Смекни!
smekni.com

Психоаналитический подход к личности политика (стр. 1 из 2)

Медведева С.М.

Психоанализ оказал немаловажное влияние на изучение политики и политической психологии. Многие положения психоанализа послужили основой для последующего изучения мотивации политического поведения и установок индивида, изучения вопросов войны и мира, агрессии и особенностей национального характера. Психоаналитическая методика была использована Г. Олпортом для анализа природы расовых и этнических предрассудков. Психоаналитические исследования Т. Адорно пролили свет на психологическую основу фашизма и тоталитаризма.

Сам Фрейд, называя себя "далеким от мирских дел теоретиком", старался держаться в стороне от реальной политики, и собственно политической проблематике посвящено сравнительно не большое число его работ: "В духе времени: о войне и смерти" (1915), "Почему война?" (1933). Поэтому большинство последующих психоаналитических исследований политики строились на адоптации методики Фрейда к анализу политико-психологических явлений. Это произошло, например, с работой "Человек по имени Моисей и монотеистическая религия" (1937), где Фрейд продемонстрировал способ анализа национального характера; "Массовая психология и анализ человеческого Я" (1921), оказавшая большое влияние на последующую социальную и политическую психологию.

Примером подобной адоптации является совместная работа З. Фрейда и У. Вильсона "Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование" (1938), которая была первой психоаналитической биографией политика и стала основой для дальнейших работ в этом направлении. Фрейдом в его совместной работе с У. Буллитом была предпринята попытка осмыслить с позиции психоанализа личность политика, оценить влияние бессознательных процессов на формирование политических убеждений и принимаемых решений. Оценка места данной работы в общем наследии Фрейда затруднительна, поскольку неизвестен его вклад в написание этой биографии. Ведь "Вступление", принадлежащие непосредственно ему, составляет лишь малую толику книги, на основной части которой - два имени и ее первое издание вышло только в 1963 году, спустя почти тридцать лет после смерти венского психолога. Впрочем, в любом случае эта книга представляет интерес в качестве практического применения психоанализа. Ведь в ее основе лежат психоаналитические подходы.

Для того чтобы понять, как рассматривали соавторы политическую деятельность 28-го президента США, да и любого человека, занимающегося политикой необходимо рассмотреть психоаналитическую модель человеческой психики. Прежде всего, личность с точки зрения психоанализа обусловлена своей биологической природой, и в первую очередь тем, что психическая жизнь человека определяется первичными влечениями, которые амбивалентны и, соответственно, конфликтны друг другу. Психоанализ выделяет два влечения: сексуальное, Эрос, влечение к жизни, и влечение к смерти, Танатос, стремление к разрушению.

Следующий личностный конфликт заключается в столкновении между этими бессознательными влечениями и сознательными решениями Я. В ходе развития цивилизации, культурного роста личности сознательная реализация влечений ограничивается моральными нормами, диктуемыми семьей и обществом. Они полностью или частично вытесняются или сублимируются (переориентируются на более возвышенные цели), но не исчезают и не уничтожаются, а продолжают влиять на поступки и эмоции человека, но уже бессознательно. Любая общественная деятельность, такие идеалы и чувства, как любовь к родине, дружба, почитание духовных ценностей и наслаждение предметами искусства, в конечном итоге являются проявлением этих влечений.

С этой же точки зрения психоанализ объясняет и способность, и желание человека заниматься политикой. Человек не обладает никаким врожденным "политическим инстинктом", его политическая деятельность - не более чем сублимация энергии первичных влечений. Мотивация политического поведения зависит от того, каким образом первичные влечения реализуются, сколь глубоко вытеснены, какие пути используются для их сублимации. Фрейд полагает, что именно первые годы жизни формируют "взаимоотношения" личности со своими влечениями, закладывают основу дальнейшей психической жизни индивида. Именно в первые годы ребенок должен разрешить самый сложный конфликт в своей жизни - Эдипов комплекс, складывающийся из его амбивалентных желаний быть пассивным и, одновременно, активным по отношению к своим родителям. "Разрешение Эдипова комплекса является самой трудной проблемой, с которой лицом к лицу сталкивается маленький мальчик в своем психическом развитии".

Для преодоления этого комплекса ребенок должен совместить и уравновесить свою активность и пассивность по отношению к отцу, свое желание убить его с равноценным желанием полностью ему подчиниться. Наиболее часто эта проблема решается путем отождествления с отцом. Тем самым ребенок удовлетворяет как свои нежные, так и враждебные желания относительно родителя. "Он любит отца и восхищается им, но одновременно устраняет отца путем включения его в себя, как бы совершая акт каннибализма. С этого времени он сам становится обожаемым отцом".

В процессе отождествления у ребенка формируется Сверх-Я, то есть психическая инстанция, основанная на идеализированном образе отца, каким воспринимает родителя пятилетний ребенок. Сверх-Я закрепляет основные культурные, социальные, политические и моральные ценности и нормы, которыми личность руководствуется на протяжении всей жизни. Оно же контролирует и направляет Я, карает его, если поступки или помыслы последнего не соответствуют идеалам. В сознании человека Сверх-Я проявляется как совесть, часто и как амбиции индивида, ибо человек на протяжении всей жизни стремится достичь идентификации с отцом не только в своем бессознательном, но и в реальном мире, то есть пытается реально уподобиться идеализированному отцу.

Итак, всемогущий, всезнающий, обладающий всеми добродетелями отец становится внутренней психической силой, качества которой определяют характер человека, роль его сознания в конфликтах вытесненных влечений с требованиями реального мира. Решение ребенком дилеммы Эдипова комплекса подчиняется определенным закономерностям, но, вместе с тем, сугубо индивидуально, что и определяет дальнейшую судьбу человека.

В решении Эдипова комплекса задействован и еще один психический механизм - вытеснение, при котором неудовлетворенное желание отрицается как несуществующее, удаляется в бессознательное. Вытесненное желание, жаждущее удовлетворения, вынуждено пробивать себе новый путь и сосредотачивается на другом объекте. Сдерживаемая агрессивность против отца возрастает до тех пор, пока Я в силах ее сдержать. После чего прорывается в действии и мощно обрушивается на отца или лиц из отцовского ряда (людей, стоящих выше по положению, способностям и власти). Подобный же процесс вытеснения и последующего переноса агрессии на сходный объект может произойти и в отношении младших братьев и сестер. При этом импульсы агрессии, вытесненные в раннем детстве, могут переориентироваться на партнеров по работе, друзей и близких, вызывающих у индивида бессознательную идентификацию их с братом или сестрой.

Наконец, существует третий путь - сублимация, перенос либидозной энергии на другие объекты (с матери на жену) или в другие области жизни (в художественную или общественную деятельность), пассивность по отношению к отцу трансформируется в желание служить человечеству.

Вот эти психоаналитические построения и становятся основой для исследования характера профессиональной деятельности Томаса Вудро Вильсона.

Во-первых, соавторы отмечают высокую степень нарциссизма у будущего американского президента, то есть перенос либидо с внешних объектов на себя, нарушение принципа реальности. Томми, болезненный, оберегаемый, балуемый и любимый отцом, матерью и сестрами, не избежал чрезмерного сосредоточения интереса на самом себе. "На самом деле он всегда чрезмерно любил себя. Все имеющиеся у нас факты говорят о том, что он всегда восхищался собой или грандиозностью своих планов". Нарциссизм, вообще, выступает у З. Фрейда в качестве неотъемлемого признака политического лидера. Властность, самоуверенность, независимость, другие люди любимы им только до тех пор, пока они ему нужны, способность вызывать страх - вот те качества, которыми наделен, по мнению Фрейда, любой лидер. И именно подобные качества позволяют ему управлять и властвовать над толпой, которая в равной степени любит и ненавидит его, боится и подчиняется.

Во-вторых, констатируется огромная роль отца в детстве Вильсона: последний был для него значительным объектом любви. Пастор, пользующийся авторитетом в семье и у прихожан, внимательный и ласковый к сыну, бывший главным Божьим избранником, который доносил слово Божье до прихожан, стал для набожного сына гигантской фигурой его детства. "Многие мальчики восхищаются своими отцами; но не многие восхищаются ими столь чрезмерно и безоговорочно, как это было в случае с маленьким Томми Вильсоном".

Это определило специфику разрешения Эдипова комплекса у Вильсона. Часть его агрессивности в отношении отца была вытеснена и поэтому в зрелые годы искала выхода на объектах, имеющих то или иное сходство с отцом (см. эволюцию его отношений с профессором Принстона Эндрю Ф. Вестом, с Генри К. Лоджем, председателем сенатского комитета по внешним сношениям). Другая ее часть породила возвышенное и требовательное Сверх-Я. О характере человека с подобной психической инстанцией уже говорилось. Томми Вильсон мыслил установками своего отца: отсюда его страсть к риторике, он повторял его слова, подражал ему; в юности одевался так, что его ошибочно принимали за пастора, и женился, подобно отцу, на женщине, рожденной и воспитанной в доме пресвитерианского пастора. В характере Вильсона преобладала пассивность по отношению к отцу, что привело к преобладанию в его политических действиях пассивных методов. "Он боролся с лидерами союзников, - читаем мы в книге, - не мужскими, а женскими методами: воззваниями, мольбами, уступками, подчинением". Наконец, идентификация с отцом была крайне религиозной, что вылилось в непреодолимое желание Вильсона уподобиться не только земному отцу, но и отцу небесному. Это привело американского президента к стремлению играть в период Первой мировой войны и Парижской мирной конференции роль "спасителя человечества", призывать американский народ "выступить в крестовый поход за мир". Не случайно премьер-министр Франции Жорж Клемансо, описывая Вильсона отмечал: "Он считает, что является еще одним Иисусом Христом, сошедшем на Землю, чтобы исправлять людей".