(К 90-летию со дня рождения Б.Г.Ананьева)
В.А.Мазилов
Система образования, для которой готовят кадры педагогические учебные заведения, при известных условиях может быть "наукоёмкой". Следует специально подчеркнуть это "может быть". Существует достаточно обоснованная точка зрения, согласно которой, скажем, психологическая подготовка педагога представляется излишней. Здесь достаточно будет сослаться на авторитетное мнение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который, как известно, высказывался в духе того, что суждение, будто педагог должен изучать индивидуальные различия учеников и строить обучение сообразно последним, является "пустым и ни на чём не основанным" по прозаической причине отсутствия времени на эти действия. В условиях, когда существуют педагогические учебные заведения разных уровней, имеющие различные цели и задачи, эта проблема остаётся, как ни удивительно, актуальной. Тем не менее ясно, что педагогический университет всё же относится к тому типу учебных заведений, которые реализуют гуманистический подход, готовят представителей "помогающих" профессий (если воспользоваться выражением, широко используемым в американской литературе), поэтому психологическая подготовка будущих педагогов необходима. Очевидно, педагогу или социальному работнику, желающему "помогать" людям, остро необходимо точное знание об "объекте помощи" и, в частности, знание психологическое. Совершенно очевидно, что хороший социальный работник или педагог должен быть практическим психологом, имеющим соответствующие навыки и владеющим специальными психологическими технологиями. Естественно, при обучении педагога или социального работника в высшем учебном заведении особое внимание уделяется его психологической подготовке. И здесь становится ясным, что очень многое зависит от того, какой психологии мы будем учить педагогов и социальных работников. Ведь "психологии" бывают разные...
Заканчивается двадцатое столетие, что даёт основания для различного рода ретроспективных сопоставлений. Безусловно, важным является исторический анализ пути, пройденного российской (в недавнем прошлом советской) психологией. Официальный миф, утверждавший единство советской психологии, согласно которому все психологи в СССР были сторонниками и приверженцами "деятельностного подхода", развеялся без следа. Теперь уже всем стало ясно, что никакого единства на самом деле не было. Были разные подходы, направления, школы, что является обязательным условием развития науки в целом.
Среди психологов, исследованиями которых были созданы основы современной российской психологической науки, особое место принадлежит Б.Г.Ананьеву [3, 4, 5].
Визитной карточкой школы Б.Г.Ананьева стал комплексный подход к исследованию человека, подход, при котором бытие человека как индивида, индивидуальности, субъекта и личности стало предметом научного исследования. Многообразие связей, открывающихся при таком подходе, позволило существенно расширить проблематику традиционных психологических исследований. Комплексный подход потребовал использования дополнительных методов, в том числе и методов других наук. В работах Б.Г.Ананьева, таким образом, в конце 50-х гг. сформировался подход, который был реализован в многочисленных исследованиях самого автора и его учеников и сотрудников. Научная школа Б.Г.Ананьева, сохраняя преемственность, существует до сих пор. Впечатляющие результаты, достигнутые при этом подходе, позволяют рассматривать антропоцентристскую методологию Б.Г.Ананьева как "мост в психологию XXI века".
Борис Герасимович Ананьев родился 14 августа 1907 г. в городе Владикавказе. В 1928 году он окончил Горский педагогический институт. В 1928-1931 гг. Ананьев - аспирант Ленинградского государственного института по изучению мозга им. В.М.Бехтерева. До 1942 года Б.Г.Ананьев работал в институте по изучению мозга, в 1942-1943 был начальником психологического кабинета эвакуационного госпиталя в г. Тбилиси. В 1943 году Б.Г.Ананьев возвращается в Ленинград, работает профессором в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена, затем возглавляет кафедру и отделение психологии в Ленинградском государственном университете. С 1951 по 1960 год Б.Г.Ананьев - директор научно-исследовательского института педагогики АПН РСФСР. В 1960 году он возвращается в Ленинградский университет, а в 1967 году становится деканом факультета психологии ЛГУ (в 1966 году в СССР создаются два первых факультета психологии - в Московском и Ленинградском университетах, третий в 1970 году в Ярославском государственном университете). Умер Борис Герасимович Ананьев 18 мая 1972 года.
Б.Г.Ананьев был автором таких известных книг, как "Психология педагогической оценки"(1935), "Очерки психологии" (1945), "Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков" (1947), "Пространственное различение" (1955), "Психология чувственного познания" (1960), "Теория ощущений" (1961), "Человек как предмет познания" (1969). Кроме перечисленных, Б.Г.Ананьевым написано большое количество статей и учебных пособий по истории и теории психологии, педагогической, возрастной, и медицинской психологии, психологии труда, психологии искусства, разработанной самим Борисом Герасимовичем онтопсихологии. Б.Г.Ананьев был выдающимся организатором психологической науки: его талант позволил создать школу, которая продолжает существовать спустя двадцать пять лет после смерти основателя - срок вполне достаточный, чтобы оценить жизнеспособность направления.
Вклад Б.Г.Ананьева в психологию неоднократно являлся предметом научного анализа [7, 8, 9, 10, 16]. В целом можно согласиться с оценкой, данной А.А.Бодалёвым, Б.Ф.Ломовым и Е.З.Фришман: "Говоря о значении творческой деятельности Бориса Герасимовича Ананьева, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан новый методологический подход к исследованию психики; это позволило выделить новые разделы психологии, не существовавшие ранее как самостоятельные научные направления..."[8. С.5]. Исследования Б.Г.Ананьева реформировали методологию психологии. Возможно, что его методологические изыскания ещё в не в полной мере оценены научным сообществом.
Интересы Б.Г.Ананьева к методологии проявились очень рано. В журнале "Психология" (1931) опубликована статья двадцатичетырёхлетнего Б.Г.Ананьева "О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии" [1]. Уже в этой статье впервые появляются многие мотивы, которые впоследствии получат развитие в работах Б.Г.Ананьева и его сотрудников. В частности, он формулирует необычную для этого времени задачу разработки истории психологии, необходимости историко-психологических исследований. Напомним, что в те годы доминировало представление, согласно которому марксистская психология только рождается и история только начинается. Позиция Б.Г.Ананьева отлична: "Очень часто простое незнание истории науки приводит не только к излишним повторениям, но и к глубоким ошибкам в определении предмета и метода науки, её исторического места в системе других наук и идеологий" [1. С.333]. Как известно, Б.Г.Ананьевым позднее были выполнены фундаментальные историко-психологические исследования. В психологии в качестве одной из центральных выступает проблема развития. Б.Г.Ананьев отмечает недостаточное внимание психологов к этим вопросам: "Психологическими проблемами в генетико-эволюционном плане меньше всего занималась сама психология" [1. С.333]. Автор указывает, что для психологии важную роль играют данные других наук: "Социология, лингвистика, этнология, антропология в этом отношении представляют для историка психологии значительный интерес, поскольку наряду с биологией, зоологией, генетикой в них черпается содержание одной из основных проблем науки - отношение биологического и социального"[1. С.333]. В этих рассуждениях при желании можно увидеть "предпосылки" необходимости междисциплинарных исследований проблемы человека и его развития. Рассматривая различные подходы к проблеме соотношения биологического и социального, Б.Г.Ананьев настаивает на исторически-классовой её конкретизации. Анализируя работы Маркса, ученый пытается наполнить социальное "исторически-классовым" содержанием. Вероятно, сейчас анализ деформаций "буржуазной личности", "кризиса буржуазной личности", даваемый в ананьевской работе, может показаться упрощённым и наивным. Наверное, это так. Но, к примеру, некролог М.Я.Басову (открывающий тот сборник, где помещён анализируемый ананьевский текст) заставляет предположить существование "пролетарских деформаций" и определённой результативности "социалистической переделки человека". Впрочем, примет эпохи мы в данной статье касаться не будем.
В статье Б.Г.Ананьева есть один момент, заслуживающий самого пристального внимания. На наш взгляд, именно отсюда "выросла" впоследствии идея комплексного подхода в научном исследовании. Б.Г.Ананьев цитирует известное высказывание Маркса о "науке, которая высокомерно отворачивается от своей неполноты". Это перекликается с не менее известным афоризмом К.Д.Ушинского из "Педагогической антропологии", согласно которому "ничто так не обнаруживает односторонности теории, как приложение её к практическим целям". Критикуя в своей статье книгу Л.С.Выготского и А.Р.Лурия "Этюды по истории поведения", Б.Г. Ананьев отмечает, что методологический подход, связанный с выделением отдельных линий в развитии, весьма ограничен: в этом случае адекватные связи установить не удаётся. Для того, чтобы изучать процесс развития во всей его сложности, недостаточно выделить три пути развития и полагать, что между ними существуют "диалектические" отношения: "каждый тип развития начинается там, где оканчивается предыдущий, и служит его продолжением в новом направлении". Поиск средств для исследования развития во всей его сложности привёл к формированию нового методологического подхода, который был сформулирован Б.Г.Ананьевым значительно позднее. Анализ ранней работы ученого показывает, что методологическая направленность его научных интересов в значительной степени сложилась уже к началу тридцатых годов.