Смекни!
smekni.com

Содержание и структура педагогических традиций (стр. 3 из 5)

Структура традиции, согласно концепции данного исследователя, состоит из особого «ядра» традиции, представляющего собой «сферу познавательной культуры» и состоящую, в свою очередь, из типов познавательной деятельности и форм познавательного общения а также из более динамичной периферии.

Однако не всякая совокупность ученых, занятых научной деятельностью, может составлять субъект научной традиции, а только лишь в полной мере транслирующих в своих исследованиях сущностные элементы традиции.

Таким образом, сущностным свойством научной традиции является разделение труда в рамках производства основного продукта коллективного субъекта традиции (нового научного знания) на непосредственно кооперированный совместный труд, характеризующийся функцией управления, осуществляемой в процессе этого производства, и опосредованный кооперированный всеобщий труд.

В целом научным направлениям как основному элементу научной традиции свойственны опосредованные связи исследователей друг с другом при общих теоретических установках, в то время как познавательная деятельность научных школ характеризуется более высокой интенсивностью общения ученых, входящих в ее состав, и степенью научного взаимодействия, приверженностью едиПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Стр. 81 ным научных принципам, наличием институциональных форм и организационной структуры, выполняющих функции управления. В этой связи К. Маркс различал всеобщий (всякий научный труд, всякое открытие и всякое изобретение, обусловленное кооперацией современников и использованием труда предшественников) и совместный труд (предполагает непосредственную кооперацию индивидуумов). В данном контексте научная школа основывается на первом типе организации научного труда, научное направление – на втором.

Академик А. А. Логунов характеризует коллективный характер работы в научной школе следующим образом: «Ученый выдвигает глубокие идеи, которые охватывают целые области науки. Эти идеи привлекают молодежь, она тянется к лидеру, группируется вокруг него. Это уже единомышленники, которые стремятся развить идеи лидера, готовые посвятить им свою жизнь. Не слепо, разумеется. Настоящая научная школа подразумевает творчество последователей.

Только оно создает живое тело школы, дает ей жизнь» [9].

Говоря о коллективном субъекте научной традиции, К. А. Ланге приводит следующие отличия научной школы от обычного научного коллектива: а) общность принципов и методических основ решения научных проблем; б) большое влияние на прогресс и тенденции развития науки путем подготовки высококвалифицированных кадров ученых, способных к самостоятельной исследовательской деятельности; в) преемственность научных знаний, которая обеспечивается свойственной для подлинных научных школ способностью сохранять «жизнедеятельность», т. е. оказывать влияние на развитие науки длительное время, иногда на протяжении жизни нескольких поколений [См. 8.C. 270).

Р. Мертон называет следующие принципы научной деятельности в границах научной традиции: универсализм (убеждение в том, что природные явления повсюду одинаковы и что истинность утверждений относительно их не зависит от утверждающего); общность (принцип, согласно которому знание должно свободно становиться общим достоянием); бескорыстность (ученый не должен использовать свои открытия для личной выгоды — финансовой, престижной или прочей) и организованный скептицизм (ответственность каждого ученого за оценку доброкачественности работы других и за предание этих своих оценок гласности).

Обобщая вышеприведенные подходы, мы отметим следующую структуру педагогической традиции: а) Духовный компонент педагогической традиции, представленный внутренней слаженной системой функций педагогических традиций, закрепленных предписаниями, нормами и уставами, оправдывающими данный институт и соотносящими его с другими сферами.

б) Материальный компонент педагогической традиции, представленный действующими, долговременными, устойчивыми и упорядоченными средствами развития и деятельности педагогической традиции.

в) Носитель педагогической традиции – личность, или группа личностей, являющихся носительницами педагогических традиций в современном обществе.

г) Результат деятельности субъекта педагогической традиции – объективированный педагогический опыт, выраженный в содержании данной педагогической традиции.

Духовная составляющая традиции является многослойным образованием, вбирающим в себя всю множественность элементов познавательной, нравственной, художественной, правовой, педагогической, религиозной и других культур, основными выделяемыми нами компонентами структуры которой являются (указанные элементы приводятся в произвольной последовательности): Обычай – элемент традиции, подразумевающий целостный, привычный стереотипный способ поведения, совершаемый по установленному поводу в установленном месте и в установленное время.

Вкусы – элемент традиции, подразумевающий эстетическое понимание и оценку предметов и явлений объективной действительности.

В педагогической действительности вкусы проявляются преимущественно в сфере школьной эстетики (традиции которой закладывались в России преимущественно в период образовательных реформ Екатерины II).

Догма (от греч. ...µ. – мнение, решение, учение) – элемент традиции, подразумевающий признаваемую за истинную без доказательств доктрину.

Понятие догмы относится преимущественно к религиозным феноменам, однако, по нашему убеждению, это явление можно наблюдать и в педагогической сфере. Догмы в большей степени являются элементами религиозных традиций в педагогике и соответственно более выражены в системе религиозного обучения и воспитания.

Заклинание – элемент традиции, подразумевающий словесную формулу, имеющую определенное значение.

Так же, как и догмы, заклинания в большинстве своем являются элементами религиозных традиций. Христианская культура в принципе отвергает заклинания и рассматривает их как элемент язычества, вследствие чего в истории отечественной школьной системы этот элемент традиции не получил широкого распространения. Однако как рудименты языческих представлений восточных славян фрагменты заклинаний обнаруживают себя в некоторых традициях народной педагогики (словесные и языковые повторы, формулы, присутствующие в колыбельных, частушках, сказках и т. д.) Законы – элемент традиции, подразумевающий необходимое, существенное, устойчивое отношение между субъектами традиции.

Знак – элемент традиции, подразумевающий материальный, чувственно воспринимаемый объект, предмет или явление, служащий для представления иного объекта, предмета, явления, свойства или отношения.

Знания – элемент традиции, подразумевающий проверенный практикой результат постижения объективной действительности, активное рефлексивное отражение бытия в сознании человека.

Значение – элемент традиции, подразумевающий роль предмета или явления в действительности человека.

Значение соотносится в большей степени с рационально воспринимаемыми сущностями, а не явлениями, и, в отличие от смысла, всегда имеет опредмеченную природу.

Идеология (от греч. Idea) – элемент традиции, подразумевающий исторически сложившуюся систему общественного сознания, отражающую общественное бытие с позиций политических, правовых, нравственных, этических, эстетических, религиозных интересов и представлений, определенных социальных групп, классов, общностей.

Таким образом, идеология – это надстроечный компонент всей духовной и материальной культуры, проникающий во все области традиции. В педагогической традиционности идеология находит свое воплощение преимущественно в сфере педагогических парадигм.

Идея – элемент традиции, подразумевающий активное отражение объективной действительности в сознании человека.

Информация (от лат. informatio – объяснение, разъяснение) – элемент традиции, подразумевающий сведения, передаваемые устным, письменным или иным способом.

Искусство – элемент традиции, подразумевающий художественное творчество как особый вид общественного сознания, отображающий объективную действительность в художественнообразных формах.

Культ (от лат. cultus – почитание) – совокупность действий, сопровождаемых религиозные представления. Данный компонент традиции также присущ в большинстве своем религиозным формам образования.

Культурные универсалии – элемент традиции, подразумевающий исторически сложившуюся систему ценностей, свойственных одновременно нескольким различным культурам.

К культурным универсалиям относят наиболее общие, признаваемые в различных культурных средах достижения – (культурологи выделяют более 60 универсалий) – труд, образование, обычаи, обряды и т. д.

Манеры (от франц. manier – способ действия) – элемент традиции, подразумевающий исторически сложившиеся внешние формы поведения человека.

Манеры как элемент педагогических традиций находят свое воплощение в поведенческих детерминантах учебновоспитательного процесса, способствуя формированию поведенческой культуры учащихся и педагогов (определенные образы, образцы, лады, повадки, замашки, ухватки, привычки, обыкновения, принятые в педагогической среде).

Менталитет (от лат. mentos – сознание, мышление, мыслительное содержание) – не рефлексируемый индивидуальным и коллективным сознанием глубинный уровень культуры, на котором осознанное соединяется с бессознательным и который служит основой устойчивой системы смыслов и представлений, укорененных в сознании и поведении многих поколений.

Менталитет выступает основой глубинной структуры педагогической традиционности, её общим основанием, на котором происходит её развитие. Он выражает фундаментальные, малоизменяемые в течение длительного времени свойства традиции в её отношении к этнической специфике, проявляющиеся в духовном и поведенческом своеобразии народа, различных формах мироощущения, мировосприятия, миросозерцания.