Предметная ориентированность. В играх могут моделироваться ситуации, затрагивающие предметные сферы самых разных дисциплин: истории, географии, экономики, обществоведения и т.д. Предметное содержание игры обычно является интегрированным.
Имитационно-моделирующие игры могут быть представлены в двух вариантах: индивидуальном и групповом. Индивидуальный вариант является более простым и носит иллюстративный характер (т.е. показывает возможности применения имеющихся знаний на практике). В 80-90 г.г. на зарубежном образовательном рынке появилось немало таких игр в компьютерном исполнении.
Групповой вариант характеризуется более глубоким и сложным построением учебного процесса, требует умелого распределения ролей и организации сотрудничества внутри группы. Проведение ролевых имитационных игр обычно не нуждается в сложном техническом оснащении.
Деловые игры (Урок №2)
Это один из интереснейших способов развития нестандартного мышления, особенно в педагогике. И сотрудники учебных заведений, и учащиеся (студенты) с интересом имитируют обстановку, производственные и личностные отношения, ищут выход из затруднительных ситуаций. Поиск решения приучает играющих брать ответственность на себя, помогает исполнителю «войти в шкуру» руководителя и наоборот. Такие игры смягчают микроклимат в коллективе и предупреждают возможные непредвиденные осложнения.
Существует достаточно модификаций деловых игр, но в любой из них должны соблюдаться следующие условия:
1) проигрывать рекомендуется реальные события;
2) приводимые факты должны быть интересными, «живыми»;
3) ситуации должны быть проблемными;
4) главная цель игры — приобретение умений и навыков, выработка стиля поведения.
Подготовка к игре должна начинаться с разработки сценария (определение цели, регламента, проблемы, количества участников, распределение ролей). За основу берутся наиболее часто возникающие в коллективе внутренние конфликты, когда почти каждый сотрудник в душе уверен: «Если бы директором был я...», а каждый подросток: «Если бы я был мастером группы (учителем, классным руководителем)...». Вот по этим ситуациям и желательно проводить игры, причем организатор должен находиться «за кадром», не подавляя интерес у участников. Его задача — увидеть себя другими глазами, как бы со стороны. Подведением итогов должна заниматься объективная экспертная комиссия из профессионалов.
Мозговой штурм (Урок №4)
Мозговой штурм является одним из наиболее простых методов активизации перебора вариантов, быстрого генерирования идей для решения проблемы.
Упрощенный мозговой штурм применялся не одно столетие. Известно, что у мореплавателей-европейцев, попадавших в сложные условия, применялся метод опроса «как быть» по кругу, начиная с самых младших по возрасту и рангу.
В 1936 году появился современный вариант мозгового штурма, который сформулировал американский психолог Алекс Осборн. Однако еще в течение пяти лет метод оставался невостребованным, пока им не воспользовались в Англии, решая проблему борьбы с фашистскими подводными лодками.
В настоящее время этот метод широко и эффективно применяется в европейских странах при решении всяческих несложных (в большинстве нетехнических) проблем. Увы, у нас он используется ограниченно — чаще всего как форма досуга. Такие популярные телепередачи, как «Что? Где? Когда?», «КВН» и многие другие, являются типичным примером применения различных модификаций мозгового штурма (брейнсторминга).
В основе мозгового штурма лежит разделение процессов генерирования идей и их оценки. Метод учитывает психологию не только отдельного человека, но и группы. Дело в том, что в группе люди по-иному реагируют на проблемы, чем человек, рассуждающий в одиночестве; к тому же в группе снимаются определенные ограничения, резко возрастает возбуждение. Это позволяет на гребне психического подъема «выловить» из глубин подкорки тщательно спрятанную подсказку к решению задачи.
Существуют следующие основные модификации метода:
1) групповой прямой (группа участников ищет все возможные решения поставленной задачи);
2) групповой обратный (определяются недостатки в поставленной проблеме);
3) групповой поэтапный (сначала решается постановка задачи, затем варианты решений, затем варианты реализации, варианты внедрения и т.д.);
4) индивидуальный (каждый участник должен за короткое время подать не менее одного оригинального предложения).
Не исключено и привнесение в метод добавочных условий, но общий принцип неизменен.
Как же еще можно заинтересовать школьников проектированием?
В такой постановке вопроса уже заложено утверждение, что ядром мотивации проектной деятельности признается спектр интересов, который специфичен для каждой возрастной группы. Так, для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха. Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и «нужных» объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности. Для старшеклассников характерны нацеленность на постижение процесса, желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, хотя и им присуще стремление к личному успеху, беспроблемности в выполнении заданий.
Учитель может использовать некоторые процедуры формирования интереса к проектным заданиям, процессу проектирования, например следующие:
Объяснение сути проектного метода - введение расширительного понятия «проект» на примерах инженерных, дизайнерских, экономических, социальных и других его видов, а также представление его как способа улучшения техническо-экономических, социальных, эргономических и экологических показателей производства товаров, изделий и услуг.
Представление вариантов выполненных проектов - знакомство с содержанием и объемом проекта, требованиями к его оформлению; акцентирование внимания на элементах творчества (достижение новизны, генерирование вариантов, формирование банка идей); выявление сильных и слабых сторон представляемых проектов; сообщение критериев оценивания выполненных работ; различение проектов по сложности (выбор объекта, объем разработок, трудоемкость выполнения и др.).
Аннотирование перечня возможных тем проектов - представление перечня (не менее 10-12 тем); комментирование возможных результатов; ожидаемые проектные решения (изменение формы, размеров, цвета, выбор другого материала, совмещение функций изделия, уменьшение количества деталей, улучшение технологии изготовления и др.), проведение мысленного эксперимента под девизом: «А я бы сделал так..,»
Ознакомление с процедурой выполнения проектов — этапы, работа в классе и дома, консультации групповые и индивидуальные, выполнение проектов малыми группами, материальное воплощение проекта; информационное обеспечение проектирования (учебные занятия, тренинга, книги — учебные и специальные, компьютерная поддержка др.); роль учителя.
Ознакомление с процедурой оценивания проектов - публичная защита; оценивание проекта и его защиты; критерии оценивания.
Урок №4
В начале урока учитель делит класс на группы по жеребьевке и раздает им сферы деятельности. Каждой группе дается проблемное задание: используя предложенную литературу самостоятельно найти требования предъявляемые к изделию.
Далее каждая группа по очереди обучает другую группу, которая стремиться узнать как можно больше (КСО).
После того как все группы получат сведения о всех требованиях, предъявляемых к изделиям, учитель проводит мозговую атаку ( в форме Брейн-ринга). Вопросы носят проблемный характер и задаются только по тем требованиям, которые ребята только что узнали.
Заключение
Рассмотрев методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.
В данной работе было предложено примерное планирование учителем процесса проектной деятельности учащихся, а так же методические указания к проведению уроков по «Технологии».
В ходе проделанной работы, разработана система дидактических средств обучения, позволяющие освоить предложенный материал.
По мимо этого работа содержит разработку проектной деятельности самих учащихся, где ученик, зная о этапах выполнения проекта реализует свою идею.
И наконец, в работе рассмотрены некоторые методы активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся в работе над проектом.
Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.