Смекни!
smekni.com

Место адаптации в процессе социализации (стр. 2 из 2)

В этом определении прослеживается соединение бихевиорального (адаптивного) и гуманистического (самореализующего) подходов при некотором ослаблении деятельностного аспекта, хотя последний и не исключается.

Поскольку понятие социализация изначально носило социально-психологический характер, а термин в равной степени употреблялся и разрабатывался как социологами, так и психологами, то мы тоже сочли необходимым обратиться к анализу социологических исследований.

В частности, В.Г.Харчева в "Основах социологии" выделяет две формы социализации: адаптацию, или пассивное приспособление человека к среде и ее требованиям, и интеграцию, или активное взаимодействие человека со средой, где за ним остается право выбора и оказания воздействия на среду [8]. Трансформируя, преобразуя среду под себя и свои нужды, индивид руководствуется принципами необходимости и целесообразности. Последние выступают в качестве детерминант процессов интеграции личности и общества.

Встает закономерный вопрос: что порождает саму адаптацию как форму, механизм или составляющую процесса социализации? Иными словами, в чем причина адаптации? В биологии целью адаптации, обусловливающей ее протекание, считается полезность всякого приспособления для выживания и размножения особей. При этом адаптивные изменения следуют за изменениями экологических условий и представляют собой прогрессивные усовершенствования. Все прочие изменения, носящие случайный характер или не способствующие лучшему выживанию и размножению, не воспроизводятся генетически у последующих поколений [2].

Психологический смысл адаптации или ее полезность для социализирующегося субъекта может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения (обучения), когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения. Возможно, что причиной адаптации является и ее полезность для группы, которая заинтересована в сохранении своей численности, а также стабильности психологической структуры. Для этого группа поощряет и подкрепляет такие формы поведения человека, которые не противоречат ее нормам и традициям. Действует ли одна из названных причин или их совокупность или существуют иные детерминанты процесса социальной адаптации в психологии и социологии, пока эмпирически не установлено. Мы можем рассуждать лишь гипотетически, утверждая, что причиной социальной адаптации является полезность адаптивных изменений для самого субъекта или группы, в состав которой он входит.

Успешность и скорость адаптации не одинаковы у разных людей. В этом смысле принято говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности индивида.

Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы, значимость и компетентность ее членов, их социальное положение, жесткость и единообразие предъявляемых требований, численность группы, характер деятельности ее членов. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей, а также пол, возраст и некоторые типологические особенности [1].

Система субъективных личностных факторов определяет адаптивную изменчивость человека. В ходе взаимодействия человек и среда подвержены адаптивным изменениям, правда, не всегда в одинаковой степени: иногда более изменчивым оказывается субъект, иногда социальная среда.

Взаимодействие средовых и личностных факторов адаптации может быть описано посредством введения термина цена адаптации как соотношения полученных преимуществ и затраченных усилий (потерь), которые имели место со стороны личности и общества (группы) для достижения взаимного соответствия. При этом общество (группа) растрачивает энергию и прилагает усилия для обучения, воспитания, информирования, стимулирования, контроля, поощрения, наказания своих членов, а личность направляет свою активность на социальное познание, интериоризацию социального опыта и социальное преобразование себя и окружающей действительности. Предметом этой активности личности может быть освоение социальных ролей, норм, ценностей, присвоение научно-технических и культурных достижений, вхождение в новые социальные группы и приобретение в них определенного социального статуса и положения.

Процессы адаптации и социализации, а также их результирующие, степень адаптированности и социализированности личности отражаются в сознании участников социального взаимодействия, порождая особый класс феноменов социального взаимодействия, который мы обозначили термином формирующая среда. Формирующая среда выступает в качестве интегрированного образа, отражающего параметры субъекта социализации, его социальной активности, автономности и адаптированности, соответствия предъявляемым социальной средой требованиям, ожиданиям и диспозициям других участников взаимодействия. Именно формирующая среда регулирует меру адаптивности-автономности социализирующейся личности, повышая или понижая степень ее социальной активности.

Исследования, проводимые на школьниках г. Ярославля в рамках одного из федеральных договоров, показали, что сам факт достижения учащимися того или иного уровня социализированности не связывается в их сознании с ценой этих достижений. (Речь здесь идет о результатах диагностики степени социализированности школьников на основе методики ААА (Активность, Адаптивность, Автономность), разработанной Е.Н.Корнеевой и М.И.Рожковым). Отсутствие этой связи выражалось в виде отсутствия корреляционной зависимости между содержательными и ценовыми показателями процесса социализации. Кроме того, сами учащиеся не были способны рефлексировать связь между полученным результатом и затраченными усилиями, шла ли речь о результатах учебной деятельности, деятельности по освоению той или иной социальной роли или степени соответствия социальным требованиям педагогов и администрации школы.

Аналогичные результаты были получены нами и в более частном исследовании на учащихся школы 16 г.Ярославля, направленном на изучение причин дезадаптипрованности и неуспеваемости школьников. Практически все участники исследования (99,8%) считают, что могут учиться без двоек, прогулов и других нарушений правил внутреннего распорядка, стоит им только "захотеть" или "заставить" себя. При этом ребята не осознавали той цены или тех усилий, которые потребуются от них для достижения желаемого и относительно полного соответствия требованиям социального окружения, в число субъектов которого входят учителя, родители или опекуны, школьная администрация.

Последнее становится особенно важным, если учесть, что показатель цены адаптации наиболее тесно коррелирует с показателями успешности учебной деятельности и данными социометрии. Вероятно, именно отсутствие или несформированность связи между содержательными и ценовыми показателями процесса социализации выступает в качестве одной из основных причин школьной дезадаптации. Попытки же социального окружения ужесточить предъявляемые требования (повысить степень контроля, стимулировать конформное поведение детей с помощью негативных оценок и снижения отметок по отдельным учебным предметам) приводило лишь к росту эмоционального напряжения дезадаптированных и неуспевающих школьников. Ожидаемого же повышения степени их адаптированности не происходило, или оно носило временный обратимый характер, и учащиеся снова попадали в число неуспевающих и нарушителей школьной дисциплины, но уже с более весомым основанием.

Полученные данные позволяют утверждать, что для поддержания условий успешной социализации и адаптации учащихся требуется не варьирование факторов социальной среды или воздействие на личностные качества субъектов социализации (их самооценку, уровень притязаний, уровень эмоциональной стабильности-тревожности и т. п.), а учет параметров формирующей среды, регулирующих степень их социальной активности, и направленные социальные воздействия, способствующие развитию способности рефлексировать цену собственной социальной адаптивности.

Список литературы

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998.

Кейлоу П. Принципы эволюции. М.: Мир, 1986.

Корнеева Е.Н. Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии // Ярославский педагогический вестник. 1996. № 2. С.17-23.

Матвеев А.В., Корнеева Е.Н., Болотцев Д.К. Психологические законы и закономерности. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1998.

Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993. В 2 тт., т.1.

Социальная психология в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999.

Харчева В.Г. Основы социологии. М.: Логос, 1997.