Смекни!
smekni.com

Кластерная теория интеграции (стр. 5 из 6)

При использовании восточных практик в «европейских» семинарах важно принимать во внимание такие особенности. У представителей древних восточных (африканских, латиноамериканских) культур и современных европейцев, естественно, различаются цели, мотивация и требования к экологии (безопасности) процесса.

Замечание. Отметим, что приведенный анализ религий, естественно, схематичен и не претендует на полноту. В той или иной степени все религии используют самые разные способы построения канальных кластеров. Например, «буддистский способ» просветления используется и в эзотерическом православии (исихазм и «умное делание»), и в мусульманстве (многие суфийские школы). Каждый человек может тем или иным способом найти свой путь к Богу в любой мировой религии. Однако важно обратить внимание на акценты, т. е. на те способы изменения личности и духовного пути, которые стали доминирующими в данной конкретной религии, и на базовые принципы, лежащие в основе этой системы и не зависящие от ритуального оформления. Это особенно важно для тех, кто хотел бы иметь более широкое видение мира и интегрировать в этом видении и психологию, и эзотерику, и религию.

В заключение отметим, что, с одной стороны, КТИ является структурным метаанализом существующих подходов к работе с сознанием, а с другой — это модель, позволяющая создавать и совершенствовать (а в будущем и моделировать на компьютере) технологии работы с человеком. КТИ показала свою эффективность при разработке групповых и индивидуальных техник личностного развития. Так, кластерная модель использовалась в разработке и развитии тренингов Discovery и Inner Discovery, методов индивидуальной терапии — ИТТ (Интегральная Телесная Терапия), DLT (Терапия Глубоких Уровней), а также в создании ряда других программ различными авторами.

В следующих номерах журнала мы остановимся на способах применения модели в конкретных практических ситуациях.

Вопросы по материалу статьи

Как происходит развитие плода и новорожденного с точки зрения КТИ?

На первых этапах развития плода существует относительно чистая и поэтому прозрачная структура в адаптативной области, а также наличие небольших кластеров в глубинных архетипических и перинатальных слоях. Как следствие, дети более интуитивны. Реакции первых недель жизни основаны непосредственно на информации в глубинных кластерах. Затем происходит постепенный рост как глубинных, так и адаптативных структур. Поскольку в европейской культуре эти процессы происходят почти независимо, со временем возникает конфликт между мощными кластерами этих слоев. Такой конфликт хорошо описан в психоанализе, аналитической психологии и других психологических школах.

В чем отличие человека от высших животных с позиции КТИ?

У животных от рождения существуют хорошо структурированные кластеры в глубинных слоях, но у них меньше возможностей для формирования развитых подповерхностных и средних структур. Поэтому восприятие у животных в архетипических и экстрасенсорных областях острее, чем у людей. Более слабый подповерхностный слой животных облегчает связь адаптативного и архетипического слоев, т. е. прямое воздействие на глубинные слои быстро и непосредственно трансформирует адаптативные. Вследствие более прямой связи слоев сознания животные рождаются более приспособленными к жизни, чем люди, и быстрее развиваются в первые годы жизни. Отметим, что с позиции КТИ постоянное нахождение под воздействием ВЭ домашних животных должно оказывать благотворное влияние на людей именно из-за наличия у них более простой и гармоничной структуры глубоких слоев сознания.

Как можно описать восприятие просветленного в КТИ?

Тотальное восприятие, чувствование и осознание во всех слоях и во всех проявлениях. Такую возможность дает канальная структура кластера. При этом не обязательно пользоваться речью, т.е. использовать адаптативный слой в качестве посредника. Любая информация непосредственно резонирует на всех или почти на всех уровнях сознания.

Что такое шизофрения с точки зрения КТИ?

Однозначно ответить на этот вопрос трудно в связи с некоторой нечеткостью самого понятия и различными представлениями о его природе. Наиболее близкий ответ — наличие мощных нерезонансных диссоциированных кластеров в глубинных областях. В определенных случаях при сильной диссоциации возможно формирование «множественной личности». Адаптативный слой подвергается сильному влиянию полей таких кластеров, вплоть до полного разрушения и перестройки полями наводок. Под воздействием поля ВЭ (в частном случае поля терапевта) адаптативные структуры могут восстанавливаться — наступает рецессия, однако при повышении температуры среды или при резком негативном воздействии внешней энергии они снова разрушаются. Отметим, что такой человек может воздействовать на окружающих полем мощных глубоких кластеров, повышая вероятность заболевания шизофренией лиц, находящихся в постоянном с ним контакте.

Что такое невроз и психоз с точки зрения КТИ?

Невроз — конфликт между адаптативными и глубинными структурами, чаще всего инициированный нерезонансной ВЭ. Систематические занятия духовными практиками уменьшают вероятность возникновения неврозов (неправильно построенные занятия увеличивают вероятность). Психоз — конфликт между поверхностными структурами и ВЭ.

Какие структуры в модели КТИ ответственны за восприятие окружающего мира и формирование поведения?

На самом деле — абсолютно все. Общая структура сознания в КТИ представляет собой единую голографическую структуру, связанную общим динамическим полем. При этом возможно взаимодействие с окружающей энергией Вселенной на уровне резонансов в любом слое сознания. В этом вопросе КТИ находится в согласии с голографической моделью мозга Прибрама. В то же время в западной культуре основной и наиболее изученный канал взаимодействия — через поверхностный адаптативный слой.

Как может осуществляться доступ к глубинным архетипическим структурам?

Существует несколько возможностей. Глубокие медитационные процессы дают определенную возможность такого доступа, однако такой процесс плохо контролируется, и последующая интеграция с адаптативными слоями может быть затруднена. Буддистские медитации на восприятие мира «таким, какой он есть» ставят целью сделать поверхностные и подповерхностные структуры прозрачными и непосредственно интегрировать глубинные кластеры, однако это достаточно долгий и кропотливый процесс (Отметим, что похожие практики — «умное делание» — существуют и в эзотерической православной традиции). Наконец, возможно спонтанное возникновение резонансного канала, обусловленное квантовыми эффектами (туннельный переход), т. е. наступает мгновенное озарение — это состояние пророка, великого Учителя или Творца (художника, поэта, ученого). При этом, во-первых, освобождается огромная энергия, лежащая в архетипическом слое, во-вторых, открывается доступ к информационному полю Вселенной, так как именно в этом слое находятся кластеры, резонансные к энергии Вселенной и являющиеся своего рода антеннами.

В чем органическая причина «разделения» слоев сознания?

Одна из причин — структура мозга. Более старые отделы — древний и передний мозг формировались на протяжении около миллиарда лет, в то время как кора — нескольких миллионов. Следствием этого являются различные характерные частоты, ритмы различных отделов мозга. Такая структура затрудняет прямую связь между архетипическим и адаптативным слоями сознания. В то же время КТИ показывает, что сознание является единым голографическим пространством, в котором связь может осуществляться не только через прямое взаимодействие, но и за счет квантовых туннельных эффектов (при наличии соответствующих резонансных структур). Таким образом, на данном этапе эволюции человек от рождения не имеет гарантированного доступа к некоторым мощным ресурсам сознания, но имеет полную возможность их развития за счет квантовых эффектов.

Какова структура глубоких уровней сознания?

Структура глубоких уровней сознания является темой отдельной работы. Отметим, что в КТИ оперируют подходом, несколько отличающимся от модели архетипов Юнга и подхода Гроффа. Вводится понятие базовых форм — глобальных энергетических структур, резонансных к определенным глобальным модальностям Вселенной. К базовым формам относятся, например, огонь, вода, секс (половая дуальность). При этом относительная глубина уровня связана с длительностью эволюционного развития данной формы, например, секс выше огня, но ниже соответствующего архетипа в модели Юнга. Базовые формы резонансны к гигантским источникам энергии во Вселенной, и именно на этом строятся многие религиозные, эзотерические и магические техники. КТИ рассматривает базовые формы как своего рода ортонормированный базис. В различных методах работы с сознанием доступны для исследования проекции базовых форм, часто существующие в виде метафор (в этом смысле архетипы являются именно такими проекциями). Исследование взаимодействия базовых форм с менее глубокими слоями сознания может дать исключительно ценный материал для почти неограниченного развития ресурсов человека.

Заключение

Основная идея этой работы — предложить модель сознания, т. е. способ описания и структурирования внутреннего опыта. Известно, что «карта не есть территория». Какое отношение имеет модель КТИ к территории Вашего опыта?

Если Вы решили отправиться в путешествие, у Вас может быть точное описание, куда идти и где поворачивать; можно найти проводника и просто следовать за ним в надежде, что он точно знает, куда идет; можно прочесть заметки других путешественников. Но в великих сказочных путешествиях, где герою предстоит найти что-то действительно важное, необычное и исключительно ценное для себя и для мира, всего этого недостаточно — приходится искать самому, ошибаться, смотреть по сторонам и учиться видеть.