· отсутствие воспроизводимых технологий для интеграции напряжений в структуре сознания
Социальный дух в индустриальном и постиндустриальном обществе
С развитием производства и появлением новой индустриальной культуры представления о боге, добре, зле и связанном с ними этическом кодексе начали постепенно изменяться. Если в традиционных культурах Абсолют был представлен, прежде всего, силами природы, то в новом обществе, где акцент делается на производственные отношения, появляется новый «социальный Бог». Отношения с таким богом в значительной степени являются продолжением отношений с древним божеством - жертвоприношения (в виде благотворительных пожертвований), служение (социальное), награда в этой или будущей жизни.
При этом по мере развития индустриального общества естественным образом появляется и представление о «социальном дьяволе». Как уже отмечалось, в системе с жесткими духовными экранами акцент часто делается не на Бога, а именно на дьявола. Наиболее известной новой религией индустриального общества такой ориентации стал коммунизм.
Социальный дьявол был достаточно хорошо описан и конкретизирован в самых первых программных документах новой религии, и в дальнейшем уточнение понятия дьявола и методов борьбы с ним постоянно занимало умы лучших представителей этой религии. Интересно, что за почти 100 лет существования не было предпринято никаких сколь нибудь успешных попыток конкретизировать описания социального рая. Преимущественно все сводилось к отсутствию дьявола и абстрактным описаниям всеобщего благоденствия.
Новые социальные религии во всех ее воплощениях (марксизм, ленинизм, чуч-хэ и т. д.) оказались вполне привлекательными для части общества, потому что предлагали путь, вполне отвечающий традиционной идеологии и внутренним ожиданиям части общества:
1. Сначала должен быть уничтожен социальный дьявол (эксплуататоры, духовенство, государство)
2. Только тогда можно построить правильное социальное общество и установить социальную справедливость.
3. Люди будут развиваться и станут жить счастливо в социальном раю
Ни в одной стране мира этот подход не привел к декларируемой цели.
Восточный (ориентированный на внутренний путь) подход предлагает другую стратегию:
1. Сначала должно произойти личностное и духовное развитие человека и быть развиты важные качества целостной личности (отказ от насилия, открытость, доверие, эмпатия)
2. Только такие люди смогут создать новую социальную систему и построить рай
3. В свое время это произойдет само собой
В России такой путь предлагал, в частности, Л. Толстой и общественное движение, им инициированное.
Безусловно, этот путь представляется более эффективным, но и он несет в себе ряд ограничений. В России движение толстовцев (как и другие движения сходной ориентации) было физически уничтожено сторонниками другого пути развития. Во многих культурах организации, предлагающие путь внутреннего развития, испытывают существенные трудности в связи с негативной внешней энергией, неспособностью организоваться и предложить стабильные орг. структуры и технологии развития. Яркий пример — психоделическая революция 60-х в Калифорнии [3].
Интегративный подход состоит в одновременном развитии личности и соответствующих социальных структур, причем общественная деятельность:
1. должна быть естественной реализацией личностного и духовного опыта;
2. должна быть построена так, чтобы способствовать личностному и духовному развитию участников.
На наш взгляд, разработка интегративных подходов, объединяющих различные аспекты восточной и западной цивилизации, является одной из наиболее важных задач нашего времени. Безусловно, растущая популярность восточного пути в западных станах приводит к призывам смены ориентации общества, системы социальных и религиозных ценностей. Однако такой переход в любом случае не может быть осуществлен всем западным обществом. Ни один из путей, предлагаемых Восточной или Западной культурой, не может быть принят как путь к трансформации человека и общества в новом тысячелетии.
Путь интеграции
Основные направления интеграции Западного и Восточного подхода представлены в табл. 2
Табл. 2
Запад | Восток | новая парадигма | |
Путь познания духовного мира | внешний | внутренний | внешний через внутренний |
Акцент на | результат | процесс | процесс с реперными точками |
Фокус внимания | исследование внешней реальности, ее моделей и методов преобразования | исследование процессов сознания | трансперсональное мышление; интегративные технологии; новые модели, в которых сознание и реальность представляются единым целым и описываются общими законами; стирание грани между гуманитарными и естественными дисциплинами |
Акцент обучения | накопление знаний | формирование личностных качеств обучаемого | формирование личностных качеств обучаемого, знания и навыки |
Модель обучения | субстанциональная | процессуальная | процессуальная с «реперными точками» |
Целеполагание в действиях и обучении | тактика (решение конкретной формализуемой задачи) | стратегия (поиск правильного пути и способа жизни) | стратегия (поиск правильного пути и способа жизни) + тактические задачи, ценность которых осознана с точки зрения стратегии |
Воспитание | контракты, конвенциональная этика, приведение к соц. стандарту | радость жизни, гармония с собой и реальностью | радость жизни, гармония с собой и реальностью + личная ответственность за свою жизнь и поступки |
способ решения проблемы | смена смысла (действие, поиск способов действия) | смена контекста (изменение восприятия, поиск другого способа восприятия) | вариабельность мышления; способность делать выбор между сменой смысла и сменой контекста |
Задача психологии и психотерапии (трансформации личности) | социальная адаптация, приведение к нормальному состоянию | развитие, достижение большей целостности | развитие, достижение большей целостности |
Восприятие Бога | Абсолют | Дао | Дао |
Доминирующая модель восприятия времени | линейное время | мгновенное время | вариабельность восприятия |
Проявление эмпатии и любви | для объекта (человек, социум, Бог) | Для себя (состояние) | Для себя (состояние) |
доминирующая модель формирования канального кластера | «сверху вниз» | «из глубины» | из нескольких точек («сатори») |
Новые подходы были практически реализованы при разработке серии программ, основанных на процессуальных и комбинированных (интегративных) подходах.
При этом ставились следующие задачи:
1. Проверить насколько процессуальный (комбинированный) подход может быть эффективным при проведении профессиональных и обучающих программ в западном обществе. [[5]]
2. Исследовать возможности создания устойчивых микросоциумов на основе некоммерческих организаций в различных регионах России. [[6]]
Список литературы
[1] N. Drury. The Occult Expirience. — Fontana Collins, 1985
[2] T. Leary. The Politiks of Ecstasy. — 1968
[3] Н Друри. Трансперсональная Психология. М. 2001
[4] Щербаков М. А., Восприятие времени в эволюционно-структурной психологии.
[5] Щербаков М. Интегративные модели обучения.
[6] Качалова Ю., Щербаков М.. Субстациональная и процессуальная модели формирования мотивации к добровольческой деятельности.