Н. Л. Иванова, И. А. Мнацаканян
Современная социальная ситуация в мире характеризуется ростом локальных этнических конфликтов даже в тех странах, где исторически вместе живут различные нации и народности. Задачи сохранения глобальной безопасности требуют постоянной работы по изучению природы и видов конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь, а также поиска эффективных путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое, с одной стороны зависит от социальных процессов, отражает их, но, с другой, оказывает свое влияние на общество.
Образование, обеспечивающее сложнейший процесс развития когнитивных, социальных, эмоциональных характеристик личности, не может не реагировать на происходящие события в обществе. Как показывает опыт многих стран, переживших этнические конфликты, вузы и школы иногда остаются единственными структурами, в которых проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Поэтому педагоги считают, что образование может помочь обществу сформировать у молодежи гуманную модель поведения и отношения к людям других наций. В образовании можно найти эффективные формы снижения межнациональных конфликтов, применимые для использования в широкой социальной среде.
Важно отметить, что проблема организации обучения в поликультурном пространстве является очень важной для всех европейских государств. Особенно сложной она становится в связи с большим притоком переселенцев, беженцев, который наблюдается во всех развитых странах мира.
Россия, которая является неотъемлемой частью европейского образовательного пространства, представляет собой исторически сложившееся многонациональное государство. Это обстоятельство сказалось на системе основных ценностей нашего образования, в частности, образование доступно для всех граждан независимо от национальной, религиозной принадлежности. В то же время образовательная политика переходного периода не отражает реальных проблем в отношении различных этнических групп. Более того, требуется серьезная работа по осмыслению не только настоящей ситуации, но и прогнозирования будущего в развитии межнациональных отношений.
В России усиление миграционного процесса привело к тому, что поликультурными обществами стали не только национальные субъекты Российской Федерации, но и когда-то типично русские провинциальные города. Так, например, национальный состав Ярославской области сегодня включает в себя более 70 национальностей. В области официально действуют организации, представляющие интересы различных этнических меньшинств: Ярославское областное армянское общество, общество чечено-ингушской культуры "Вайнах", еврейский культурный центр, культурно-просветительский мусульманский центр "Дуслык", болгаро-русское общество "Шипка", Ярославская благотворительная организация "Объединение немцев Ярославской области" и др. Наиболее крупными являются землячества, объединяющие курдов, чеченцев, ингушей, татар, азербайджанцев, грузин, армян, дагестанцев, ряда азиатских народов. Многие мигранты стремятся быстрее адаптироваться в новой социальной среде, а также помочь своим близким устроиться на новом месте. В то же время психологически они настроены на то, чтобы не "потеряться" и не ассимилироваться с "чужим" народом. Поэтому наблюдаются противоречия в их стремлениях: к желанию адаптироваться добавляются стремления сепаратистского плана, направленные на сохранение своей этнической общности как самостоятельного культурного целого. Эту проблему необходимо учитывать в педагогической деятельности.
В этих условиях опыт европейских стран в организации высшего образования, а также проблемы, над которыми работают наши зарубежные коллеги в этой области, являются очень актуальными.
Страны Запада представляют собой поликультурные общества. За последние годы во всех западноевропейских странах отмечается приток мигрантов из многих стран мира. Поэтому опыт организации высшего образования в поликультурных странах Европы является очень важным для российского образования и решения новых проблем, связанных с большим потоком вынужденных переселенцев, беженцев и других категорий мигрантов.
В зарубежной литературе термин "поликультурный" означает наличие в обществе разнообразных культур, связанных с исторически сложившимися формами общности людей. Термин "поликультурный" обычно означает, что общество состоит из различных этнических групп и национальных меньшинств [21].
Этнические группы - это культурные сообщества, которые возникают при индивидуальной или семейной миграции. "Этническая группа" - это не фиксированная категория, как, скажем, род, скорее это исторический контингент, и восприятие этничности различается не только между странами, но и между самими этими группами. Отметим, что в русскоязычной литературе в данном контексте обычно используется термин "национальный", в англоязычной литературе чаще всего - термин "этнический", в то время как термин "национальный" подчеркивает больше гражданскую принадлежность индивида.
Существуют различные толкования понятия "этнический". Обычно оно означает, что человек является представителем какого-либо народа. Но если обратиться к этимологии этого слова, то становится очевидным еще одно его важное значение, а именно, принадлежность к меньшинству. Полученное от греческого "этникос", оно обозначало странников, чужаков, аутсайдеров, не входящих в доминантную группу. В определенном смысле мало что изменилось. "Этническая группа" и сейчас относится к определению "иные", а именно, не принадлежащие к большинству. В этом контексте слово используется достаточно редко, хотя на бытовом уровне в России, где русские представляют собой этническое большинство, редко можно услышать определение "русская этническая группа". Чаще всего его относят к тем национальностям, которые составляют этнические меньшинства.
Хотя часто "национальные меньшинства" определяются по внешним признакам, понятие этничности фокусируется не на внешних признаках, а на важности общей истории и традиций. Шермерхорн описывает этническую группу как коллектив внутри большего сообщества, имеющий реальное или мнимое происхождение, память о совместном историческом прошлом и культурный фокус на одном или более символических элементах, определяющих основу их народности [16].
К пониманию общего происхождения добавляется понятие общей культуры, включающей такие отличительные характеристики, как язык, религия, образ жизни. По мнению Верма, основным определяющим свойством этнической группы является не внешность, не физические характеристики, а культурные ценности [20].
Салазар рассматривает этническую принадлежность по следующим основным показателям: наличие позитивных чувств в отношении существующей региональной группы, общность языка, территории, экономической жизни [17].
Зарубежных исследователей в области образования интересуют такие вопросы: насколько европейское высшее образование способствует развитию цивилизованных межнациональных отношений, представляет разнообразие культур и способствует их развитию? Является ли европейское высшее образование силой, стимулирующей интеграцию в обществе, или, наоборот, оно имеет негативное влияние на социальное противодействие или дискриминацию этнических меньшинств?
Эти вопросы отражают общую тенденцию, которая наблюдается в мировом педагогическом сообществе и связана с ориентацией на выживание человечества. Будущее зависит от усилий по реализации интеграционных тенденций в экономической и культурной областях, формированию нового типа мышления и отношений между людьми. Человечество не сможет выжить без понимания, что надо ценить других людей и природу, без чувства любви. Необходима мудрость, которая будет противопоставляться функциональному и узко ориентированному решению отдельных проблем [6, 9, 10, 11, 12].
Европейские ценности в отношении поликультурных обществ проявляются в плюрализме культур, уважении к другим людям, "не таким, как я сам", сочетании этнической идентичности и терпимости к другим национальностям, развитии глобального взгляда на человечество как жителей одной планеты и т.п. Поэтому европейская педагогика стремится к тому, чтобы высшее образование было движущей силой культурного и интеллектуального развития, средством для развития общегосударственной идентичности.
В то же время можно отметить наличие проблем, связанных с реальным воплощением декларируемых ценностей в жизнь, в частности, по вопросу об организации высшего образования для поликультурной среды. Некоторые авторы даже подчеркивают в связи с этим, что образование переживает кризис в самоопределении [21]. Так, например, по мнению Вудвороу и Крузера, в высшем образовании многих стран Европы наблюдается противоречие между его национальной и интернациональной ролью [19, 20, 21].
Это противоречие проявляется в следующем. Высшее образование всегда несло и несет вселенские обязательства, целью которых является вклад в мировую науку, служение независимой экономике, путь к большему международному пониманию. В современном мире эти обязательства еще быстрее распространяются через созданную и развивающуюся систему мобильности, которая сегодня касается уже не только студентов, преподавателей и ученых, но и самих научных идей и исследований через возможности, открытые технологической революцией, а именно, системой Интернета. Но вместе с тем в системах образования европейских стран проявляется тенденция преимущественного выбора высшего образования национальных ценностей, национальных интересов и национальной политики.
Отношение европейского высшего образования к этническим группам является своеобразным индикатором в ответе на вопрос о том, представляет ли европейское образование национальные, монокультурные, элитарные ценности или же оно тяготеет к интернациональным, поликультурным и не элитарным идеалам.