Мы определяем взаимодействие партнеров (педагог-ребенок) как материальное с духовной регуляцией, в то время как общение педагог-художник, ребенок-художник - тип духовного общения. Введение квазисубъекта (графика) - это подчеркивание духовного единения партнеров: педагога и ребенка.
Процесс формирования эстетического восприятия книжной графики у детей старшего дошкольного возраста с позиции художественного общения мы осуществляли в три этапа.
Первый этап обеспечивает личностную включенность участников: педагога, ребенка, художника - в художественный диалог. С этой целью педагог организует общение в триаде. В процессе беседы с детьми педагог вначале дает установку на восприятие особенностей личности художника, мотивируя последующее общение с ним. С целью эмоционального заражения, вживания в образ художника звучит магнитная запись: художник - квазисубъект График беседует с детьми, вводит их в мир своих интересов. В сознании каждого ребенка формируется только ему присущий образ Графика.
Второй этап связан с овладением детьми средствами общения с Графиком. Художник График пишет детям письма, которые они смогут прочесть, овладев линией, ритмом, пятном, цветом, симметрией, пропорциональными отношениями, развивая чувство композиции. При этом собственная творческая деятельность детей предшествует этапу эстетического восприятия произведениям. Такой подход обеспечивает активность, эмоциональность, непосредственность детского восприятия, его индивидуальный характер, личностную включенность ребенка в процесс восприятия иллюстрации.
Третий этап направлен на развитие форм художественного общения. График приглашает детей принять участие в конкурсе, вступить с ним в творческое соревнование. Игровое начало в творчестве детей - это условие развития способности интерпретации, умения понять замысел художника.
Дети выполняют как индивидуальные задания, так и объединяются в небольшие подгруппы по три-четыре человека. Они учатся направлять свои усилия на совместные действия, обеспечивающие решение эвристических задач. В этих условиях у детей развивается способность вкуса и эстетической оценки. Успешное решение задач конкурса детьми - результат более высокого уровня развития способности художественного общения.
Поле взаимодействия педагога и ребенка в художественной деятельности должно функционировать по принципу наращивания эстетической информации, так как каждое сообщение рассчитано на его интерпретацию партнером.
Принцип партнерства заключается в том, что ребенок, постигая средство общения - язык изобразительного искусства, получает возможность самостоятельного общения с художником. Социализация ребенка, его приобщение к культурным ценностям осуществляются в ситуации активности его личности. Педагог, реализуя потенциал художественно-творческого развития своей личности, ведет внутренний диалог с квазисубъектом, процесс и результат которого обеспечивает функционирование диалога "ребенок - художник (квазисубъект)".
Акт диалога "ребенок - художник" реализуется в художественно-творческой деятельности ребенка, направляемой личностно осмысленным мотивом соревнования с художником. Ребенок, попадая в поле зрения педагога, представляет собой "сообщение", то есть выступает как целостная личность. При этом его поведение выполняет роль "текста", а художественно-творческая деятельность определяет смысл педагогического взаимодействия.
Критериями роста уровня сформированности эстетического восприятия ребенка выступают: детскость, игровой и эвристический характер эстетического восприятия, позволяющие в комплексе оценить уровень эстетического развития.
Реализация введенного нами педагогического условия - художественного диалога - дала положительные результаты. В экспериментальных группах имела место дифференциация роста уровня сформированности эстетического восприятия: у 3% детей наблюдался рост уровня на 3 единицы, у 24% детей - на 2 единицы, у 58% детей рост уровня составил 1 единицу, в то время как в контрольных группах не выявлено дифференциации роста, но наблюдался у 35% детей рост уровня сформированности эстетического восприятия на 1 единицу. Такие результаты мы получили в итоговом диагностическом обследовании.
Условием эффективного взаимодействия педагога и ребенка (детей) является функционирование принципа партнерства. Этот принцип предполагает уникальность личностей педагога и ребенка (детей), что характеризует неповторимость педагогического процесса. Во взаимодействии происходит обмен эстетическими ценностями, так как оно направлено на предмет искусства. Соприкосновение нравственно-эстетических оценок партнеров способствует взаимообогащению их личностей.
Список литературы
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 208с.
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. 380с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.
Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: "АЛЕФ" Гуманитарный центр, 1992. 96с.
Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 271с.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4 С.29-36.
Воспитателю о личностном общении (Психология общения) / В.А. Петровский, М.А. Виноградова, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова: Науч.-метод. объединение "Творческая педагогика". М.: МП "Новая школа", 1994. 77с.
Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1998. 319с.
Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТООТК "Петрополис", 1997. 544с.
Концепция воспитания учащейся молодежи / А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский // Педагогика. 1992. № 3-4. С.11-19.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584с.
Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997. 365с.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 143с.
Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С.124-135.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек. - Текст. - Семиосфера. - История. М.: Языки русской культуры, 1996. 442с.
Мудрик А.В. Социализация и "смутное время". М.: Знание, 1991. 78с.
Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопросы психологии. 1977. № 4. С.52-63.
Хараш А.У. Смысловая структура выступления. (Об объекте смыслового восприятия) // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 84-95.
Хараш А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия // Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 20-29.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Изд. корпорация "Логос", 1996. 318 с.