Смекни!
smekni.com

Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения (стр. 1 из 2)

Макеева И. П.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Однако психолого-коррекционные возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка остаются еще недостаточно изученной проблемой.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевскмм стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

Проблема нашего педагогического исследования состоит в поиске психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребенка старшего дошкольного возраста.

Мы предполагали, что влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осущестачяется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В качестве системы целенаправленной педагогической деятельности использовалась программа, выстраивающая основные условия традиционной культуры воспитания в семье, "Воспитание сказкой" для детей и родителей. (См.: Воспитание сказкой: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. Серия "Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста"). Экспериментальная работа проводилась с участием детей дошкольного возраста из детских садов с нарушениями поведения и в последующем посещающих Центр психолого-медико-социального сопровождения "Феникс" Северо-Восточного округа Москвы. Группа была скомплектована из детей старшего дошкольного возраста с нарушениями поведения. Всего было обследовано 47 детей, из них 15 девочек и 32 мальчика.

На завершающем этапе формирующего эксперимента в апреле 2004 года изучались изменения поведения и уровня эмоционального развития детей экспериментальной группы после внедрения программы "Воспитание сказкой".

При апробации системы мероприятий по коррекции с использованием программы духовно-нравственного содержания "Воспитание сказкой" использовались такие методы исследования, как анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, наблюдения, проективные методики (рисование сказочных героев).

По окончании 32-х занятий с использованием тех же анкет-опросников, которые заполняли независимые эксперты, родители и воспитатели, а также и педагоги-психологи Центра, были получены данные об изменении поведения и эмоционального состояния детей. Результаты были подтверждены наблюдениями специалистов, реализующих коррекционную программу. Они зафиксировали динамику изменения уровней эмоционального развития, переход от психофизиологического уровня к более высокому социальному и далее — к эстетическому. Позитивно изменились характеристики психофизиологического уровня: у 18 детей удалось преодолеть эмоциональную отчужденность, у 13 снизилась непроизвольная двигательная активность, реакции стали более адекватными. На социальном уровне: у 8 из 12 детей исчезло чувство страха, а у оставшихся 4 оно стало ситуативным и осознанным; в поведении всех 5 детей, проявлявших агрессию, в течение последних двух месяцев последнего этапа формирующего эксперимента ни родители, ни педагоги не отметили агрессивных проявлений; из 13 детей, имеющих конфликтные отношения с родителями, 9 семей отметили их исчезновение, а остальные 4 семьи отметили смягчение характера этих конфликтов и снижение их частоты.

Если в начале формирующего эксперимента все 47 детей не стремились и не могли делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, то к концу апреля 15 детей могли достаточно выразительно изображать героев сказки, адекватно передавали их характеристики поведения и отношений, давали полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям, героям.

Анализ систематического наблюдения со стороны воспитателей, родителей и психологов показал, что среди детей с девиантным поведением на 27,6% снизился эмоционально-возбужденный тон настроения. Одновременно с этим на 17,5% снизилась неуверенность, боязливость, чувство страха. Распределение боязливости среди и мальчиков и девочек имеет примерно равные показатели, так же как и показатели жестокости и обижаемости другими детьми. На 38% снизилась заторможенная двигательная активность, которая объяснялась причиной эмоциональной отчужденности. Удалось преодолеть трудности в установлении дружественных отношений как среди мальчиков, так и среди девочек. Это оказалось возможным за счет снижения частоты конфликтов на 19,5% в отношениях с родителями и в детском саду, а также снижения на 10,5% случаев проявления у детей агрессивности.

У 8 детей из 12, участвующих в формирующем эксперименте, отмечена динамика в формировании социальных умений и навыков поведения: отзывчивость, общительность, дружелюбие, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

Педагоги и родители, привлеченные в качестве объективных экспертов, отметили у всех детей развитие навыков произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и результатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями ("полевого" поведения) в поведение "волевое", что означает переход от внешней к внутренней регуляции, к возможности выбора собственного поведения. А. Н. Леонтьев считал это основной характеристикой перехода от преддошколъного к дошкольному возрасту.

В результате формирующего эксперимента у 38% детей было зафиксировано формирование внимания к окружающим людям (сверстникам и близким). Родители в качестве независимых экспертов отметили появление у своих детей умения различать эмоции других людей, их эмоциональное состояние, что позволяло нашим воспитанникам адекватно реагировать и на содержание сказок, и выражать адекватное отношение как к героям сказок, так и к близким людям. В психофизиологических характеристиках эмоциональных проявлений у детей старшего дошкольного возраста, участвующих в формирующем эксперименте, заметно увеличилась, почти на 30%, произвольность регулирования двигательной активности.

В процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методов применялись разыгрывание (драматизация) отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы — рисование, лепка и конструирование на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных характеристик, что позволяло детям угадывать сказки, героев и уточнять их основные характеристики. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулировало способность самостоятельно творить художественный образ. До начала занятий никто из детей не мог проявить свободное творчество в передаче точных эмоциональных характеристик персонажей, поэтому именно процесс обучения проходил наиболее трудно. По мере накопления практического эмоционального опыта более трети детей (32%) достигли высокого уровня развития эмоциональной сферы, эстетических эмоциональных проявлений, что оказалось возможно только при деятельном практическом участии, при так называемом эмоциональном тренинге, подчиненном смыслу сказки (смысл постоянен, а эмоции ситуативны).