Смекни!
smekni.com

Роль игры в развитии личности школьника (стр. 2 из 3)

Л.М. Козуб даёт следующую классификацию игровых форм обучения [2]:

1. Учебные игры дидактические (академические, обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические).

2. Механизм имитационные игры (имитация, машинные имитации, имитаторы), проблемные (эвристические), сюжетные (драматизация, инсценировки), ситуационные (манипулятивные и строительные), настольные, языковые, абстрактные.

3. Процесс ролевые (организационные и функциональные) игры, военные (военные учения), деловые (управленческие, операционные и экономические), производственные (технологические, технические), спортивные (игры с правилами), формальные (формализованные).

4. Мотивация развлекательные игры, азартные, актёрские, индивидуальные (игры с природой), коллективные (командные), соревновательные (игрысостязания, результативные игры).

П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров, давая свою классификацию игр, лят их на естественные и искусственные.

К искусственным относят результативные и детские игры. Результативные, в свою очередь, подразделяются на энергетические и интеллектуальные, которые делятся на имитационные, символические и абстрактные. Деловые игры относятся к имитационным играм [4].

По организационной форме проведения игровой деятельности П.И. Пидкасистый и Ж.С.Хайдаров выделяют индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную игры.

Игры, включаемые в учебновоспитательный процесс, отличаются от развлекательных своей социальной направленностью и содержанием, особенностями целей и задач. По мнению Б.Г. Ананьева, игра занимает ведущее место в социальном формировании человека как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные ситуации, что необходимо для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков. Известные игротехники Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.П. Емельянов и другие рассматривают игру как одно из замечательных явлений жизни, служащее тем универсальным средством, которое необходимо для успешного руководства людьми. Без способностей к ролевому взаимодействию с другими людьми ни один человек не в состоянии реализовать свои ресурсы и быть полезным коллективу и обществу. В имитационных играх, в воображаемых условиях реализуется определённая деятельность, создаются представления о вымышленном персонаже, действующем по игровому сценарию.

В каждой имитационной игре действует объект игрового моделирования. Преимущество игрового метода в том, что для участия в игровом моделировании не требуется никаких репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что служит несомненным источником постоянного интереса школьников к событиям в игре и развития их разносторонности.

Определяя в самом общем виде суть деловой игры, Е.А. Хруцкий считает, что это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях путём игры (проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам [7].

Игровая форма обучения подразумевает слияние игры и учения в едином процессе игрового обучения на базе труда. Игровое обучение это определённая концепция соотношения игры, учения и труда в процессе обучения. Она используется в дидактике средней и высшей школы в качестве эффективного средства активизации познавательной деятельности обучаемых.

В учебных заведениях в последнее время активно используются и деловые игры, которые выгодно отличаются от других методов обучения тем, что позволяют обучающимся быть причастными к той или иной производственной ситуации, побывать в роли человека определённой профессии, научиться элементам операционной деятельности в некоторой области, дают возможность какое-то время как бы "прожить" в этой ситуации, где принимаются некоторые организационные или управленческие решения, почувствовать "вкус" к этому делу, примерить на себе функции человека той или иной профессии, чтобы в дальнейшем решить, твоё ли это дело, интересна ли тебе эта профессия, даёт ли она удовлетворение и возможность проявить себя в этой области. Деловые игры дают радость общения, развивают воображение, творческую инициативу и фантазию, вырабатывают стратегию поведения, решительность, заставляют принимать неординарные решения в различных жизненных ситуациях.

Благодаря тому, что деловая игра содержит в себе достаточную адекватность отображения действительности, высокую скорость проведения и чёткую структуру подведения итогов, небольшие затраты, вариативность и инвариантность, она является важным методическим средством обучения школьников.

Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, в то время как в деловой игре около 90 %.

О.И. Шелепина и Т.В. Рассадина формулируют основные отличия дидактических игр от традиционных методов обучения [8]. Они состоят в том, что: при использовании деловых игр процесс обучения максимально приближен к реальной деятельности предпринимателя, руководителя и специалиста в условиях рыночных отношений; деловая игра является игровым методом обучения. Все участники игры охвачены игровым процессом, активно работают над разрешением проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры; деловая игра является коллективным методом обучения, тогда как традиционные методы ориентированы на индивидуальную работу. В деловой игре наиболее ярко проявляется коллективизм, дух корпоративности, коммуникабельность, вырабатывается коллективное мнение и в то же время способность отстаивать собственное мнение; в игре специальными средствами создаётся определённый эмоциональный настрой игроков, который даёт возможность существенно активизировать и интенсифицировать процесс обучения; активность учащихся в деловых играх проявляется ярко и носит продолжительный, а не эпизодический характер. Сама обстановка деловой игры заставляет её участников быть активными, сопереживать действию игры.

Принципиальное отличие деловой игры от других методов обучения состоит в том, что игра предполагает подачу материала в динамическом развитии, конкретная ситуация рассматривается во всем многообразии взаимосвязей с другими областями знаний.

Основными этапами разработки деловых игр являются: выбор объёма экономических знаний, которые должны быть усвоены в процессе игры, проблемы, решаемой в её ходе; разработка замысла и сценария игры; выбор и обоснование объекта игрового моделирования; разработка структуры деловой игры и игрового комплекса; разработка системы оценки деятельности участников игры; разработка технического обеспечения, дидактических и методических материалов, наглядных пособий и методики проведения игры; методика оценки эффективности игры.

По мнению В.Я. Платова, в организационно-деятельных играх преимущественно рассматриваются кризисные для системы состояния, обеспечивающие повышенную мотивацию работников системы, участвующих в игре, к выработке решений, выводящих систему из кризиса. Здесь же даются признаки организационно-деятельных игр. Формулируя характеристические признаки деловой игры в полном объёме, В.Я. Платов выделяет 10 признаков [5]:

1. Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

2. Распределение ролей между участниками игры.

3. Различие ролевых целей при выработке решений.

4. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

5. Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

6. Коллективная выработка решений участниками игры.

7. Реализация в процессе "цепочки решений".

8. Многоальтернативность решений.

9. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

10. Наличие разветвлённой системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

В.Я. Платов приводит классификацию, имеющую целью показать общие черты имитационных методов, к которым относятся и деловые игры, как моделей социально-экономических систем. Указанное обстоятельство даёт возможность с одних и тех же позиций подходить к разработке, организации и проведению всех имитационных методов обучения.

Он даёт отличие имитационных игр от ролевых, рассматривает вопросы разработки, организации и проведения учебных деловых игр.

П.И. Пидкасистый и Ж. С. Хайдаров предприняли попытку изложить основные концептуальные положения инновационных процессов игровой формы обучения, составляющие методологические основы педагогической технологии проблемно-модельного обучения, нацеленного на получение заранее спроектированного успеха положительного результата или полезного продукта осуществления игровой деятельности [4]. Технология игровой формы обучения выступает, по мнению авторов, своеобразным промежуточным звеном между теорией и практикой обучения. Она нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, то есть сформировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке самостоятельной деятельности и предвидеть её результаты, о которых никто ничего не знает. Постепенное осознание мотивов собственной деятельности вызывает у обучающегося сильное чувство личной заинтересованности и устойчивое желание довести начатое дело до конца. Эти положения приобретают особую актуальность в новых экономических условиях.

В последнее время большое внимание уделяется в научных исследованиях методологии применения управленческих игр. Е.А. Хрупкий разрабатывает методические основы деловых игр, их структуру и содержание. Особая роль отводится деловым играм, применяемым на уроках экономики, в школах бизнеса, менеджеров, предпринимателей.