Современная общественная ситуация, ориентированная на человека как на высшую ценность, порождающая в связи с этим новые стратегии воспитания, предполагает переход от авторитарного (равно как и антиавторитарного) воздействия на ребенка к эффективному взаимодействию с ним на основе личностно-гуманного подхода. «Современной школе остро необходим не просто учитель, а учитель-фасилитатор (от английского слова fasilitate, что означает «стимулировать», «активизировать») – учитель-психотерапевт, успешно развивающий «помогающие», поддерживающие отношения во взаимодействии с ребенком, родителями, коллегами. Этот учитель не только и не столько вооружает ребенка необходимой суммой знаний, умений и навыков, но и помогает стать тем, кем и чем он (ребенок) может стать». (Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу - с радостью. Практическая психология для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2000, с.3). Только такой учитель сумеет заложить основы гуманистического мировоззрения ребенка, формируя гуманное отношение к миру, природе, людям.
Помощником учителя в гуманистическом воспитании детей на этапе начальной школы выступают такие особенности, как ярко выраженные познавательные потребности и восприятие мира с позиций нравственного сознания.
Почему мы уделяем большое значение познавательной потребности? Дело в том, что одной из основных потребностей на протяжении практически всего жизненного пути психологи считают потребность в социальной компетенции (она опредмечивается в профессиональной квалификации, в общественной работе, в «хобби», в значимых домашних занятиях и т.д.). Реализация потребности в социальной компетенции в полной мере невозможна без тесно связанной с ней высоко развитой познавательной потребности, которая характеризуется своей апрагматичностью и нерегламентированностью. «Чистое» познание не приносит само по себе никаких дивидендов индивиду и не определяется общепринятыми социальными нормами. Познавательная потребность формируется, как отмечает Л.И. Божович, «на основе органической потребности в новых впечатлениях». Познавательная потребность, выступая в качестве изначального познавательного интереса в дошкольном периоде («эпохе вопросов»), в младшем школьном возрасте достигает мощного развития и выражается уже в познавательной деятельности, организует и направляет которую педагог. Он учит познавать реальную жизнь через ознакомление с поэзией, прозой, живописью, музыкой, историей архитектурных памятников, заповедных зон, парков, воспитывая таким образом любовь к прекрасному. Художественно-образная деятельность школьников должна основываться на познавательных потребностях, естественной любознательности детей и в то же время формировать их дальнейшие познавательно-творческие способности. Иначе ребенок, взрослея, перерастая игровое восприятие искусства, оказывается не способным к восприятию его на более высоких уровнях, соответствующих сущности искусства как высшей ступени отношений между людьми. Практика довольно часто подтверждает это: к 11-13-ти годам творческий потенциал школьников резко падает, угасает интерес к активной художественной деятельности, снижается острота восприятия произведений искусства. «...падение познавательных интересов в подростковом возрасте - явление вполне типичное». (Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990, с 40.). Об этом же пишет крупнейший философ, искусствовед 20-х годов, пристально изучавший процессы художественного развития личности, А.В. Ьакушинский. «Чудесный искрометный гейзер художественного творчества с высокой подпочвенной струёй мощного напряжения теперь отпадает, его многоцветность блекнет, все вновь уходит в какие-то таинственные глубины», - пишет он о подростковом возрасте. (Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М., 1922.). Мы разделяем точки зрения ученых, педагогов, психологов, которые считают основой творческого потенциала личности именно младший школьный возраст.
Основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, сегодня остается образовательное учреждение (в данном случае – школа), становящееся носителем воспитывающей среды. Воспитательная деятельность в начальной школе должна быть направлена на формирование у детей основ нравственного здоровья - гуманного отношения к миру, природе, людям, на поддержание, стимулирование и развитие стремления детей к красоте и творчеству. Как справляется с данной задачей современная школа? Нами проводилось обследование школ города Москвы (№№ 155, 815, 26 и др.), направленное на выявление, а также изучение в этих школах форм, методов учебных и внеучебных занятий, определяющих воспитывающий характер обучения. Образование рассматривается сегодня как учеными педагогами, так и педагогами практиками в качестве единого целостного процесса, который невозможно разделить на обучение и воспитание. В прошлом остался «знаниевый» подход в образовании. «Сейчас акцент меняется - от гностического подхода (можно употребить модное слово - от знаниевой парадигмы) к деятельностному подходу (парадигме)» (А.М.Новиков. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. - 2-е изд. - Чебоксары. Изд-во Чувашского ун-та. 2001. С. 76.). Образование уже не считается «подготовкой» к жизни. Урок в качестве составляющей части образовательного процесса рассматривается как часть истории личностной судьбы ребенка, протекание 45-минутного момента жизни.
Об уроке, о современных детях, о достижениях и трудностях школы беседуем с учительницей начальной школы № 815 г. Москвы Ольгой Владимировной Сдвижковой, проработавшей в школе много лет. Сухомлинский писал, что педагог никогда не должен исчерпываться, а если подобное случается, учитель – как воспитатель и как наставник - на этом заканчивается. Пример педагогической деятельности Ольги Владимировны, на наш взгляд, замечательная иллюстрация того; как на всем протяжении работы в школе учитель растет и самосовершенствуется вместе с требованиями, диктуемыми временем. Особенно это актуально сейчас, когда «в не столь отдаленном будущем образование должно измениться больше, чем за все триста с лишним лет, происшедших с момента возникновения, в результате развития книгопечатания, школы современного типа» (А.М.Новиков, там же. - С. 22). Ольга Владимировна относится к поколению учителей, профессионально-этические установки которых складывались в те времена, когда ответственное отношение к делу рассматривалось как незыблемая первооснова, как необходимое условие, дающее моральное право идти к детям, и не имело прямопропорциональной зависимости от размеров денежного вознаграждения. Она считает, что система Занкова не отбросила лучшее, что было у традиционной школы, хотя имеет очень сильные отличия: «В традиционном обучении ход познания идет «от учителя», а у Занкова - «от ученика». Если раньше мы ориентировались на усвоение знаний, то теперь развитие идет по таким линиям умственной деятельности, как аналитическое наблюдение, обобщающее мышление и практические действия; главным мотивом обучения перестает быть оценка: на первое место выходит удовлетворение от интеллектуальной деятельности, связанной с процессом познания».
Мы задали вопрос о том, как через учебные предметы реализовываются воспитывающие цели образования. Ольга Владимировна считает, что воспитательный потенциал содержится в любых учебных предметах: «Настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом. Воспитание процесс целостный и непрерывный. На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда». Ольга Владимировна приводит пример. Идет урок математики. Решается задача о производстве хлебобулочных изделий. По ходу урока выясняется, что многие дети не знают, что такое коврижки и крендели. После разъяснения разговор логически перетекает в беседу о том, как тяжело производится хлеб, как долог его путь от зернышка пшеницы до мягкой булочки на нашем столе, о бережном отношении к хлебу, а значит и к труду очень многих людей, овеществленном в этом хлебе. «Научиться считать - это, безусловно, важно, но и в душе после каждого урока что-то должно остаться, некое духовное приращение, какое-то, пусть крохотное, нравственное зернышко», – подводит итог Ольга Владимировна.
Урок русского языка. Дети учатся не только грамоте, учатся ценить, любить, уважать родной язык, чтобы «во дни сомнений» он действительно мог стать для них «поддержкой и опорой». Педагог найдет возможность приблизить к жизни, воспитанию детей любой содержательный материал. Предлагается группа слов: мальчик, девочка, изучать, Москва, родной. На вопрос о том, что можно сказать об этом множестве слов, дети отвечают, что здесь представлены;
- разные части речи,
- двухсложные и трехсложные слова,
- слова с орфограммами,
- имена нарицательные, имена собственные.
Ребятам предлагается исключить «лишнее» слово. Снова много разнообразных предложений: исключить следует слово «мальчик» (как единственное, содержащее показатель мягкости), «родной» (как единственное прилагательное) и т.д. А добравшись до слова «Москва» (единственное имя собственное), ведем разговор дальше - о том, как мы понимаем слова «родной город», что значить «любить свой город», как и от кого мы его защищаем и бережем. В конце занятия в тетради появляется составленное с использованием данных слов предложение («Мне дорог мой родной город Москва», «мальчики и девочки изучают Москву» и т.д.).