В XVII веке, несомненно, увеличилось число учащихся, прежние дьяковские школы, весьма немудрые по своей организации, превратились по местам в довольно большие и более или менее благоустроенные, по внешнему порядку, училища. Указанная перемена видна из наставлений учащимся в Азбуковниках. В последних годах XVII века была сочинена рукопись под заглавием "Школьное благочиние — всеспасительное учение", прекрасно характеризующая внутренний быт и строй школ XVII века.14 Вот как описывается в названной рукописи день школьника, вот какие обязанности на него возлагались:
В дому своем, от сна восстав, умыся,
Прилучившагося плата краем утрися,
В поклонении святым образом продолжися,
Отцу и матери низко поклонися.
В школу тщательно иди
И товарища своего веди;
В школу с молитвою входи,
Тако же и вон исходи.
В школу добрую речь вноси,
Из нея же словеснаго сору не износи.
В дом отходя не бежи,
Школьных бытностей не кажи.
Вси мене (учителя) блюдитеся,
Не леностно же вы учитеся;
Внимайте словам моим учительским,
Да не будете повинны ранам мучительским.
Места, указаннаго мною, не применяй,
И чужаго, тесня товарища, не занимай.
Книги ваши добре храните
И опасно на место свое кладите;
Книгу кладя, печатью вверх закрывай
И отнюдь в нее указательного древа влага
Старосте сдавать книги с молитвой несите
А заутра, приемля их, с поклоном относите.
Книги не очень разгибайте
И листов понапрасну не перебирайте;
Но на приготовленный стол добра поставляйте.
Кто книг не бережет,
Тот души своей не стережет.
Книжными наволоками (переплетами) не забавляйте,
Но написанных в них вразумляйтесь.
Сосуд, прилучающийся в школе, ставляйте и кладите
Да не небрежения ради, приключится ваше малое
Сосуд воды свежия в школу приносите,
Лахань же с настоялою водою вон износите
Столь и лавки чисто вами да мыются,
Да приходящим в школу не гнусно видятся.
Зри на образы Божии трижды поклонися.
Такжо и учителю одним поклоном смирися.
(В другом Азбуковнике прибавлено: "и дружили твоеи обычно да поклонишися").
Молитвы ваши (в школе) со умеренным гласом
купно да бывают — кричание же и верескание
пользы и умиления отнюдь не подавают.
Заповеди моя все соблюдайте
И с плода приношением вашим часто ко мне бывайте.
Ко учителю в день недельный на поклон приходите
И от снедных брашен и пития ему приносите.
Трех старост вам устрояю,
Коемуждо особое приказание уставляю.
Тии вся бывающая в вас да смотрют,
Виноватых, по вине смотря, без меня даже смиряют.
Тии должни суть: един — книги примати и отдавати,
Другой — недостатки воды усмотряти и пить отпускати,
Третий — нужды ради на двор отпускати
и зловоннаго духа должен есть ощущати
Тии должни суть быти беспристрастни,
Да, на них зря, другия будут страстни.
Хракания и иные волглости вон да исплюеши,
Пред ближним и среди школы да не повержеши;
Хрипения горляного и сопения носового не имейте,
Но ясноречно учимое и всякое речение имейте.
Когда мать дитя бьет,
Благословение свое на главу ему льет.
Вы теперь, как вас бью, плачете плачевно,
Но за то потом — не будете голодать душевно.
Шапки и одежды на грядку да полагаете.
И оттуда паки бережно взимаете.
Третий староста смотрел за чистотою школы.
Топить и мести школу надлежало каждодневно, для чего старостою назначались ученики поочередно; запрещалось без нужды отворять двери и окна, студить школу, взлезать на лавки. Каждое дело по уборке школы нужно было начинать молитвой.
В одном из Азбуковников встречаем описание обряда, который совершался при вступлении учителя в школу. Один из учеников становился пред учителем и говорил ему: "Аз мний (малейший) раб учителя моего, зрю тя, благодетеля своего, пришедша поучения ради в школу к нам. Сего ради простираю слово к вам: благоволие у нас, смиренных, сести и повеждь нам благия вести" и т. д. После речи все кланялись учителю и садились по местам. Приведены образцы подобных же речей при посещении школы кем-либо из духовных сановников и ответная речь сановника на речь ученика.
Лихуды или кто-либо из их учеников сочинил "Наставление малым детям", в котором говорится: "Подобает отроком, обучающимся купно, еже услышат глас звона, от сна восстати и помышляти архангельскую трубу, гласящую последнее телес восстание к суду и воздаянию. Восстав от сна, знаменует себя отрок знамением креста... Положив три великие и простертые поклоны пред иконою Владычицы, благоговейно идти к храму благочинным и честным ступанием; ни скоро текий, но имея шаг средний и царственнейший. Во училищи долженствуют любити молчание и воздержание, никиим шептанием и беседами невежливыми пресекати чтение... еже им учитель повесть, да не пропустят мимо ушес, и еже услышат, яко некое сокровище да хранят и в память себе вложат. Из училища в дом скоро да не спешат: не бегом потекут, не долженствуют вопльствовати, ниже мятеж некий творити, яко неистовствующие кони, егда взыгратися им; ниже паки бегати подобает яко скоту, семо и овамо... На трапезе ли велицей сел еси, не разверзи на ней гортани твоея. Яждь, яко человек, предложенное тебе, и не разгребай, да не возненавидищися, престани первый и не пресыщайся. В вечеру в спальной храмине глаголет отрок святыя молитвы. Како долженствует спать лечь отрок? Ни на нос, ниже навзничь; но первее на правый бок да возляжет, руце крестообразно сложив".
Встречаются даже указания на существование общежитий при школе: "Лягут где ученицы твоя когда спати, дивися, аще не на тех же местах имут востити".
Все приведенные черты указывают на довольно большие и с внешней стороны упорядоченные школы. Но где именно они были, чему в них учили, кто был в них учителем, на какие средства школы содержались и как управлялись — этого мы не знаем, нет о том известий. Одно только несомненно — юго-западное (малороссийское) влияние на такого склада училища. Нет оснований думать, чтобы подобные большие школы путем естественного развития, без внешнего толчка, возникли в восточной России — слишком слабо было просвещение, скудны училища в XVI и первой половине XVII века. Но юго-западные просветительные влияния постепенно усиливались в северо-восточной России, и в наставлениях Азбуковников школьникам-великороссам слышатся отзвуки наставлений школьникам-малороссам братских школ, например малопонятные наставления в великорусской школе: "из школы словесного сора не износи... школьных бытностей не кажи", но совершенно понятные и нужные в братских школах; назначение старост из учащихся и их обязанности — старосты с подобными обязанностями были в братских школах; "подобает отрокам, обучающимся купно, еже услышат глас звона, от сна восстати... благоговейно идти к храму", — напоминает общежитие при братских монастырях для бедных учащихся. Впрочем, в это время были школы и при великорусских монастырях.
Список литературы
1. Забелин А.Р. Домашний быт русских царей прежнего времени // Отечественные записки. 1854. №12.
2. Песковский М. Л. Барон Н. П. Корф, его жизнь и общественная деятельность.СПб., 1893. С. 35.
3. Ясная Поляна. Журнал педагогический, издаваемый графом Толстым Л. Н. 1862. Москва, февраль. Статья "О свободном возникновении и развитии школ в народе". Эта статья не подписана и в Собрание сочинений Л. Н. Толстого не вошла, хотя по характерности и бойкости описания, по тону, она — толстовская.
4. Бобылев Д. М. Какая школа нужна деревне. Пермь, 1908. С.28-31.
5. Там же. С. 73-74
6. Соболевский А. И. Образованность Московской России XV-XVII веков. СПб.,1894. С. 21, 22.
7. Вот образцы объяснений из Азбуковника, писанного в конце XVI века и пополненного из сказания о неудобно понимаемых речах половины XVII века (напечатан И. П. Сахаровым, в сочинении "Сказания русского народа". Т. II. СПб.,1849): архонти — князя; асомата — бесплотнии; архидиакон — начало диаконом; аргли — змии во Египте так наричутся, принесены от страны Аргус; грамматикия тонкое разумение книжных пословиц, тонкогласных, дебелогласных, противу осми-частия; синтаксис — соединительная книжная сила, соединяющая речи, прилучив-шиеся разделены быти на две строки: половина речения на конце строки, а другаяполовина в начале другая строки; математийские книги — отреченныя книги, их же есть четыре; арифметика, мусикия, геометрия, астрономия. Еже по-славянски ричутся: арифметикия суть планиты, в них же пишут яко планитным движением вся яжи на земли строятся; одонтотуранон — есть зверь вельми велик, яко слона цела поглощати может, живет на суше и на воде, в Рахманех, за Индийской страною; Сурамт — есть остров в Индии, а родятся в нем люди проказные, главы у них песий, а у иных — лошадиныя, а у иных — свиныя; цеца — рыба морская. Егда учнет играть, то кричит голосом аки лют зверь, а на носу у ней вверху, что две трубы дымныя, и как прыснет в те трубы и от того прыску корабли потопают. — Рассматриваемый Азбуковник содержит в большой своей части подбор слов по алфавиту с простым переводом с одного языка на другой; более пространные объяснения касаются грамматических терминов, исторических именований и удивительных естественных явлений, образцы которых выше и приведены. Объяснения часто фантастические, а иногда даже непонятные. — О древних славяно-русских словарях и древнерусских азбуковниках см.: Филолог, записки 1869 г. Вып. 1-2, ст. Ширского 1873 г. Вып. 3-5, ст. Баталина.