В литературе по правовому сознанию часто подчеркивается, что правовая идеология (в отличие от правовой психологии) способна адекватно отразить сущность правовых явлений, вскрыть объективные закономерности правового регулирования. Действительно, идеологическое знание строится в форме логических стройных, теоретических положений. Идеология нередко для обоснования собственных положений использует данные науки. Однако это не является критерием достоверности идеологических положений. Идеология способна как проникать в сущность социальных явлений, так и, напротив, искажать объективно происходящие процессы, выдавать желаемое за действительное. Момент пристрастности выражает в большей степени сущность идеологической формы общественного сознания, чем ее теоретическая форма изложения, ее наукообразность.
С другой стороны, правовая психология не является простой суммой расхожих мнений и суждений о правовых явлениях в обществе, которые не способны проникнуть в суть происходящего. Правовая сущность социальных явлений может постигаться непосредственно в процессе целостного чувственно-образного восприятия ситуации. Оценка справедливости тех или иных правовых норм также часто основывается на “чувстве справедливости”, в котором в концентрированном виде находит свое выражение правовой опыт человека. Таким образом, постижение сущности правовых явлений может происходить в различных формах, что доказывает целостность человеческого сознания.
Вместе с тем, некоторые исследователи общественного сознания склонны отрицать познавательную функцию правовой психологии. Типичным изъяном при определении правовой психологии является сведение последней к эмоционально-чувственной стороне правосознания. Заметна эта тенденция у В.А.Щегорцова15. Все рациональные элементы правосознания, по его мнению, содержатся в правовой идеологии, а эмоциональные — в правовой психологии16. В.А.Чефранов также склонен разделять эти две стороны правового сознания. Он пишет: “Правовая идеология может рассматриваться как правовое миропонимание в отличие от правовой психологии как правового мироощущения”17.
Исходя из положения о том, что специфика общественной психологии состоит в том, что она, как и идеология, всегда окрашена в цвет интересов классов и других социальных групп, за правовой психологией признают только оценочную функцию.
Действительно, психология права как ни один из видов общественной психологии имеет нормативно-оценочный характер. Это связано, прежде всего, с тем, что сама область права была вызвана к жизни общественной потребностью в создании формально закрепленных положений, норм, которые бы разрешали или запрещали те или иные действия людей, регламентировали бы их отношения. При этом правовая оценка действительности, закрепленная в нормах права, выступает первичным моментом в формировании правомерного поведения граждан, их правовой психологии. Эмоциональные реакции на те или иные правовые явления общественной жизни являются у законопослушных граждан результатом усвоения людьми представлений о должном, одобряемом законом поведении, о легитимности действий, совершаемых в различных сферах общественной жизни.
Таким образом, оценочная функция правовой психологии если не всех, то, по крайней мере, законопослушных граждан подкрепляется и усиливается формально закрепленными оценками в нормах права и санкциями, следующими за нарушение этих норм.
Вместе с тем, как уже отмечалось, имеются все основания, чтобы признать за правовой психологией и познавательную функцию. Действительно, невозможно отношение к какому-либо факту правовой действительности без предварительного восприятия и понимания смысла этого факта. Эмоциональные реакции человека, особенно в такой рационализированной сфере общественного бытия, как право, невозможны без познания содержания правовой ситуации. Как правильно замечает В.С.Грехнев: “Отрицая знания, образность информации, поступающей из общественной среды и формирующей соответствующую эмоциональную реакцию, тем самым, хотим мы этого или нет, мы сводим эмоциональную реакцию к сугубо инстинктивному, рефлекторному акту, свойственному именно в таком содержании животным”18.
Необходимо отметить специфику рационального в правовой психологии. Все рациональные элементы правовой психологии вплетены в практическую жизнедеятельность социальных групп и отражают актуальные потребности и интересы людей. Знания и представления людей о правовой действительности не просто закрепляют в обобщенной форме результаты их мыслительной деятельности, но и являются рациональным обоснованием их отношения к тем или иным аспектам правовой сферы. Поэтому рациональные элементы в правовой психологии неразрывно связаны с эмоциями, чувствами.
Мы выделили ряд особенностей правовой психологии, сопоставив ее с правовой идеологией как основным противостоящим ей элементом в структуре правового сознания. Правовую психологию и правовую идеологию нельзя характеризовать как уровни правового сознания и, тем более, давать применительно к ним такие оценки, как “более высокий уровень” или “более низкий уровень”. Мы согласны с утверждением В.Иванова о том, что общественная психология и идеология представляют собой не уровни общественного сознания, а своеобразные способы его проявления19.
Если правовая психология отражает в своих формах реальное, живое сознание людей, их непосредственную реакцию на те или иные события правовой действительности, то правовая идеология представляет собой продукт целенаправленной деятельности теоретиков-идеологов и выполняет роль инструмента или орудия защиты и обоснования интересов определенной социальной группы. Правовая идеология является внешне объективированной, институализированной формой правового сознания. Правовую психологию нельзя оторвать от реального сознания людей. Она, собственно, и есть это реальное сознание людей, отражающее правовые условия и отношения, сложившиеся на данный момент в обществе.
Список литературы
1 Потопейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. М., 1971.
2 Там же. С. 100.
3 Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. Киев, 1976.
4 Там же. С. 38.
5 Там же. С. 45.
6 Там же. С. 44.
7 Там же. С. 44.
8 Там же. С. 45.
9 История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. С. 233.
10 Там же. С. 554.
11 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1957. Т. 3. С.180.
12 Бельский К.Т. Указ. соч. С. 51.
13 Алексеев С.С. Теория права. Харьков: Изд. БЕК, 1994, С. 22.
14 Там же. С. 22.
15 Щегорцов В.А. Социология правосознания. М., 1981.
16 Там же. С. 47.
17 Чефранов В.А. Указ. соч. С. 45.
18 Грехнев В.С. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М., 1985. С. 70.
19 Иванов В. Политическая психология. М., 1990. С. 27.