Терентьев Михаил Алексеевич – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
Каждая эпоха обнимает сумму разнообразных явлений, которые находятся в определённой степени субординации, подчинения и соподчинения. Экономическое образование базируется на той или иной системе взглядов, идей, концепций, органически вытекающих из социальной природы общества. Труд носит общественный характер, но он существует в конкретной социальной форме. Отсюда мероприятия по улучшению качества экономического образования (и тем более фундаментального) должны исходить из общественной формы производства, отражающей коренную историческую тенденцию экономического развития человеческого общества.
Среди большого круга методологических задач экономического образования важное место занимают проблемы соотношения содержания и формы, сущности и явления экономических категорий, экономических противоречий как источника развития и познания и др. Известно, что старому содержанию соответствует старая форма, а новому – новая. До тех пор, пока новое содержание окончательно не развилось, оно может реализоваться не только посредством новой (внутренней), но и старой (внешней) формы. Следовательно, диалектическая связь нового содержания с формой принимает такой вид: новое содержание – новая форма – переходная форма – старая форма.
Возросшее значение методологических проблем в экономическом образовании в современный период объясняется рядом обстоятельств. Мощное развитие экономических знаний ведёт к дифференциации и появлению всё новых отраслей экономических наук, изучающих закономерности развития отдельных сфер и явлений народного хозяйства. Становление всемирного хозяйства как целостного образования посредством внутрисистемной и межсистемной интеграции, развитие совместных предприятий и свободных экономических зон предъявляют повышенные требования к глубокому исследованию всё более широкого круга проблем, новых экономических процессов. Чтобы понять их истинную социальную природу и закономерности действительного движения, а не заниматься простым описанием поверхностных явлений, надо иметь в своём распоряжении эффективные методы исследования глубинных процессов экономической жизни. Актуальность методологических проблем объясняется также тем, что их разработка служит сильнейшим оружием в борьбе против догматизма и волюнтаризма в хозяйственной политике.
Требование о необходимости использования мирового опыта в экономическом образовании по существу исходит из потребностей заложить в основу закономерности планомерной организации общественного производства.
Сознательный характер человеческой жизнедеятельности на базе определённого бытия невозможен без целеполагания. Цель, как указывал К. Маркс, в значительной мере определяет и сам характер, и способ этой деятельности. Человеку присуще познание как высшая форма отражения действительности. Выделив объект действительности как таковой, человек тем самым выделяет и себя, своё субъективное отношение к нему, определяет свою собственную меру во взаимоотношениях с ним. Отсюда, по К. Марксу, возникают два существенно отличных способа освоения действительности человеческим сознанием: интеллектуально-теоретическое и духовно-практическое.
Идеал является высшим и завершающим этапом духовно-практического способа освоения действительности, в нём фиксируются наиболее социально значимые цели субъекта общественной деятельности, в основе которых лежат потребности и интересы.
Разум и чувства, ценности и установки, принципы и мировоззрение получают в идеалах своего “предметного” представителя и концентрированное выражение.
Понятие “идеал” органично связано с понятием “идея”. Последняя служит основанием первого. В. И. Ленин подчёркивал, что идея – это единство отражения и целевого устремления, это высшая форма теоретического отражения и действительности, в которой отражено не только существующее, но долженствующее, требующее практической реализации познанной необходимости. Отличительная особенность идеи состоит в уверенности и убеждённости истинности знания, его принятие как своего мировоззрения. Как само собой разумеется К. Маркс писал: “... идеи ..., которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, – это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им”1.
Идеалы по своему социальному качеству обладают различным характером. Важное методологическое указание на это мы находим в “Немецкой идеологии” К. Маркса и Ф. Энгельса. Они указывают, что идеалы могут быть:
“сознательным выражением тех способов деятельности индивидов, которые обособились в результате разделения труда”;
“сознательным выражением, которое получает существующая в данный момент для индивидов, классов, наций необходимость утверждать своё положение посредством какой-нибудь вполне определённой деятельности;”
правильно “выраженными в законах, в морали и т.д. условиями существования господствующего класса (обусловленными предшествующим развитием производства)”;
“представлением о революционных задачах, диктуемых материальными условиями какому-нибудь угнетённому классу”2.
Из сказанного следует, что идеалы, в данном случае, связаны прежде всего с профессиональными особенностями деятельности и ставят своей целью стремление человека к определённому совершенству в том или ином виде человеческой деятельности, что выражает меру его свободы и степень самореализации.
Что касается общественно-политических идеалов, то они характеризуются конкретно-историческим местом той социальной общности, которая их вырабатывает. В современную эпоху можно выделить три вида общественно-политических идеалов: реакционные, консервативные и революционные. Классовая установка реакционных и консервативных общностей не способствует выработке идеалов, адекватных прогрессивному развитию человеческого общества. Тем не менее для именно этой общности они являются идеалами.
Революционные идеалы одновременно требуют уничтожения существующих порядков и утверждения более прогрессивного общественного строя, расширения рамок свободы и демократии. Таковыми в первую очередь являются идеалы всех трудящихся как создателей материально-вещественных и интеллектуальных, духовных ценностей.
Характеристику этого идеала дал Г. В. Плеханов, который писал об
Ф. Энгельсе: “Энгельс посвятил всю свою жизнь чрезвычайно высокой цели: освобождению пролетариата. У него тоже был “идеал”; но он не был оторван навеки от действительности. Его идеал это была та же действительность, но действительность завтрашнего дня, действительность, которая будет иметь место не потому, что Энгельс идеален, а потому, что свойства нынешней действительности таковы, что из неё по её собственным, внутренним законам должна развиться та действительность завтрашнего дня, которую можно назвать идеалом Энгельса. Люди неразвитые могут спросить нас: если всё дело в свойствах действительности, то при чём же тут Энгельс, чего он вмешивается в неотвратимый исторический процесс со своими идеалами? Разве без него не обойдётся дело? С объективной стороны положение Энгельса представляется так: в процессе перехода из одной своей формы в другую действительность захватила его как одно из необходимых орудий предстоящего переворота. С субъективной стороны выходит, что Энгельсу приятно это участие в историческом движении, что он считает его своим долгом и великой задачей своей жизни. Законы общественного развития так же мало могут осуществляться без посредства людей, как законы природы без посредства материи”3.
Особенно важно воспитывать на идеалах студенческую молодёжь. С этой целью в учебно-воспитательной работе в большей мере следует уделять внимание вопросам методологии политической экономии (экономической теории). От того, на какие методологические принципы опирается экономическая наука, зависит её содержание, структура, система экономических законов и категорий, её роль для практической деятельности. Не меньшее значение имеют вопросы методологии в построении учебных курсов политической экономии (экономической теории), в выработке научного, т.е. коммунистического мировоззрения, свободного от предрассудков, порождённых товарно-денежными отношениями.
За период 20-е – нач. 80-х гг. XX в. отечественными экономистами и экономистами других стран проделана значительная работа по исследованию общих и частных проблем методологии политической экономии (экономической теории). Общее признание получила политическая экономия в широком смысле “как наука об условиях и формах, при которых происходит производство и обмен в различных человеческих обществах. . .”4 . Расширен круг вопросов, ставших объектом изучения, проведены многочисленные дискуссии, изданы монографические и другие виды научных работ. Однако в настоящее время исследование специальных вопросов методологии политической экономии нельзя признать удовлетворительным.
Одной из коренных и до конца не выясненных в экономической литературе проблем является вопрос о сущности экономических связей в социалистическом обществе. Многие политэкономы нашей страны под натиском житейских будней, устроенных реакционерами и консерваторами, считают, что социалистическое производство является разновидностью товарного производства, преобладающей формой экономических связей между предприятиями и членами общества служат товарно-денежные отношения.
Формула “социализм – разновидность товарного производства” лишь по мнению несведующих людей не содержит в себе ничего опасного. Если же подойти к оценке этой концепции с позиции марксистско-ленинской науки, то становятся совершенно очевидными её теоретическая и практическая несостоятельность. Основной её методологический порок состоит в том, что она смешивает, ставшие “ходячими” в обыденном представлении частные явления с их сущностью, с внутренне необходимыми и определяющими свойствами социалистического производства. Эти поверхностные представления бывают достаточными для обыденных (житейских) целей, но их нельзя принимать за научные категории. К. Маркс в письме Л. Кугельману, критикуя буржуазных экономистов, писал: “А вульгарный экономист думает, что делает великое открытие, когда он вместо раскрытия внутренней связи вещей с важным видом утверждает, что в явлениях вещи выглядят иначе. Фактически он кичится тем, что твёрдо придерживается видимости и принимает её за нечто последнее. К чему же тогда вообще наука?”5. Что же касается практической реализации формулы “социализм – разновидность товарного производства”, то она проявляется через посредство расхищения реакционными и консервативными классами общенародного имущества, обнищание основной массы трудящихся, нравственную деградацию отдельных граждан и превращение некоторых из них в наёмных убийц, используемых реакционным классом 1) для борьбы с конкурентами; 2) для борьбы с забастовочным движением; 3) воспитания культа насилия и 4) нагнетания страха в обществе с целью держать его в постоянной боязни.