В.А. Грошенкова
Как известно, современный образовательный процесс ориентирован прежде всего на развитие личности ребёнка, способной к творческому, нетрадиционному решению возникающих проблемных ситуаций, умеющей прогнозировать свои действия, а также гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учётом возникающих изменений. Поэтому многие отечественные учёные и педагоги (А.А. Леонтьев, Л.Г. Петерсон) считают принцип творчества (креативности) одним из центральных принципов современного образования.
Проблема формирования творческой личности учащихся в настоящее время представляет значительный интерес для практики преподавания словесных дисциплин в школе. В связи с этим нами была разработана программа опытного обучения, цель которой формирование у учащихся способностей творческого, талантливого читателя, умеющего получать удовольствие от чтения художественных текстов, а также глубоко понимать заключённую в них информацию.* Остановимся подробнее на описании теоретико-методического обеспечения программы опытного обучения школьников талантливому чтению.
Художественный текст представляет собой «модель мира автора», своеобразную «мысль о мире», поэтому, воспринимая художественную информацию, читатель смотрит на мир сквозь призму авторского сознания, которое является условной моделью отражаемого мира [7].
Для того, чтобы читатель смог успешно выйти на уровень «раскодирования» первоначального авторского замысла, он должен уметь глубоко постигать текстовую информацию, что является основой её подлинного понимания, причём деятельность реципиента по извлечению информации подобного рода должна носить творческий характер.
При этом творческий контакт реципиента с художественным текстом возникает в том случае, если реципиент преодолевает барьер художественной условности, «входит внутрь» произведения, начинает ощущать свою причастность к происходящему [6].
Исходя из этих положений, можно сделать вывод о том, что становление школьника как талантливого читателя предполагает: он овладел механизмами «погружения» в текстовую «ткань» художественного произведения, то есть у него сформирован круг интеллектуальноречевых умений, способствующих обогащению опыта общения с художественным творением, а в дальнейшем обеспечивающих самореализацию, самоактуализацию учащегося, развитие его творческих способностей. А в целом это должно привести обучающегося к пересмотру, перестройке себя как «потребителя» художественной информации, по этому одним из основных принципов, на котором должно строиться обучение учащихся творческому чтению, по нашему мнению, является личностноориентированный принцип.
Второй, не менее важный принцип обучения творческому чтению – культурно-ориентированный принцип, включающий в себя принцип преемственности и принцип приобщения учащихся к культурным ценностям.
Преемственность в обучении творческому чтению состоит в последовательности, систематичности расположения изучаемого материала, где осуществляется опора на изученное и на достигнутый учащимися уровень языкового и интеллектуально-речевого развития; учтены и согласованы ступени и этапы учебной работы с текстом художественного произведения.
*Опытное обучение проводилось в 5 классе на базе средней школы No27 уроков, рассчитанный на 16 часов.
Кроме того, культурноориентированный принцип обучения чтению заключается в том, что необходимо научить учащихся «раскодировать» содержание культуры по её текстам, что, в свою очередь, предполагает включение читателей в культурное пространство текста. Как известно, проблемами «раскодирования» информации текстового пространства занимается герменевтика (от греч. «разъясняю», «истолковываю»).
Следует отметить, что текст, с точки зрения герменевтики, представляет собой «текстуру, ткань, то есть целое, образуемое отдельными нитями, тесно переплетёнными особым, лишь данной ткани присущим образом» [8].
Цель герменевтического истолкования текста заключается в том, чтобы «понять текст, исходя из того, что он есть сам по себе», причём это не «воспроизведение» смысла текста, а его «произведение» [3]. При этом успешность понимания определяется с позиции герменевтики не относительно авторского замысла, а в связи со смысловой стороной текста, что предполагает глубинное «погружение» в смысловую информацию. Причём извлечение текстовой информации должно носить активный, продуктивный характер, а взаимоотношения автора и читателя должны предполагать явление «сотворчества» и строиться на диалогической основе. Чтобы тексты порождали диалог, необходимо «воскресить» их в речевом акте, сознании реципиента. Диалог организуется посредством художественного текста и протекает в поле культуры, позволяя встретиться двум субъектам. Читатель при этом должен подняться до уровня авторского миросозерцания, «заразиться» его мыслями и чувствами, понять его модель мира и человека.
Следовательно, обретение мира культуры осуществляется в тексте произведения, в общении автора и читателя. В результате диалога учащийся вступает в общение с чужими культурными смыслами, к которым он должен приобщиться и которыми должен проникнуться.
Следует отметить, что усилия истолкователя, в нашем случае ученика, должны быть направлены на то, чтобы выявить смысл читаемого текста не только в целом, но и в отдельных его частях.
Это глубинное постижение текстовой информации и позволяет говорить об интерпретации в ходе чтения на различных уровнях текста произведения.
Так, осмысливая текст в ходе чтения, читатель согласует отдельные его части в одно целое, объясняя им другие, ранее непонятные ему части. Так возникает «герменевтический круг», или круг понимания [4].
Однако ученик должен понять, что «оживление» и функционирование текста возможно лишь при его активной деятельности.
Отсюда следует, что стержнем становления человека культуры является деятельность, поэтому деятельностноориентированный принцип, по нашему мнению, также должен быть положен в основу обучения творческому чтению.
В то же время интеллектуальный труд реципиента по осмыслению художественного текста – один из факторов эстетического наслаждения. Кроме того, наслаждение от чтения, по данным психологических исследований, до известных пределов повышается, когда читатель воспринимает произведение не облегчённо, а затрачивает умственные усилия на его осмысление [1, 2].
Таким образом, умение вчитываться в художественный текст, «вчувствоваться», эмоционально переживать его и осмысливать как информативное и образное целое – это важные составляющие талантливого чтения и в то же время необходимый «инструмент» и необходимая «технология» для восприятия и понимания художественного текста.
Из вышесказанного следует, что основной принцип творческого чтения основывается на единстве интеллектуального и эмоционально-эстетического постижения художественного текста.
Из общего принципа вытекают следующие частные принципы: 1. Принцип дифференцированности и целостности анализа («предощущение целого»).
2. Принцип символичности («чутьё всеобщности через конкретные образы» и доведение их до сознания).
3. Принцип синергии (участие читателя в художественном творчестве посредством диалога; читательское сознание выступает как поле смыслообразования) [9].
Следует отметить: творческое чтение –чтение в системе «читатель – текст – автор», что предполагает учёт компонентов данной триады в процессе обучения чтению.
В связи с этим на уроках по обучению продуктивному чтению предполагается и отработка аналитических умений, связанных с освоением механизмов понимания и восприятия текстовой информации, и отработка умений, связанных с пониманием основ «диалога» с автором художественного текста. Поэтому мы видим свою задачу в разработке таких моделей уроков, когда школьнику радостен был бы прежде всего сам процесс интеллектуальной работы с текстом.
В программе опытного обучения нашли отражение следующие технологические модели уроков по становлению школьников как талантливых читателей: 1) Уроки, на которых с помощью специально разработанных упражнений формируются отдельные инструментальные базовые умения талантливого чтения. К их числу относятся такие умения, как умение определять тему, основную мысль текста; умение осмысливать заголовок текста, устанавливать его связь с содержанием текста, основной мыслью; умение прогнозировать содержание, тему, дальнейшее продолжение текста по заголовку; умение вести диалог с автором текста и т. п.
2) Уроки, на которых совершенствуются умения талантливого чтения на уровне грамотного анализа художественного произведения в целом.
В основу построения урока данного типа положена герменевтическая модель восприятия текстовой информации, предполагающая «прохождение» читателя по этапам проникновения в смысловую сторону текста: для творческого прочтения читатель должен сначала воспринять «чужую речь» в целом – предвосхитить; затем «услышать»; запомнить её содержание, пережить его, осмыслить то, что и как сказано «собеседником», и, осознав свою реакцию на то, о чём узнал, оценив сказанное, обогатиться опытом общения.
Исходя из этого, можно выделить следующие структурные элементы такого урока: 1) На пороге текста. 2) «Погружение» в текст. 3) После чтения [5].
3) Уроки создания творческих высказываний.
4) Уроки самостоятельного творческого анализа художественного произведения (контрольные уроки).
Приведём в качестве примера один из уроков по обучению пятикласников талантливому чтению (урок 2 типа) при изучении стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» (1 ч.).* На данном уроке был решён комплекс следующих задач: совершенствование у учащихся умений талантливого читателя:
а) прогнозировать и восстанавливать содержание текста «вслед» за автором;
б) озаглавливать текст в соответствии с авторским замыслом;