Учение В.И.Ленина о коммунистическом воспитании и образовании
Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
В. И. Ленин в своей теоретической и практической деятельности постоянно и неизменно уделял огромное внимание делу воспитания и образования трудящихся.
Творчески развивая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании, В. И. Ленин указывал, что вопросы, воспитания и образования в Советском государстве необходимо решать в неразрывной связи с задачами организации народного хозяйства и социалистического строительства, развития науки и культуры.
Он неустанно разоблачал лживые утверждения апологетов капитализма о том, будто в условиях буржуазного строя достигнуто равенство в области образования и школа может быть вне политики. Он говорил, что «буржуазия, выдвигающая такое положение, сама во главу угла школьного дела ставила свою буржуазную политику и старалась школьное дело свести к тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных и расторопных прислужников, старалась снизу доверху даже всеобщее обучение свести к тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных и расторопных слуг, исполнителей воли и рабов капитала, никогда не заботясь о том, чтобы школу сделать орудием воспитания человеческой личности».
В. И. Ленин убедительно вскрыл антинародный характер буржуазной школы и вместе с тем считал неправильным нигилистическое отношение к ней. Признавая, что старая школа была школой муштры и зубрежки, он говорил, что надо уметь отличать в старой школе плохое от хорошего, уметь выбрать из нее то, что необходимо для коммунизма.
Высказывания В. И. Ленина о старой школе неразрывно связаны с его учением о двух культурах в каждой национальной культуре и о том, что пролетариату, строящему новое общество, необходимо творчески использовать культурное наследие прошлого.
В. И. Ленин о культурной революции.
После Великой Октябрьской социалистической революции рабочий класс, взяв в свои руки государственную власть, стал вместе с трудящимся крестьянством законным наследником и преемником всех достижений предшествующей культуры. Впервые в истории эти достижения стали достоянием всего народа. «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, — говорил В. И. Ленин,— чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».
Пролетарская революция создала все условия для подъема культурного уровня народных масс, открыла широкие пути для культурного развития всем народам России, которые царская власть сознательно держала в темноте и невежестве.
В. И. Ленин убедительно доказал, что завоевание политической власти рабочим классом является необходимой предпосылкой культурной революции. Он опроверг взгляды оппортунистов о том, будто сначала следует подготовить в условиях старого общества культурных людей, а затем уже пролетариату брать политическую власть в свои руки, будто сначала следует достигнуть определенного уровня культуры, а потом строить социализм.
«Если для создания социализма, — писал В. И. Ленин, — требуется определенный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный «уровень культуры», ибо он различен в каждом из западноевропейских государств), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы».
В статье «О кооперации» В. И. Ленин, отводя нападки на Коммунистическую партию со стороны ее противников, писал: «Нам наши противники не раз говорили, что мы предпринимаем безрассудное дело насаждения социализма в недостаточно культурной стране. Но они ошиблись в том, что мы начали не с того конца, как полагалось по теории (всяких педантов), и что у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим.
Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной...»
В. И. Ленин считал культурную революцию составной частью социалистической революции. Указывая, что Октябрьская революция создала необходимые условия для быстрого и всестороннего подъема культуры, В. И. Ленин постоянно призывал советских людей повышать культурный уровень, развивать новую, социалистическую культуру. Основной задачей культурной революции он считал всестороннее приобщение трудящихся ко всем культурным достижениям прошлого и формирование в СССР новой, социалистической культуры. Он постоянно указывал советскому народу на те решающие задачи в области культурного строительства, которые диктовались требованиями развивающегося народного хозяйства.
Еще в 1920 году, когда только начиналась мирная созидательная деятельность советских людей по восстановлению народного хозяйства, В. И. Ленин разъяснял трудящейся молодежи, что усвоение ею культуры, науки, всех знаний, выработанных человечеством, имеет огромное историческое значение.
В своих последних статьях «Странички из дневника», «Лучше меньше, да лучше» и других гениальный вождь Октябрьской революции завещал всемерно развертывать в СССР культурную революцию и укреплять связь между строительством социализма и культурным развитием страны.
Он требовал осуществлять самую разностороннюю культурную работу в деревне среди громадной массы крестьянства, полное кооперирование которой считал невозможным без культурной революции. Он понимал культурную революцию как мощное движение самих трудящихся, направленное на создание новой, социалистической культуры.
«Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является,— как отмечал В. И. Ленин, — выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».
Разоблачение В. И. Лениным реакционных попыток «пролеткультовцев» создать особую, «пролетарскую культуру», оторванную от прогрессивного наследия прошлого, имело огромное значение для преодоления ошибочных, антимарксистских взглядов на сущность социалистической культуры. В. И. Ленин в ряде своих выступлений наметил пути развития социалистической культуры на основе тесной связи ее со строительством социализма, усвоения и критической переработки всех культурных достижений прошлых эпох.
В. И. Ленин считал одной из важнейших задач культурной революции воспитание активных строителей социализма, формирование у них диалектико-материалистического мировоззрения и коммунистической нравственности. Действенными средствами культурной революции он считал ликвидацию неграмотности, введение всеобщего обучения, всемерное укрепление советской школы и коммунистическое воспитание новых поколений.
Неуклонное проведение Коммунистической партией ленинской политики братского сотрудничества народов на основе экономической, политической и культурной взаимопомощи, неустанная ее забота о том, чтобы сделать всех советских людей культурными и образованными, обеспечили расцвет в нашей стране социалистической культуры.
В. И. Ленин о целях коммунистического воспитания и задачах советской школы.
В. И. Ленин проявлял постоянную заботу о развитии советской школы, которую считал одним из важнейших средств культурной революции и коммунистического воспитания подрастающих поколений советского народа.
После Великой Октябрьской социалистической революции совершилось коренное преобразование школы, служившей в буржуазном обществе орудием классового господства буржуазии. Советская власть впервые в истории сделала школу доступной детям трудящихся, осуществила равенство в образовании для всех народов нашей страны, подчинила знание и школу борьбе трудящихся за построение социалистического общества, обеспечила расцвет науки и культуры.
Часть интеллигенции, зараженная буржуазной идеологией, все еще продолжала думать, будто школа должна быть вне политики, вне классовой борьбы. Идеологи буржуазии всячески использовали лозунг «беспартийности», чтобы отвлекать от участия в революционной перестройке школы демократическое учительство, переходившее на сторону Советской власти.
В. И. Ленин в своих работах доказал, что лозунг «беспартийности» и «аполитичности» лицемерно прикрывает буржуазную сущность старой школы, в то время как прямое признание связи советской школы с классовой борьбой пролетариата открывает перед учительством великие перспективы служения народу.
Разъясняя участникам I Всероссийского съезда по просвещению, проходившего в Москве в августе 1918 года, принципиальные основы политики Советской власти в области народного образования, В. И. Ленин говорил, что одной из составных частей в той борьбе, которую Советская власть ведет с буржуазией, является дело народного образования. «Мы говорим: наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие».
Установив связь школы с борьбой трудящихся за социалистическое преобразование общества, великий Ленин способствовал выявлению общественного назначения советской школы, небывало расширил ее задачи в области воспитания и образования молодых строителей нового общества, указал учительству правильный путь для творческой педагогической деятельности.
Мысль В. И. Ленина о принципиально новой роли школы в условиях советского строя получила отражение в программе Коммунистической партии, которая была принята VIII съездом партии в 1919 году. «В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества».