При этом само разделение между областью «мирского» и «духовного» постепенно размывалось. Стрельба из лука, каллиграфия, сочинение стихов, упражнения с мечом, чайная церемония — все это становится духовной практикой. В Японии этот переход был окончательно оформлен, когда иероглиф «до» (путь) заменил «дзюцу» (искусство, умение), и появились буси-до, каратэ-до и т. д.
Процессуальный подход часто обеспечивает более быстрое и эффективное обучение, а главное, делает такой процесс стабильным и необратимым. При этом для мастера восточных единоборств не так уж важно быть первым или победить на главном соревновании. Самым важным остается путь, процесс и ощущения (удовлетворение, чувство правильности) от участия в нем. Такой подход к жизни и ценностям хорошо выразил Дж. Харрисон. На вопрос журналиста, почему он все время остается в тени и не хочет ли он стать первым, он ответил: «У нас все хотят стать первыми, первых очень много! Я не хочу быть первым, я хочу быть самим собой».
Выбор процессуального подхода во многом диктуется основными ценностями личности в такой культуре - достижение целостности и идентичности (индивидуация по Юнгу) в КМС эта цель может быть представлена как формирование большого плотно упакованного кластера, захватывающего как поверхностные, так и достаточно глубокие слои сознания. Духовная ценность — единство с Дао, потеря эго и растворение в боге - формирование глобального канального кластера по КМС. Очевидно, что такие цели с трудом поддаются формальному описанию. «Вот вещь, в хаосе возникающая прежде Неба и Земли родившаяся. Одиноко стоит она и и не изменяется. Повсюду действует и не знает усталости. Ее можно считать матерью всего сущего под небесами. Я не знаю ее имени, но я называю ее Дао» (Лао-Цзы ). В восточной культуре крайне сложно сформировать какие-либо устойчивые внешние критерии для описания человека, достигшего просветления или просто продвинувшегося на Пути. «Дао туманно и неопределенно», подчеркивает Лао Цзы.
При понимании того, что сама цель уже является процессуальной, модели роста кластера становятся существенно более гибкими. В восточных цивилизациях (цивилизациях восприятия) было сформировано несколько основных моделей такого развития.
1. Рост кластера «снизу вверх». Сначала озарение — глубокий личностный опыт, затем постепенная интеграция нового состояния в реальность Пути. Этот необычный для западной культуры путь описан в работах Лири, Уотса, Хаксли и др. «Я вернулся как будто другим человеком. Если хоть на мгновение увидеть ядерный туннель времени, никогда уже не будешь таким как прежде» [[2]], описывает свой опыт Т. Лири. На конференции в Эсаленовском Институте монахам иезуитам был задан вопрос, имели ли они когда-либо опыт духовного озарения, и поощряет ли церковь такой опыт. На оба вопрос они ответили «Нет». [[3]]
2. Изменение среды сознания (психоделические переживания, специфические техники ИСС) для облегчения последующей интеграции и снятия экранов. В этой модели особое значение приобретает разрушение экранов и размягчение любых жестких кластерных структур, индуцированных ВЭ или эволюционными программами. Другими словами, на первой стадии среда сознания просто размягчается и все (или почти все), что составляет эго — защиты, экраны, конвенциональные принципы и эволюционные программы поведения размягчаются, делаются пластичными и маловажными. На второй стадии происходит существенное переформирование структуры сознания в единую гармоничную структуру. Такие модели развития получили наибольшее развитие в Дзен, шаманских техниках, некоторых практиках суфизма.
3. Комбинированный — постепенный рост резонансных кластеров по всему пространству сознания с последующим слиянием их в одну гармоничную структуру.
В той или иной степени эти пути взаимосвязаны и часто комбинировались в рамках одной школы или направления.
Первый путь представляется простым, ярким и приятным, особенно, если средством получения глубокого опыта являются психоделические вещества или простые по реализации методы ИСС. Однако эта простота обманчива. Основная проблема - последующая интеграция опыта и приведение его в резонанс с внешней энергией. Особенно сложной эта задача может стать в западной культуре и в отсутствии системы поддержки (микросоциум). «Психоделическая революция» в США вызвала огромный энтузиазм и надежды на быстрое изменение западного общества, но не оправдала ожиданий именно из-за проблемы интеграции индивидуального опыта в социальную жизнь.
Следует отметить и ряд существенных проблем восточного пути. В модели развития цивилизации восприятия, как правило, не возникает сильных напряжений в структуре сознания. А если и возникают, то это скорее «вертикальные вектора», и их интеграция происходит через личностный и духовный рост, причем общество, как правило, предоставляет такие возможности любому желающему. С одной стороны, это делает восточное общество гораздо менее «тревожным» и более расслабленным, чем западное, с другой — сильно снижает мотивацию на научно-технический прогресс, экспансию, социальное развитие. Основной способ восприятия времени в восточной цивилизации - мгновенное (нелинейное) время, в отличие от линейного времени Запада. Проблемы мгновенного времени, связанные со сложностями в планировании и личной ответственностью за действия обсуждаются в [[4]]. При прямых столкновениях культур восточное общество, как правило, проигрывает и либо погибает как культура, либо подвергается ассимиляции со стороны новых ценностей, религиозных и социальных конвенций и моделей поведения.
Основные особенности Западной и Восточной цивилизации представлены в Табл. 1.
Таблица 1
Запад | Восток | |
Путь познания духовного мира | внешний | внутренний |
Акцент на | результат | процесс |
Фокус внимания | исследование внешней реальности, ее моделей и методов преобразования | Исследование внутренней реальности (процессов сознания) |
Акцент обучения | накопление знаний | формирование личностных качеств обучаемого |
Модель обучения | субстанциональная | процессуальная |
Целеполагание в действиях и обучении | тактика (решение конкретной формализуемой задачи) | стратегия (поиск правильного Пути и способа жизни) |
Воспитание | Контракты, конвенциональная этика, приведение к соц. стандарту | Радость жизни, гармония с собой и реальностью |
способ решения проблемы | Смена смысла (действие, поиск способов действия) | Смена контекста (изменение восприятия, способы другого восприятия ситуации) |
Задача психологии и психотерапии (трансформации личности) | Социальная адаптация, приведение к нормальному состоянию | Развитие, достижение большей целостности |
Восприятие Бога | Абсолют | Дао |
Представление о создании и развитии мира | Творение по плану | Развитие, эволюция, реинкарнация |
Религиозный путь | Духовный подвиг (жертва) праведная жизнь | Озарение Путь |
Основная модель духовного пути | от экзистенциальных ощущений к социуму. | От социальных норм и «правильной жизни» к глубинному пониманию. |
Модель роста кластера | «сверху вниз» | «из глубины» |
Ожидание от жизни и Бога | награда за правильные действия (жертвоприношения) и соблюдение контрактов в этой или будущей жизни. | любовь, ощущения, поток жизни |
Доминирующая модель восприятия времени | линейное время | мгновенное время |
Проявление эмпатии и любви | для объекта (человек, социум, Бог) | для себя (состояние) |
Интеграция подходов Запада и Востока на макросоциальном уровне является одной из важнейших задач нашего времени. Эта задача может быть названа «критической для нашего времени». С одной стороны, наличие эволюционных программ, связанных с агрессией и доминированием, продолжает оказывать существенное влияние на жизнь общества. Неумение трансформировать эти программы и неспособность общества обеспечить «путь к целостности» для индивидуумов, приводят к тому, что напряжения в системе проявляются в создании эффективных методов уничтожения людей, экспансии человека и бесконтрольном уничтожении природных ресурсов.
В западной культуре технический прогресс уже существенно обогнал прогресс личностный и духовный, причем это относится как к общественным явлениям, так и к научным исследованиям, где интенсивность исследований внешних явлений (компьютерные технологии, голография, ядерная физика) существенно опережают исследования личностного потенциала человека и методов личностной и социальной трансформации. В развитии западной психологии также в значительной степени доминируют прикладные области, направленные на повышение эффективности действий (изменений окружения). Достаточно исследовать рынок тренингов и количество публикаций на тему искусства бизнес-коммуникаций, эффективных продаж, методов и техник PR, выборных технологий и т. д., с одной стороны, и программ личностного развития, с другой.
Среди факторов, создающих ситуацию кризиса в современном западном обществе:
· эволюционные программы - агрессия, доминирование, неограниченное размножение
(в эволюционно-структурной психологии для таких программ вводится термин эволюционных хвостов ЭХ)
· слабые навыки к трансформации ЭХ
· экстериоризация, восприятие природы и окружающей реальности как внешнего объекта («ресурсы»)
· дуалистичное восприятие мира, порождающее сверхценные экраны и конвенциональные сверхценности