Смекни!
smekni.com

Проектная деятельность учащихся (стр. 6 из 9)

Вдоль задней стены обычно располагают секционные шкалы, кинопроектор, тележки с укладками инструментов, стенды творческих работ учащихся, диапроектор для показа диафильмов и диапозитивов. Диафильмы следует хранить в фильмостатах, отводя для каждого из них отдельную ячейку. Диапозитивы, дидактические карточки, транспаранты хранят в ящиках в удобном для пользования порядке. К ящикам прикрепляют этикетки с названиями хранящихся в них средств обучения.

Вдоль стены с окнами обычно размещают столы.

Оформление мастерской. К экспозиции относится разнообразные наглядные пособия, выставляемые по определенной системе. Зрительное восприятие делает предметы более ощутимыми, понятными, облегчает усвоение сложного материала.

Наглядный материал должен привлекать внимание оригинальностью оформления, актуальностью затрагиваемых тем, свежестью информации, доходчивостью показа. Следует отказаться от бездумного украшательства помещения, загромождения его многочисленными стендами, витринами, таблицами и т.п., которые лишь рассеивают внимание учащихся, снижая их работоспособность.

Экспозиция может быть размещена не только в мастерской, но и в прилегающем к ней коридоре, холле. В ней можно выделить две части: постоянную и временную.

Постоянная экспозиция включает материалы длительного пользования (правила поведения в мастерской, обязанности дежурного, правила безопасного труда и личной гигиены, рекомендации по научной организации труда учащихся).

Во временную экспозицию входят материалы, которые необходимы лишь при изучении той или иной темы программы. Это могут быть таблицы, некоторые инструктивные материалы, технологические карты изготовления изделий, стенд с образцами, планшеты с вырезками из периодических изданий об изобретениях, внедрении новой техники и технологии и т.п. Стенды и планшеты необходимо располагать не ниже 0,9 от пола и не выше 2,2м. На стене помещают 5-6 планшетов.

Поверхности, на которых размещены наглядные пособия, должны быть без бликов, окрашены в неяркие тона; это нужно, чтобы выделить сам экспонат, а не фон, на котором он размещен. Планшеты размещают на рейках, щитах, плитах из искусственных материалов. В экспозиции должно быть гармоничное соотношение образа и слова. Иллюстрации и текст дополняют друг друга, образа снимает нагрузку с текста, облегчая его восприятие и усвоение. Текст должен быть ясным по смыслу, иметь четкую разбивку на абзацы. Нужно избегать переноса слов, особенно в заголовках и цитатах. Размер шрифта должен быть таким, чтобы текст можно было свободно читать с расстояния не менее 1м. в условиях достаточной освещенности. Основной текст не должен превышать 150-180 знаков.

Рабочий стенд дает возможность:

углубить и расширить знания учащихся (цифровая, текстовая, иллюстрированная информация);

развивать их познавательную и творческую деятельность;

осуществлять дифференцированное обучение посредством заданий для самостоятельной работы;

совершенствовать навыки и умения (работа по отбору материалов, их анализ, оформление и т.д.);

внести в работу элементы научной организации труда.

Материалы стендов по окончании изучения темы или раздела снимаются и хранятся на складе мастерской.

Любая экспозиция – постоянная или временная – должна отвечать требованиям эстетики, быть легко сменяемой и поддаваться чистке. Лучше, если тексты, схемы, таблицы и другие компоненты экспозиции будут помещаться под стеклом или прозрачной пленкой.

Рабочее место учителя складывается из места в мастерской и препараторской (инструментальной). В мастерской оно располагается на возвышении и включает стол, стул, классную доску с комплектом чертежных инструментов, экран для проекций, пульт управления техническими средствами обучения, освещением, силовой электропроводкой, подсветом доски, шторами. В зоне рабочего места учителя размещаются шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала, инструментов. В препараторской (инструментальной) устанавливаются стол и стул, шкафы с приспособлениями, инструментами, материалами, литературой и т.д.

Правильная организация рабочего места учителя во многом зависит от его инициативы, творческого отношения к работе. Хорошо оснащенное и организованное, оно в значительной степени влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса.

При организации рабочего места учителя должны быть учтены следующие общие требования:

расположение должно обеспечивать хорошую видимость с него всей мастерской;

перед ним должна быть свободная зона для размещения учащихся во время инструктажа;

оснащение и размещение оборудования, инструментов, приспособлений, технических средств обучения, учебно-наглядных пособий должно осуществляться с учетом максимальных удобств и в работе с минимальным использованием площади;

мебель, оборудование, оформление должны соответствовать эстетическим требованиям.

Каждое рабочее место в мастерской должно быть хорошо спланировано, нормально освещено всем необходимым для выполнения учебно-трудовых задач с максимальной отдачей.

За состояние и эффективное использование мастерской отвечает прежде всего учитель, на которого приказом по школе возложено заведование ею. В его обязанности входят:

обеспечение мастерской материалами, заготовками, полуфабрикатами, оборудованием, инструментами;

планирование ее работы и перспективы развития;

обеспечение наладки и ремонта оборудования, инструментов, приспособлений;

осуществление контроля за общим состоянием мастерской;

инструктаж учащихся о соблюдении техники безопасности по каждому виду проводимого труда, заполнение соответствующего журнала;

ответственность за выполнение учениками правил безопасного труда, производственной санитарии, за охрану их жизни и здоровья во время занятий;

учет изготавливаемой учащимися продукции и заработанных средств;

развитие их предпринимательской деятельности;

ежегодная инвентаризация материальных ценностей и списание негодного оборудования.

Санитарно-гигиенические требования к мастерским.

Стол со всеми необходимыми инструментами и приспособлениями должны стоять около окна.

Свет на стол должен падать на работу с левой стороны или освещен искусственным светом.

В процессе работы на столе не должно быть ничего лишнего.

Планирование организации выполнения проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности.

Основные требования дизайна и эргономики в художественном конструировании изделия

Потребность человека в прекрасном родственна его потребности в жизненно необходимом. Поэтому стремление к удовлетворению эстетических запросов всегда было свойственно людям.

В настоящее время техническое и художественное конструирование — это единый процесс рационального проектирования изделий. Техническое конструирование создает предмет в его материальной и функциональной основе; художественное — наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией, красотой.

Дизайн - в переводе с английского означает «остроумный, красивый проект», оригинальное, необычное предложение. Согласно определению, принятому на международном семинаре в Бельгии (1964), дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий; эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом - структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.

Теория дизайна получила наименование «технической эстетики», она охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными; экономическими, эргономическими вопросами развития производства и потребления, закономерностями формообразования промышленных изделий, принципами и методами творческой работы художников-конструкторов.

Эстетическая выразительность должна достигаться не преднамеренно, а как результат последовательного осуществления конструкторского замысла. Осуществляя его, конструктор достигает целесообразности предметной формы: упорядоченности, пропорциональности, гармоничности линий, объемных и цветовых элементов и т. д.

Информационная выразительность изделия обеспечивается технологическими и декоративными свойствами материала, из которого оно изготовлено. Характер поверхностей, конфигурация сопряжении, фактура, цвет, способ крепления — все должно подчеркивать достоинства изделия. Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто подходящей композицией. Композиция является эстетической характеристикой, которая отражает организационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов, частей изделия в определенной системе и последовательности.

Важнейшим средством объединения элементов в композицию является ритм — равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Ритм, как свойство композиции, связан с особенностями психологии зрительного восприятия. Определенное впечатление от предмета можно получить при правильном чередовании элементов, объемов, цветовых пятен, как бы направляющих движение взгляда в соответствии с выбранным ритмом.

Изделие должно быть не только физически, но и зрительно устойчивым, т. е. уравновешенным. Зрительное равновесие зависит от распределения масс композиции относительно ее центра. Равновесие зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости.