И. Валлерстайн ставит вопрос кардинально: возможна ли мировая культура2? Несмотря на то, что мир состоит из «национальных государств», все они апеллируют к пониманию «человечество», к некой мировой универсальной личности. Не может быть свободы вне эгалитарного мира равенства, а в свободном мире каждый следует индивидуальному выбору. Тогда как эгалитарный мир — это тот, в котором все разделяют единые универсальные ценности. Может ли существовать в таком мире «культура», которая коллективна и властна по определению? Вряд ли удастся обрести «чистую» мировую культуру, но и партикуляристская этническая («национальная») культура — маловероятна, это скорее временное явление.
Будущее, пожалуй, ни за универсализмом (глобализмом), ни за многокультурием. И первая, и вторая крайность страдают детерминизмом. Детерминизм первого рода действует как необратимая тенденция мирового развития, являющаяся общей для всех стран. Детерминизм второго рода действует как зависимость культуры от этноса, пола, сексуальных ориентаций ее представителей. И в первом и во втором случае нет свободы для выбора.
В последнее время все больше завоевывает позиции концепция транскультуры3, которая предполагает диффузию исходных культурных идентичностей по мере того, как индивиды пересекают границы разных культур и ассимилируются в них. Здесь один индивид принадлежит многим культурам. Учитывается свобода каждого жить на границах или за границей своей «врожденной» культуры. Вспомним концепцию М. Бахтина, в которой подлинная культура вся расположена на границах.
Культура отделилась от природы, но сохраняет в себе много природного, этнического, психофизического, социоклассового. Возможно, транскультура это следующий шаг к выходу за пределы собственных фобий, маний, за пределы языковой тюрьмы.
И. Кант считал практической философией — моральную философию, которая отвечала на вопрос, каким надо быть, чтобы быть человеком? Культура толерантности указывает путь, как жить в поликультурном обществе, с учетом плюрализма мнений, при этом оставаясь человеком целостным. Следующий шаг, быть может — к транскультуре?
Подводя итоги, следует сказать, что формирование самостоятельного, компетентного, широко образованного, предприимчивого члена общества, способного себя обеспечить, берущего на себя ответственность за выбор активной жизненной позиции и добивающегося перемен к лучшему, умеющего вступать в диалог, приходить к согласию, т.е. обладающего зрелой гражданской позицией, уважающего себя и других, свою и чужие культуры это и есть наша нелегкая педагогическая задача.