во внимание физиологическую и психологическую стороны. Здесь не поможет голый энтузиазм. Необходим трезвый почти технический подход, чтобы построить преподавание с учетом терапевтического и гигиенического аспектов. Действие духовного усилия следует проверять на телесном самочувствии и вносить необходимую корректировку. Этот учет телесной конституции учеников, особое внимание телесному развитию и здоровому сочетанию телесного с душевно-духовным суждено было в последствии стать одним из типических отличительных черт вальдорфской педагогики.
Деятельность домашнего учителя в семье Шпехт закончилась в 1890 году, когда Штайнер переехал в Веймер, город Гете и Шиллера, для работы в архиве Гете. Как мы уже упоминали выше его вводные статьи и коментарии в издании _Немецкой национальной литературы_ получили высокую оценку. Теперь же Штайнеру было поручено подготовить к изданию часть научного наследия Гете в рамках самого полного издания Гете, предпринятого герцогиней Софией. Штайнер проводит в Веймаре в общей сложности семь лет. В свои венские и веймарские годы, наряду с педагогической деятельностью и исследованиями творчества Гете Штайнер много работает над разработкой собственной научно-философской позиции. Он пишет _Теорию познания мировоззрения Гете_, защищает докторскую диссертацию, изданную затем небольшой книжкой под названием _Истина и наука_, создает свой основной философский труд - _Философию свободы_. Во всех этих работах Штайнер пытается обосновать идею новой науки, в которой могли бы найти живое выражение как дух природы, так и существо человека. В _Философии свободы_ он пытается показать, что подлинное существо человека состоит в творческой свободе. Он выступает против любого принуждения человека извне, какие бы формы оно не принимало. Но подлинное свободное действие - это не произвол, а действие, опирающееся на познание. - К сожалению мы не можем здесь подробней останавливаться на существе штайнеровской _Философии свободы_. Какой, однако, может быть основанная на познании деятельность, какие плоды она может приносить, показала его работа в семье Шпехт, а также его дальнейшая жизнь и деятельность.
В 1897 году Штайнер переселяется в Берлин, где становится редактором _Литературного журнала_. Благодаря этой деятельности он знакомится с самыми разными кругами берлинского общества. Он сотрудничает с _Театральным обществом_, публикует критические статьи в _Драматическом листке_, участвует в работе _Свободного литературного общества_. Правление школы для рабочих, основанного Либкнехтом, приглашает его преподавать рабочим историю и ораторское искусство. Штайнер с радостью и воодушевлением берется за эту задачу и, таким образом, знакомится с проблемами современного ему пролетариата, с социалистическим движением и марксизмом. И опять он оказывается перед педагогической задачей. Ему предстояло преподавать взрослым мужчинам и женщинам из пролетарской среды, ориентированным на марксизм, приходившим на занятия после тяжелого трудового дня. Один из участников этих занятий в своих воспоминаниях описывает, что Штайнеру удалось сделать занятия интересными и живыми и пробудить у рабочих духовную жизнь. Число слушателей постоянно росло. Деятельность в этой школе продолжалась шесть лет и была закончена лишь в 1904 году, когда Правление Школы, опасаясь растущей популярности Штайнера, вынуждено было прератить сотрудничество ввиду немарксисткой ориентации преподавания.
3. Грань веков - грань жизни
В середине сентября 1900 года Штайнера пригласили выступить с докладом о Ницше в Теософской библиотеке графини и графа Брокдорф. Это событие можно считать поворотной точкой его жизни. Штайнер заметил, что среди его слушателей были люди, серьезно стремящиеся к духовному познанию. Слушатели же заметили, что Штайнер не просто излагает прочитанное, но говорит из собственного глубокого духовного опыта. Последовало вторичное приглашение. На этот раз Штайнер говорит об эзотерической основе творчества Гете, о символике его _Сказки о Зеленой Змее и прекрасной Лилии_. Затем Штайнер читает там целый лекционный курс о христианских мистиках и о христианстве. Вскоре его просят стать секретарем немецкого отделения Теософского Общества, взяв на себя руководство им. В рамках Теософского общества Штайнер начинает развивать свою _науку о духе_. Он убежден, что современной цивилизации необходимо новое духовное познание, преодолевающее односторонности материалистического естествознания с одной стороны, и чисто духовного, мистически-религиозного с другой. В этом духовном познании он видит выход из того тупика в развитии западной цивилизации, к которой с необходимостью приведет засилье чисто материалистического естествознания. При этом он постоянно подчеркивает практическую направленность развиваемой им теософии, а позднее антропософии. Его деятельность постепенно распространяется на многие города Германии, где он выступает с лекциями, а также посещает кружки теософов, став их настоящим учителем. К нему обращается множество людей за советами в духовной и практической жизни. Постепенно, из небольшего круга людей, благодаря деятельности Штайнера, теософское движение становится заметным явление духовной жизни Германии. Возникает потребность в собственном здании и Штайнер создает модель Гетеанума, в строительстве которого участвуют представители более десяти народов Европы в том числе и представители русской интеллигенции (А.Белый, М.Волошин, Маргарита Волошина и другие). О размерах проделанной в течение всего десяти лет работы можно судить хотя бы по тому, что Гетеанум - монументальное здание, построеное из различных пород дерева, возводилось на добровольные общественные пожертвования, что для такого движения, как теософское движение в Германии 1902-3 годов, состоявшего из нескольких разрозненных небольших групп, совершенно немыслимо. К 1913 году, началу строительства, движение уже насчитывало тысячи членов во многих городах. Помимо этой лекторской деятельности, руководства Обществом, личных консультаций Штайнер закладывает основы своей _духовной науки_ и пишет ряд основополагающих статей и книг. В своих лекциях, которые теперь по большей части стенографируют для дальнейшего издания, он касается разнообразнейших тем духовной жизни, истории, познания мира и человека.
В докладах, прочитанных Штайнером в разных городах Германии в 1906 - 1907 годах и обобщенных затем в маленькой книжечке _Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки_ он впервые излагает свои взгляды на развитие ребенка, в особенности его мышления и показывает, как мышление ребенка проходит различные фазы и какие педагогические выводы из этого следуют. Он выделяет три основных этапа: мышление, как подражающее постижение осмысленных человеческих действий и осуществление его через собственные действия; мышление, как образно-символическое понимание происходящих в мире процессов; мышление, как лично и идеально мотивированный вопрос. Штайнер сравнивает развитие мышления с появление у растения цветка. Если мы хотим вырастить цветок, то мы ухаживаем за почвой, следим за светом и теплом, короче, мы создаем условия для здорового роста всего растения целиком и тогда в нужное время у него распускается цветок. На этом образе видно, как подходит Штайнер к основной проблеме современной педагогики - развитию мышления. Он не подходит к проблеме напрямую, в лоб, не выделяет мышление особо, изолируя от других значимых сторон человеческой душевной жизни - восприятия и переживания мира, жизни воли - чтобы культивировать, тренировать его. Это было бы похоже на то, как если бы мы захотели искусственно вытянуть из растения цветок. Но он определяет, какие специфические возможности и шансы имеет каждый возраст и исходит из потребностей ребенка в развитии в каждый конкретный момент, а не из опережающей развитие, бегущей впереди него деятельности. Эти шансы важно не упустить, важно дать им наибольшую возможность для раскрытия. Иными словами детство должно быть детством, а не подготовкой ко взрослой жизни или к _поступлению в школу_, как это часто бывает сегодня. В том, что детство, со всеми своими особенностями существует, в этом есть глубокий смысл.
Осуществление педагогики, основанной на подлинном познании человека требует большего, чем только особых учебных планов и программ. Она требует особой организации, которая целиком и полностью сориентирована на педагогическое действие. Высшим принципом такой школы должно стать педагогическое понимание. Это предполагает, что коллегия учителей подобной школы постоянно делает совместные усилия по углублению своего понимания существа растущего человека, и решения конкретных педагогических вопросов ориентируется не на предписания, даваемые извне государственными органами управления, но на педагогическую ситуацию, связанную с потребностями конкретных детей.