«Высота планки» при постановке учебных целей как один из факторов успешности обучения
Липчанская Мария Анатольевна, педагог кафедры естествознания ЦДО «Эйдос»
Здорово, когда у человека есть возможность все жизненно важные решения принимать самому. Однако в жизни, особенно в жизни ребенка, такая возможность выпадает редко. Гораздо чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда собственные планы и потребности человек вынужден согласовывать с целями, поставленными перед ним извне. В системе образования такими «извне задаваемыми целями» являются Государственные стандарты, политика школы, методические предпочтения и планы педагога и т.д., и т.п.
В связи с этим возникает вопрос: как влияет «высота планки», поставленной перед ребенком в извне заданных целях, на успешность его обучения?
Я считаю, что при соблюдении определенных условий, только «высокие» (т.е. представляющие субъективную трудность) цели способны обеспечить качественные изменения в развитии учащихся и педагогов.
Что же это за условия?
Первое: субъект, ставящий цели, отвечает и за создание условий для их достижения.
Например, если государство поставило перед системой среднего образования цель – формирование у выпускников информационной культуры, то государство же должно позаботиться об обеспечении школ необходимой для этого техникой и другими ресурсами (методическими, материальными).
Учитель, который поставил цель сформировать определенный навык у 100% учащихся класса, должен быть готов организовать работу с учетом индивидуальных особенностей каждого из этих 100% детей.
Ученик, решивший получить в школе определенный статус (стать отличником, победить в интеллектуальном или творческом конкурсе) тем самым берет на себя обязательства отдавать учебе больше времени и сил, чем те, кто довольствуется удовлетворительными оценками.
Второе: учитель должен быть готов по ходу работы вносить коррективы в свою деятельность. Такая необходимость появляется, когда цели учителя кажутся ученикам слишком трудными, а желание преодолевать трудности у них не возникает. Для разрешения подобной конфликтной ситуации надо согласовать извне задаваемые цели с целями ученика. В принципе, это можно сделать несколькими способами.
Первый – снижение требований (снижение планки).
При таком подходе легко дойти (и многие доходят!) до абсурда, когда деятельность учителя сводится к созданию тотальной «ситуации успеха», которая, вообще-то, должна играть не образовательную, а мотивационную роль, т.е. придавать детям силы, которые нужны для того, чтобы без страха приступить к освоению нового сложного материала.
Такой подход «усыпляет» и детей, и учителя, а в будущем чреват жестокими разочарованиями – появлением отличников, сдающих на тройки ЕГЭ, выпускников вузов, которые не могут устроиться на работу, т.к. работодателей не устраивает их квалификация, и т.п.
Второй вариант поведения – игнорирование проблемы (игнорирование факта, что у детей есть свои потребности, отличные от потребностей педагога).
Это вообще педагогический тупик. Если в предыдущем случае до поры до времени сохраняется хотя бы психологический комфорт, то при игнорировании проблемы конфликта интересов у детей не будет ни знаний, ни хороших человеческих отношений с учителем.
Тем не менее, к большому сожалению, такие ситуации случаются: иногда приходится сталкиваться с педагогами, которые всю ответственность за результаты обучения готовы сложить на учащихся, и искренне полагают, что они «… не виноваты, что в классе учатся одни лодыри и тупицы…».
По сути, это вообще не рассуждения педагога.
И, наконец, вариант номер три – попытка изменить ситуацию (разрешить конфликт) без внесения существенных корректив в цели. Что же тогда менять?
Во-первых, методику работы с материалом.
В изменении методики можно выделить следующие конкретные направления работы:
1. Детализация алгоритмов выполнения заданий; предоставление образцов и примеров выполнения заданий, в том числе творческих. При этом образцы творческих работ служат не для формирования стереотипного подхода к работе (хотя такой риск есть), а для оказания психологической поддержки нерешительным учащимся – наличие образцов доказывает, что задание выполнимо и к нему можно найти свой подход.
2. Уточнение и расширение списка критериев оценки творческих работ. При этом происходит «озвучивание» тех критериев, которые учитель раньше не осознавал, но учитывал при выставлении оценки (и такое бывает!). Эта работа дает результаты, полезные и для ученика, и для учителя. Учителю она позволяет отрефлексировать свою деятельность, уточнить какие-то методические особенности работы с материалом. Ученик, изучив критерии, по которым его будут оценивать, сможет увидеть, о чем вообще можно размышлять и на что обращать внимание, выполняя работу.
3. Увеличение количества способов представления материала, расширение списков основной и дополнительной литературы. Пожалуй, этот пункт даже не нуждается в комментариях. Понятно, что представление одного и того же материала несколькими способами повышает эффективность его донесения до детей с различными ведущими репрезентативными системами, разными типами мышления и памяти.
Второй важный момент работы – это психологический настрой учащихся на достойную встречу трудностей. Здесь можно выделить несколько моментов.
1. Необходимо объяснить детям, что наличие трудностей – это нормально, и это признак того, что ребенок занимается действительно серьезной работой.
В качестве иллюстрации того, как можно построить подобный разговор с ребенком, приведем два фрагмента беседы научного руководителя с учениками, приступающими к работе над научным проектом.
Вариант первый – относительно спокойный и сдержанный:
«Вообще-то, научная работа – это не детское дело. Более того, эта деятельность не по плечу и многим взрослым. И я уважаю вас за то, что вы решились посвятить свое время и силы столь серьезному и нелегкому делу. Уверена, что вы достойно отреагируете на те трудности и проблемы, которые время от времени будут перед вами возникать, и никакие временные неудачи не заставят вас отказаться от начатого дела. Со своей стороны могу обещать, что не оставлю вас без помощи и поддержки, за которой вы всегда можете обратиться».
Вариант второй – более экстремальный:
«По моим расчетам, вы не должны понимать примерно 70% из всего, что я вам говорю, поэтому я абсолютно спокойно отреагирую на ситуацию, в которой вы будете обращаться за дополнительными разъяснениями по поводу 70% инструкций и заданий. Более того, отсутствие такого количества вопросов заставит меня думать, что вы не понимаете вообще ничего, и к тому же не пытаетесь разобраться в возникших проблемах. Так что имейте в виду: я очень жду, что вы будете спрашивать меня обо всем, что кажется вам непонятным в работе, так часто, как это вам понадобится. Кстати, необходимость самим формулировать вопросы поможет вам быстрее разобраться в материале и включиться в работу…»
Практика показывает, что подобные беседы, проводимые время от времени, придают детям силы и уверенность в том, что ситуация под контролем, и все возникающие у них проблемы вполне разрешимы.
2. Иногда возникает необходимость в коррекции самооценки ребенка.
Сегодня это очень большая проблема. Нравственным воспитанием подростков в массовой школе часто никто не занимается, и в результате психологические новообразования подросткового возраста (стремление к взрослости, к лидерству) становятся не ступенькой к психологической зрелости, а именно новообразованиями – «раковыми опухолями», постепенно разрушающими личность. Итог – огромное количество детей с патологически завышенной самооценкой.
Необходимо объяснять детям, что желание всегда и везде «ездить на белом коне», болезненное отношение к малейшим неудачам никого не красит. По-настоящему сильный человек должен уметь и падать, и вставать после падения.
Ребенок с завышенной самооценкой нацелен не на решение проблемы, а на поддержание своего безупречного имиджа. И если поддержание имиджа требует не связываться с трудно достигаемыми целями, то ребенок сделает все от него зависящее, чтобы избавиться от необходимости двигаться к этим целям.
3. Для нерешительных, робких детей важную роль может сыграть демонстрация примеров работ, выполненных их предшественниками, изучавшими данный предмет в прошлом учебном году, или раньше. Знакомство с творчеством ровесников позволит детям лично убедиться, что проблемы решаемы, и, возможно, вдохновит их на собственные трудовые подвиги.
Сотрудничество учителя и учащихся при достижении учебных целей – это многогранное и сложное явление. Мы рассмотрели лишь один из его аспектов – коррекцию деятельности учителя, обеспечивающую достижение учениками целей, представляющих для них субъективную трудность.
Предложенные подходы, конечно, не обеспечивают 100%-ного решения проблемы, однако они позволяют значительно увеличить процент учащихся, достигающих в учебе определенных успехов.