Организация совместной деятельности детей и взрослых, по мнению Виктора Николаевича, способствовала процессу социализации личности. Он писал: "...Вместе со взрослыми отправляются подростки на завод, фабрику, совхоз, лабораторию... В этом процессе учат они друг друга, они помогают другим... Но этим не исчерпывается их работа. В библиотеке, кино, лабораториях, в комнатах для консультаций они получают дополнительные знания, умения, навыки... И так же, как ребята, взрослые возятся в лабораториях по изобретению, т.к. не убита в них страсть к открытиям."
Оригинальная система образования создавала образовательные среды и системы на службу разнообразным слоям населения и осуществляла их развитие В.Н. Шульгин предлагал необычную систему "подвижных" школ для детей с замедленным психическим развитием, для умственно отсталых и "трудных", а также больных детей. Предлагалась система "школ при клубах", "воскресных школ" для нерадивых детей, для взрослых же практиковались "курсы на дому", кино-радиокурсы и образовательные рубрики в газетах. Знание среды позволило бы читателю найти лучшие подходы к ребятам, выявить особенности их "психофизики" и уяснить "социофизиологию". В.Н. Шульгин полагал, что только при обследовании отдельных организаций и последующего обсуждения перспектив деятельности можно было получить объективные знания о среде.
Ведущие сотрудники Института методов школьной работы А.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Е.Н. Медынский и Б.А. Плюснин-Кронин выражали иную точку зрения: предметом педагогики здесь являлся весь процесс социального формирования личности, все воздействия, которые испытывает человек в обществе. А.В.Луначарский считал, что данная педагогика "базировалась бы на изучении среды во всех ее особенностях, среды как объекта нашего воздействия и среды как действующей рядом силы".
Возникшая в 20-30-е годы специальная отрасль педагогики - педагогическая социология - рассматривалась А.Г. Калашниковым как наука, изучающая внешкольную среду с целью педагогического воздействия на развитие детской личности. И хотя понятие "социальная среда" было исключено во второй половине 30-х годов из педагогической теории, Н.К. Крупская отмечала: "Недооценка значения окружающей среды должна на практике привести к ограничению воспитательных возможностей... нельзя отказываться от ее изучения".
А.С. Макаренко требовал в воспитательном процессе учитывать влияние основных социальных факторов, где школа выступает центром, способным объединить все воспитательные влияния. В практике Антона Семеновича шефская помощь колонистов и сельских комсомольцев в деревнях, окружавших полтавскую колонию им. А.М. Горького, была направлена на борьбу с алкоголизмом, воровством, спекуляцией, на ликвидацию безграмотности, на выступления с лекциями о политике государства.
Исходным началом творчества педагога-новатора В.А. Сухомлинского стала одна из задач социального воспитания - формирование у ребенка сельской Павлышской школы личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, близкими, товарищами, обществом и перед своей совестью. Через личное, в сочетании с ним осуществлялась социальная ориентация сельского ребенка, крепилось содружество семьи и школы, успешно внедрялось педагогическое просвещение родителей.
Позднее, уже в 60-е годы ХХ века, в городе и в сельской местности появились работники, специально ориентированные на воспитание личности в социуме (организатор внеклассной и внешкольной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги - организаторы при ЖЭКах), призванные педагогизировать как городскую, так и сельскую среду.
На рубеже 70-80-х годов ХХ века в России общественные потребности, достижения практиков подняли задачи педагогики среды и её роли в формировании личности на качественно новый уровень.