В ходе исследования выявлено, что дети первой группы оценивают поведение персонажей методики по поведенческому основанию – 14 человек (78%); по промежуточному основанию – 4 человека (22%).
Дети второй группы оценивают поведение персонажей, используя поведенческое основание – 7 человек, что составляет 35%; промежуточное основание - 6 человек (30%), внешнее основание – 7 детей (35%).
Большинство детей первой группы (78 %) - дети с высоким уровнем развития социальной нормативности, хорошо социализированные, умеющие выстраивать и регулировать и свое и чужое поведение. В ответах этих детей оценивается только поведение героев. Для детей этой группы характерны развернутые речевые дополнения и аргументация сделанной ими оценки, что доказывает, что эта оценка не случайна.
У детей второй группы нет устойчивых предпочтений в оценках поведения героев картинок. Несмотря на то, что эталоны, по которым оценивается поведение персонажей, достаточно осознаны ребенком, это, скорее, знаемые, а не реально действующие социальные переживания, так как в реальном поведении самих детей и в их оценке деятельности других эти знания не присутствуют; они изолированы от тех оценок, которые дети применяют в жизни к своим и чужим поступкам. В то же время эти дети временами, особенно при помощи психолога, могут вспоминать о существующих нормах оценки, особенно если поступок (добрый или злой), совершаемый героем на картинке, близок самому ребенку.
Таким образом, оценки поведения, которые дали дети этой группы героям картинок, непостоянны и зависили не столько от их знаний и развитых оценочных норм, сколько от житейского опыта и симпатий.
3. Опросник для родителей "Типы воспитания детей"
Для выявления типа воспитания ребенка в семье использовался опросник для родителей "Типы воспитания детей".
Анализируя результаты анкетирвания родителей, получили следующее:
родители (мамы) первой группы детей используют адекватную практику родительского отношения, которая характеризуется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой и успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка;
родители второй группы пользуются различными типами воспитания. Из них: "кумир семьи" предпочитают в пяти семьях; противоречивое воспитание – 5; гиперопека – 3; гипоопека – 3; "Золушка" - 3; "ежовые рукавицы" - 2; повышенная моральная ответственность – 2; "кронцпринц" - 1; "культ болезни" - 1; смена образцов воспитания – 1.
В шести семьях родители (матери) второй группы детей потакают всем желаниям ребенка, чрезмерно покровительствуют и обожают. Матери такого типа освобождают своих детей от каких – либо обязанностей.
В пяти семьях родители (матери) второй группы детей характеризуются непоследовательностью в воспитании. Они ведут себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускают много ошибок в воспитании, плохо понимают своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, противоречивы.
В четырех семьях обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.
В трех семьях родители (матери) не проявляют большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти нет теплоты.
В одной семье родители (матери) второй группы детей сознательно стараются приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносит в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминируют, а не уступали.
В одной семье произошла смена образцов семейного воспитания в связи с рождением второго ребенка.
Таким образом,
- в шести семьях (30%) потакают всем желаниям ребенка, чрезмерно покровительствуют и обожают. Такие родители не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка. В этих семьях происходит культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям ила членам семьи.
- неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки "улучшения", "коррекции" врожденного типа реагировании, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно "правильного" типа поведения. Не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни. Наряду с жестким контролем происходит сочетание с равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством происходит в пяти семьях (25%).
- в четырех семьях (20%) обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.
- в трех семьях (15%) - недостаток опеки и контроля за поведением.
- в одной семье (5%) сознательно стараются приспособиться к потребностям ребенка. Но это вносит в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминируют, а не уступали.
- в одной семье (5%) произошла смена образцов воспитания.
4. Анкета – опросник для родителей "Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка"
С помощью анкеты - опросника выявлялись представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка по следующим показателям:
- эмоциональный опыт ребенка (вопросы 9, 10);
- присутствие у ребенка фактора эмоциональной напряженности (вопрос 8);
- наличие у ребенка знаний и представлений о чувствах, эмоциях (вопрос 16);
- эмоциональное поле ребенка (вопросы 3, 13, 14);
- эмоциональный (модальный) стиль ребенка (вопросы 4, 5, 15);
- экспрессивность (мимическая выразительность) ребенка (вопросы 11, 12).
По результатам ответов на вопросы 3, 6, 7, 14, 16, 17 выявили позицию родителей по отношению к ребенку, особенности их эмоционального взаимодействия, а также степень достоверности ответов. Проведение данной анкеты осуществлялось в сочетании с беседой для прояснения некоторых позиций родителей, а также для того, чтобы инициировать наблюдение за эмоциональными проявлениями ребенка.
Качественный анализ полученных ответов осуществлялся в следующем направлении — особенности эмоционального развития ребенка.
Ответы родителей первой группы на вопрос о печальном, страшном событии в жизни ребенка отрицательны. Возможно, родители сознательно скрывали пережитые ребенком те или иные события, связанные с трагическими обстоятельствами. В своих ответах матери первой группы детей чаще всего отражали эмоциональное проживание ребенком конкретного радостного события (получение желанного подарка, поездка на море, к бабушке, цирковое представление). Эмоциональное "застревание" ребенка на данной ситуации, предметах вызвано эмоциональным переживанием чувства радости, удивления.
Повышенный фон эмоциональной возбудимости родители (матери) первой группы связывают с конкретной ситуацией, которые часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью,переходящей в навязчивые двигательно-речевые комплексы.
Большинство из родителей отмечали при собеседовании, что, хотя и нечасто, но в некоторых случаях (наказание ребенка, повышенный поучительный тон авторитетного взрослого) вызывает эмоциональную заторможенность ребенка в виде отказа от речевого общения, уход из помещения, в котором происходит данная ситуация. Эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными действиями ребенка. Это позволяет сделать вывод о том, что ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями.
Анализ результатов ответов на вопрос 16а позволил выяснить следующее, что
- рассказывают ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми
часто – 6 из 18 (33%),
по ситуации – 6 из 18 (33%),
если спрашивает – 6 из 18 (33%).
- В своих беседах с ребенком стараются научить его понимать эмоциональные состояния других и своих собственных и правильно на них реагировать. Для этого используют чтение сказок, просмотр мультфильмов и детских фильмов, конкретные жизненные ситуации. Оказывает помощь многим матерям (11) в данном вопросе чтение специальной литературы (духовно-нравственной, психологической и др.)
Эмоционально развитым ребенком считают все родители первой группы. Все родители отмечают, что в их семье принято открыто выражать свои эмоции и чувства, что способствует, по их мнению, развитию эмоциональной сферы ребенка. Но в тоже время пять матерей не связывают это со своей личностью.
У 39% детей первой группы развита способность эмоционального сопереживания и "заражения", отмечается гибкость перехода из одного эмоционального состояния в другое. 61% матерей затруднились ответить о развитии эмпатии у своих детей, об их эмоциональной пластичности.
Все переживаемые эмоции, по мнению родителей, носят ситуативный характер. Положительный эмоциональный фон детей характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности (позитивное отражение).
У большинства детей первой группы (83%) мимическая выразительность ребенка при эмоциональном реагировании носит непроизвольный характер, то есть происходят непроизвольные экспрессивные реакции.
Таким образом, по результатам анкетирования, все дети первой группы эмоционально развиты. Им присущ положительный эмоциональный фон, который характеризует достаточно стабильное и конструктивное принятие себя и окружающей действительности. Повышенный фон эмоциональной возбудимости часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью. У большинства детей первой группы (83%) мимическая выразительность ребенка при эмоциональном реагировании носит непроизвольный характер, то есть происходят непроизвольные экспрессивные реакции. Эмоциональное "застревание" ребенка на конкретной ситуации, предметах вызвано эмоциональным переживанием чувства радости, удивления. Ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями.